МКОУ «Новоярковская СОШ» Алтайского края Каменского района
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО)-Мельникова Татьяна Петровна
Предмет: Окружающий мир
Класс- 4
Тема урока : «Природная зона пустынь»
с.Новоярки
2013г
Цель: Сформировать представление о природной зоне пустынь: географическое положение, климат, растительный и животный мир, деятельность человека.
Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.
Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы, термины и понятия: Изучение географического положения и климата пустыни, растительного и животного мира и деятельности человека в пустыне.
«Природная зона», « пустыня», «оазис», « барханы.»
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе родного края и желание об этом рассказать.
Метапредметные умения
Познавательные:
— различать особенности природной зоны и обосновывать свое мнение;
— определять природную зону на географической карте и обосновывать свое мнение;
— использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Регулятивные:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— оценивать результат учебной деятельности.
Коммуникативные:
— формулировать высказывания, мнение;
— согласовывать позиции с партнером;
— адекватно использовать речевые средства для предоставления результата..
Предметные умения
— рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности:
— уметь показывать на карте зону пустынь.
— называть растения и животных зоны пустынь;
Информационный материал:
Учебник, энциклопедия, географическая карта.
Демонстрационный материал:
Географическая карта, мультимедийный материал.
Формы работы:
Фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Ход урока.
Этап урока | Цели деятельности | Деятельность учителя | Результат деятельности | |
1 | Организационный момент
| Создать эмоциональный настрой | Звенит звонок. — Здравствуйте, ребята! — Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. — А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
|
|
2 | Самоопределение к деятельности
| Мотивировать учащихся к изучению темы.
Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме путешественников | (Создание ситуации). Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой. В какой природной зоне оказались путники? Определите название природной зоны по этому описанию. Высказывания школьников. Подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения. Есть ли желание этому научиться? | Личностные умения: — проявлять интерес к процессу изучения темы; — желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.
|
3 | Учебно-познавательная деятельность 1.(Географическое положение и климат зоны пустынь) | Актуализировать знания школьников о природных зонах России.
Научить школьников: — отличать зону пустынь от других природных зон по их географическому положению и климату; -находить в словаре значение неизвестного слова; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — формулировать значение «пустыня», «барханы», «оазис» — определять по карте местонахождение зоны пустынь. — выполнять учебное задание в паре | Задание1. Разгадайте кроссворд (см.приложение) Назовите природные зоны, к которым относятся данные явления. Покажите природные зоны России на карте.
Назовите природную зону, имеющую ровное пространство с травяной Задание 2 Учебник стр. 148- 149 Прочитайте и подчеркните неизвестные вам слова. Пустыня, оазис, барханы Задание 3 Прочитайте значение неизвестных слов в толковом словаре. Задание 4 . Покажите зону пустынь на карте. Задание 5. Объясните, почему пустыню называют «страной солнца» Верно ли, что пустыня располагается около Азовского моря и на юге Восточной Сибири? Обоснуйте свое мнение. Задание 5(дети работают в паре) Впишите сведения о зоне пустынь в таблицу (дети работаю в паре) | Диагностические задания Вставьте в текст пропущенные слова. Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________ (не закрывается) облаками. Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______ (мало). Снеговой покров очень _______ (небольшой). Зима _________ (короткая) и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В Пустыне всего два времени года _______ (зима) и _______ (лето).
Познавательные умения: — определять значение и смысл слов: пустыня, барханы, оазис; — определять признаки Пустыни и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: — формировать высказывание и мнение; — адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Предметные умения: — находить на карте природную зону пустынь; — рассказывать о природной зоне пустынь.
|
| Растительный мир зоны пустынь | — научить школьников различать растения природных зон по существенным признакам; — объяснять различие между растениями других природных зон и зоны пустынь; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
| Задание1 Учебник стр.150-152 Прочитайте текст и назовите растения, которые встречаются в зоне пустынь. Задание2 А) Назовите: — растения, которые зеленеют короткой весной (полынь, мятлик, пустынная осока) — растения, которые расцветают уже в марте (тюльпаны, маки, лютики, солянка) — дерево, которое доживает в пустыне до 150 лет (саксаул) Задание 3 Из предложенных названий растений выберите те, которые не могут жить в пустыне. Обоснуйте свое мнение (верблюжья колючка, полынь, фиалка). Задание 4 Допишите предложение: В пустыне растет:__________ ,_________, _________. Задание 5 Укажите признаки растений пустыни.
Встречаются многоэтажные растения | Диагностические задания Прочитайте предложение и выберите правильные ответы. В пустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этой зоне:
Познавательные умения: — объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: — уметь обосновывать свое мнение. — уметь работать в парах. Предметные умения: — распознавать растения пустыни по их существенным признакам |
| Животный мир | — научить школьников: — различать животных зоны пустынь по существенным признакам; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога. | Задание 1 Учебник стр. 152-154 Прочитайте текст. Назовите животных зоны пустынь. Укажите их характерные особенности. Задание 2 Объясните, почему верблюда называют кораблем пустыни? Почему многие животные пустыни ведут ночной образ жизни? Можно ли утверждать, что пустыня является «мертвой зоной»? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 Составьте краткий рассказ о животном пустыни по плану:
. | Диагностические задания 1.Прочитайте текст и слова для справок. Впишите в текст подходящие по смыслу слова. В пустыне живут ______ (змеи, суслики, тушканчики). Эти __________ (некрупные) животные с окраской _____________ (защитного) цвета. Они ___________ (быстро) передвигаются Ведут _________(ночной) образ жизни. Слова для справок: некрупные, большие, пестрой, защитной, быстро, медленно, ночной, дневной, змеи, лисицы, тушканчики, дрофа, суслики.
Познавательные умения: — различать животных пустынь по характерным признакам и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с планом; Коммуникативные умения: — оформлять речевое высказывание. Предметные умения: — выделять характерные особенности животных; — рассказывать о животных пустынь. |
| Деятельность человека в пустыне. | Сформировать представление о деятельности человека в пустыне. Научить школьников: — рассказывать о видах деятельности человека в пустыни; — формулировать высказывание, используя термины; — выполнять взаимопроверку учебного задания; — вносить сведения о пустыни в таблицу. | Задание 1 Учебник стр. 155-156 Назовите значение слова: «арык» Назовите значение выражения «дитя солнца». Назовите самую большую ценность для человека в пустыне. Расскажите о занятии людей в пустыне. Задание 2 Можно ли утверждать, что большинство людей в пустыне занимаются рыболовством и охотой? Свое мнение обоснуйте. Верно ли, что на полях в зоне пустынь люди выращивают пшеницу и кукурузу? Свое суждение обоснуйте. Задание с взаимопроверкой Впишите сведения в таблицу (см прил3) | Познавательные умения: — определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины. Предметные умения: — рассказывать о занятии людей в пустыне; — оформлять таблицу, используя данные учебной темы.
|
4 | Диагностика качества освоения темы | – установить степень усвоения темы: — устанавливать последовательность природных зон России; -определять характерные особенности растений и животных зоны пустынь; — давать характеристику жизнедеятельности человека в пустыне.
| Впишите сведения о природной зоне пустынь в таблицу по следующим параметрам (см.прил.4) | Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с учебной задачей.
Предметные умения: — уметь применять полученные знания при диагностике.
|
5 | Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Стимулировать интерес, воображение при составлении рассказа путешественника о зоне пустынь. • Научить школьников: — выбирать уровень задания; — самоорганизовываться при выполнении задания; — составлять рассказ о зоне пустынь; — адекватно использовать речевые средства для предоставления результата. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
— планирование деятельности; — выполнение задания; — представление результатов деятельности. Информативный вариант Прочитайте текст и впишите подходящие по смыслу слова. Озаглавьте текст. Всюду были невысокие ___________ песка, по которым двигался наш караван на _____________. Вдруг мы увидели, как метнулась_____________ в заросли __________. Ранним утром из своих нор вылезли ____________. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были –____________. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником. Импровизационный вариант Прочитайте текст и внесите изменения так, чтобы получился рассказ о пустыни. Всюду были невысокие холмы песка, по которым двигался наш караван на собачьих упряжках. Вдруг мы увидели, как метнулась лиса в заросли ивняка. Ранним утром из своих нор вылезли волки. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были – леса. А вдали виднелись поля, засеянные пшеницей. Эвристический вариант Составьте и напишите рассказ путешественника о пустыне. (см. прил 5)
| Личностные умения: Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне.
Познавательные умения: — выбирать вариант выполнения задания; — использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни. Регулятивные умения: — выполнять учебные действия в соответствии с целью. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности Предметные умения: — составлять |
6 | Рефлексия | Научить школьников анализировать и оценивать результат собственной деятельности. |
Допишите предложение: Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________
Закончите предложение: Я доволен(льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.
|
|
7 | Домашнее задание |
| Стр .56-60 |
|
Приложение1.
Приложение 2
Климат Зима Лето | ||
|
|
|
Приложение 3
сельское хозяйство | строительство | другая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Географи-ческое положение |
| |
Климат | Зима | Лето |
. |
| |
Раститель-ный мир |
| |
Животный мир |
| |
Деятель-ность человека |
|