МКОУ «Новоярковская СОШ» Алтайского края Каменского района

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)-Мельникова Татьяна Петровна

Предмет: Окружающий мир

Класс- 4

Тема урока : «Природная зона пустынь»

с.Новоярки

2013г

Цель: Сформировать представление о природной зоне пустынь: географическое положение, климат, растительный и животный мир, деятельность человека.

Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.

Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия: Изучение географического положения и климата пустыни, растительного и животного мира и деятельности человека в пустыне.

«Природная зона», « пустыня», «оазис», « барханы.»

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе родного края и желание об этом рассказать.

Метапредметные умения

Познавательные:

— различать особенности природной зоны и обосновывать свое мнение;

— определять природную зону на географической карте и обосновывать свое мнение;

использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Коммуникативные:

— формулировать высказывания, мнение;

— согласовывать позиции с партнером;

— адекватно использовать речевые средства для предоставления результата..

Предметные умения

рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности:

уметь показывать на карте зону пустынь.

— называть растения и животных зоны пустынь;

Информационный материал:

Учебник, энциклопедия, географическая карта.

Демонстрационный материал:

Географическая карта, мультимедийный материал.

Формы работы:

Фронтальная

индивидуальная

парная

групповая

Ход урока.

Этап урока

Цели деятельности

Деятельность учителя

Результат деятельности

1

Организационный момент

Создать эмоциональный настрой

Звенит звонок. — Здравствуйте, ребята!

— Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

— А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.

2

Самоопределение к деятельности

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме путешественников

(Создание ситуации). Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

В какой природной зоне оказались путники? Определите название природной зоны по этому описанию.

Высказывания школьников. Подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения. Есть ли желание этому научиться?

Личностные умения:

— проявлять интерес к процессу изучения темы;

— желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.

3

Учебно-познавательная деятельность

1.(Географическое положение и климат зоны пустынь)

Актуализировать знания школьников о природных зонах России.

Научить школьников:

— отличать зону пустынь от других природных зон по их географическому положению и климату;

-находить в словаре значение неизвестного слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать значение «пустыня», «барханы», «оазис»

— определять по карте местонахождение зоны пустынь.

— выполнять учебное задание в паре

Задание1.

Разгадайте кроссворд (см.приложение)

Назовите природные зоны, к которым относятся данные явления.

Покажите природные зоны России на карте.

  1. Назовите природное явление, благодаря которому удобряется почва и становится рыхлой.

  2. Назовите природную зону, которая имеет скудную растительность.

  3. Назовите отличительную особенность зоны степей?

Назовите природную зону, имеющую ровное пространство с травяной

Задание 2

Учебник стр. 148- 149

Прочитайте и подчеркните неизвестные вам слова. Пустыня, оазис, барханы

Задание 3

Прочитайте значение неизвестных слов в толковом словаре.

Задание 4 .

Покажите зону пустынь на карте.

Задание 5.

Объясните, почему пустыню называют «страной солнца»

Верно ли, что пустыня располагается около Азовского моря и на юге Восточной Сибири? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5(дети работают в паре)

Впишите сведения о зоне пустынь в таблицу

(дети работаю в паре)

Диагностические задания

Вставьте в текст пропущенные слова.

Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________ (не закрывается) облаками.

Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______

(мало). Снеговой покров очень _______ (небольшой). Зима _________ (короткая) и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В Пустыне всего два времени года _______ (зима) и _______ (лето).

Познавательные умения:

— определять значение и смысл слов: пустыня, барханы, оазис;

— определять признаки Пустыни и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— формировать высказывание и мнение;

— адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

— находить на карте природную зону пустынь;

— рассказывать о природной зоне пустынь.

Растительный мир зоны пустынь

научить школьников различать растения природных зон по существенным признакам;

— объяснять различие между растениями других природных зон и зоны пустынь;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание1

Учебник стр.150-152

Прочитайте текст и назовите растения, которые встречаются в зоне пустынь.

Задание2

А) Назовите:

— растения, которые зеленеют короткой весной (полынь, мятлик, пустынная осока)

— растения, которые расцветают уже в марте (тюльпаны, маки, лютики, солянка)

— дерево, которое доживает в пустыне до 150 лет (саксаул)

Задание 3

Из предложенных названий растений выберите те, которые не могут жить в пустыне. Обоснуйте свое мнение (верблюжья колючка, полынь, фиалка).

Задание 4

Допишите предложение:

В пустыне растет:__________ ,_________, _________.

Задание 5

Укажите признаки растений пустыни.

  • Корни глубоко проникают в почву.

  • Ствол приземистый, стелющийся.

  • Корни располагаются на поверхности почвы.

  • Листья часто похожи на колючки.

  • Многие растения вечнозеленые.

Встречаются многоэтажные растения

Диагностические задания

Прочитайте предложение и выберите правильные ответы.

В пустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этой зоне:

  • жаркое и продолжительное лето.

  • Рельеф местности имеет много неровностей

  • Небольшое количество годовых осадков.

  • Почвы сильно засолены

  • Животные съедают растения.

Познавательные умения:

— объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— уметь обосновывать свое мнение.

— уметь работать в парах.

Предметные умения:

— распознавать растения пустыни по их существенным признакам

Животный мир

научить школьников:

— различать животных зоны пустынь по существенным признакам;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога.

Задание 1

Учебник стр. 152-154

Прочитайте текст. Назовите животных зоны пустынь. Укажите их характерные особенности.

Задание 2

Объясните, почему верблюда называют кораблем пустыни?

Почему многие животные пустыни ведут ночной образ жизни?

Можно ли утверждать, что пустыня является «мертвой зоной»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3

Составьте краткий рассказ о животном пустыни по плану:

  1. Величина животного

  2. Покровительственная окраска

  3. Образ жизни

  4. Потребность в воде и пище

.

Диагностические задания

1.Прочитайте текст и слова для справок.

Впишите в текст подходящие по смыслу слова.

В пустыне живут ______ (змеи, суслики, тушканчики). Эти __________ (некрупные) животные с окраской _____________ (защитного) цвета. Они ___________ (быстро) передвигаются Ведут _________(ночной) образ жизни.

Слова для справок: некрупные, большие, пестрой, защитной, быстро, медленно, ночной, дневной, змеи, лисицы, тушканчики, дрофа, суслики.

Познавательные умения:

— различать животных пустынь по характерным признакам и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

— оформлять речевое высказывание.

Предметные умения:

— выделять характерные особенности животных;

— рассказывать о животных пустынь.

Деятельность человека в пустыне.

Сформировать представление о деятельности человека в пустыне.

Научить школьников:

— рассказывать о видах деятельности человека в пустыни;

— формулировать высказывание, используя термины;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— вносить сведения о пустыни в таблицу.

Задание 1

Учебник стр. 155-156

Назовите значение слова: «арык»

Назовите значение выражения «дитя солнца».

Назовите самую большую ценность для человека в пустыне.

Расскажите о занятии людей в пустыне.

Задание 2

Можно ли утверждать, что большинство людей в пустыне занимаются рыболовством и охотой? Свое мнение обоснуйте.

Верно ли, что на полях в зоне пустынь люди выращивают пшеницу и кукурузу? Свое суждение обоснуйте.

Задание с взаимопроверкой

Впишите сведения в таблицу

(см прил3)

Познавательные умения:

— определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

— рассказывать о занятии людей в пустыне;

— оформлять таблицу, используя данные учебной темы.

4

Диагностика качества освоения темы

установить степень усвоения темы:

— устанавливать последовательность природных зон России;

-определять характерные особенности растений и животных зоны пустынь;

— давать характеристику жизнедеятельности человека в пустыне.

Впишите сведения о природной зоне пустынь в таблицу по следующим параметрам

(см.прил.4)

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с учебной задачей.

Предметные умения:

— уметь применять полученные знания при диагностике.

5

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Стимулировать интерес, воображение при составлении рассказа путешественника о зоне пустынь.

Научить школьников:

— выбирать уровень задания;

— самоорганизовываться при выполнении задания;

— составлять рассказ о зоне пустынь;

— адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Прочитайте текст и впишите подходящие по смыслу слова. Озаглавьте текст.

Всюду были невысокие ___________ песка, по которым двигался наш караван на _____________. Вдруг мы увидели, как метнулась_____________ в заросли __________. Ранним утром из своих нор вылезли ____________. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были –____________. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

Импровизационный вариант

Прочитайте текст и внесите изменения так, чтобы получился рассказ о пустыни.

Всюду были невысокие холмы песка, по которым двигался наш караван на собачьих упряжках. Вдруг мы увидели, как метнулась лиса в заросли ивняка. Ранним утром из своих нор вылезли волки. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были – леса. А вдали виднелись поля, засеянные пшеницей.

Эвристический вариант

Составьте и напишите рассказ путешественника о пустыне.

(см. прил 5)

Личностные умения:

Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне.

Познавательные умения:

— выбирать вариант выполнения задания;

— использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни.

Регулятивные умения:

— выполнять учебные действия в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

Предметные умения:

— составлять

6

Рефлексия

Научить школьников анализировать и оценивать результат собственной деятельности.

  1. Самоанализ

Допишите предложение:

Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________

  1. Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.

7

Домашнее задание

Стр .56-60

Приложение1.

Приложение 2

Географическое положение

Климат

Зима Лето

Приложение 3

Деятельность человека в пустыне

сельское хозяйство

строительство

другая деятельность

Приложение 4

ПУСТЫНЯ

Географи-ческое положение

Климат

Зима

Лето

.

Раститель-ный мир

Животный мир

Деятель-ность человека

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here