Тема: Природные зоны. Горные экосистемы.
Цели: познакомить детей с природными условиями, растительностью и животными гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Оборудование: ИКТ, карта «Природные зоны», компьютерная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент
(Общий настрой на совместную работу)
— Я надеюсь, что урок поможет вам узнать много нового, интересного и неожиданного, о том, что, как вам кажется, уже известно.
2. Введение в урок.
-Подумайте, как можно ответить одним словом или общим названием:
●Грибы, черви, бактерии — М
●Деревья, травы, кустарники — К
●Птицы, звери, рыбы — Е
●Тундра, степь, леса, пустыня — П.ЗОНЫ
-Мы продолжаем разговор о природных зонах Земли, об особенностях климата, о представителях растительного и животного мира, обитающих там.
3.Актуализация знаний.
●Назовите основные климатические пояса Земли
-Холодный, умеренный, жаркий
●Назовите основные природные зоны холодного пояса
-Арктические пустыни, тундра
●Назовите природные зоны умеренного пояса
-Леса, степи, полупустыни
●Назовите природные зоны жаркого (тропического пояса)
-Тропические леса, тропические степи (саванны), тропические пустыни
●С чем связанно чередование природных зон нашей планеты?
-С углом падения солнечных лучей на поверхность Земли
●В каком порядке встретятся П.ЗОНЫ, если вы начнёте путешествие с Северного полюса?
●Может ли меняться порядок расположения природных зон Земли?
●А что может произойти?
4.Викторина «Природные зоны России» (компьютерная презентация).
-На территории России присутствуют почти все П.ЗОНЫ Земли. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по нашей стране и увидим, как вы научились узнавать природные зоны по пейзажу и по представителям растительного и животного мира.
5.Работа с нетбуками
— Продолжим путешествие по нашей стране с помощью карты и нетбуков. Включите их.
-Пока они начнут работу, вспомните, какими цветами на карте обозначены П.ЗОНЫ?
●Зелёный и светло-зелёный (леса)
●Жёлтый и светло-жёлтый (степи и пустыни)
●Серый и тёмно-серый (арт. пустыни и тундра)
-Откройте программу УМК и запустите её.
-Перед вами урок №9 «П.ЗОНЫ России», выполнять задания будем в следующем порядке:
● Задание 16
● Задание 15
● Задание 7
● Задание 14
● Задание 12
-Молодцы, наше путешествие по карте «П.ЗОНЫ России» закончено, закройте нетбуки.
6.Физминутка
-Разминка для концентрации внимания.
-Мы говорим об окружающем мире и следующую часть разминки продолжим по теме. Я называю представителей растительного и животного мира, определите, к какой группе они относятся:
-синица
-рябина
-подберёзовик
-тушканчик
-пшеница
-дождевые черви
-лемминг
-ягель
-человек?
7. Постановка проблемной ситуации.
— Мы говорили, что каждый живой организм хорошо приспособлен лишь к своему месту обитания.
●Существуют ли места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с
животными и растениями разных П.ЗОН? (слайд 1).
( Данные вопросы обсуждаются в парах. Ответы детей)
Итог обсуждения:
●Действительно. Такая экосистема существует. И сегодня на уроке мы с ней познакомимся. А называется она – горная экосистема.
(слайд 2).
7.Изучение нового материала.
а). — Ребята, кто летал из вас на самолётах? Вы, наверное, слышали слова стюардессы: ”Температура за бортом — минус 30(или -54) градуса.”
— Кто из вас может объяснить, почему такая низкая температура за бортом самолёта?
( ответы детей)
-Откройте учебник на с.42 и прочитайте, почему, чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем холоднее становится.
б). Работа с картой- схемой ”Высотные (горные) пояса” . (слайд 3).
-Подножье гор в степной зоне занято степями, а в лесной – лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.
в). Знакомство с обитателями гор. (слайд 4). (слайд 5). (слайд 6).
8.Итог урока. (слайд 7).
-Чтобы научиться беречь природу, нужно научиться её понимать и любить. На следующем уроке мы продолжим разговор о горных экосистемах, об обитателях гор. А сейчас ответим на вопросы, которые задавали в начале урока.