Тема: Природные зоны. Горные экосистемы.

Цели: познакомить детей с природными условиями, растительностью и животными гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Оборудование: ИКТ, карта «Природные зоны», компьютерная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент

(Общий настрой на совместную работу)

— Я надеюсь, что урок поможет вам узнать много нового, интересного и неожиданного, о том, что, как вам кажется, уже известно.

2. Введение в урок.

-Подумайте, как можно ответить одним словом или общим названием:

Грибы, черви, бактерии — М

Деревья, травы, кустарники — К

Птицы, звери, рыбы — Е

Тундра, степь, леса, пустыня — П.ЗОНЫ

-Мы продолжаем разговор о природных зонах Земли, об особенностях климата, о представителях растительного и животного мира, обитающих там.

3.Актуализация знаний.

Назовите основные климатические пояса Земли

-Холодный, умеренный, жаркий

Назовите основные природные зоны холодного пояса

-Арктические пустыни, тундра

Назовите природные зоны умеренного пояса

-Леса, степи, полупустыни

Назовите природные зоны жаркого (тропического пояса)

-Тропические леса, тропические степи (саванны), тропические пустыни

С чем связанно чередование природных зон нашей планеты?

-С углом падения солнечных лучей на поверхность Земли

В каком порядке встретятся П.ЗОНЫ, если вы начнёте путешествие с Северного полюса?

Может ли меняться порядок расположения природных зон Земли?

А что может произойти?

4.Викторина «Природные зоны России» (компьютерная презентация).

-На территории России присутствуют почти все П.ЗОНЫ Земли. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по нашей стране и увидим, как вы научились узнавать природные зоны по пейзажу и по представителям растительного и животного мира.

5.Работа с нетбуками

— Продолжим путешествие по нашей стране с помощью карты и нетбуков. Включите их.

-Пока они начнут работу, вспомните, какими цветами на карте обозначены П.ЗОНЫ?

Зелёный и светло-зелёный (леса)

Жёлтый и светло-жёлтый (степи и пустыни)

Серый и тёмно-серый (арт. пустыни и тундра)

-Откройте программу УМК и запустите её.

-Перед вами урок №9 «П.ЗОНЫ России», выполнять задания будем в следующем порядке:

Задание 16

Задание 15

Задание 7

Задание 14

Задание 12

-Молодцы, наше путешествие по карте «П.ЗОНЫ России» закончено, закройте нетбуки.

6.Физминутка

-Разминка для концентрации внимания.

-Мы говорим об окружающем мире и следующую часть разминки продолжим по теме. Я называю представителей растительного и животного мира, определите, к какой группе они относятся:

-синица

-рябина

-подберёзовик

-тушканчик

-пшеница

-дождевые черви

-лемминг

-ягель

-человек?

7. Постановка проблемной ситуации.

— Мы говорили, что каждый живой организм хорошо приспособлен лишь к своему месту обитания.

Существуют ли места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с

животными и растениями разных П.ЗОН? (слайд 1).

( Данные вопросы обсуждаются в парах. Ответы детей)

Итог обсуждения:

Действительно. Такая экосистема существует. И сегодня на уроке мы с ней познакомимся. А называется она – горная экосистема.

(слайд 2).

7.Изучение нового материала.

а). — Ребята, кто летал из вас на самолётах? Вы, наверное, слышали слова стюардессы: ”Температура за бортом — минус 30(или -54) градуса.”

— Кто из вас может объяснить, почему такая низкая температура за бортом самолёта?

( ответы детей)

-Откройте учебник на с.42 и прочитайте, почему, чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем холоднее становится.

б). Работа с картой- схемой ”Высотные (горные) пояса” . (слайд 3).

-Подножье гор в степной зоне занято степями, а в лесной – лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.

в). Знакомство с обитателями гор. (слайд 4). (слайд 5). (слайд 6).

8.Итог урока. (слайд 7).

-Чтобы научиться беречь природу, нужно научиться её понимать и любить. На следующем уроке мы продолжим разговор о горных экосистемах, об обитателях гор. А сейчас ответим на вопросы, которые задавали в начале урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here