Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Познавательная игра «Грамоте учиться – всегда пригодится»
6 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2014 год
Цели игры:
— создать условия для формирования устойчивого интереса к русскому языку как учебному предмету, прививать любовь и уважение к родному языку;
— формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Ход игры.
Данную игру можно провести как внеклассное мероприятие в одном классе (класс делится на группы), так и в виде соревнования между классами. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Вступительное слово учителя.
На экран выводится высказывание В.И. Даля: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
— Владимир Иванович Даль – удивительный человек, посвятивший всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря. Роль слова велика в нашей жизни. Через слова мы познаем мир, учимся общаться друг с другом, передаем опыт и знания. Поэтому важно учится правильно использовать слова. И сегодня мы с вами будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Удачи вам.
2. Разминка – шутка.
1. Что находится между горой и оврагом? (Буква И).
2. В каком слове «нет» слышится сто раз? (Стонет).
3. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц).
4. Перечислите по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
5. Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слова).
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный язык. Язык Пушкина, вареный язык).
Подведение промежуточных итогов.
3. Говорим правильно.
Ребятам предлагается расставить ударения в словах. За каждое правильное ударение дается один балл.
Карточка №1.
ДиспансЕр, жалюзИ, дремОта, звонИт, знАчимый.
Карточка №2.
АгЕнт, гУсеница, тОрты, балУюсь, комбАйнер.
Карточка №3.
ТЕфтели, мЕльком, мусоропровОд, вахтЕр. щавЕль.
Карточка №4.
КвартАл. инструмЕнт, исчЕрпать, каталОг, кАшлянуть.
Карточка №5.
КедрОвый, киломЕтр, красИвее, кУхонный, облегчИть.
Подведение промежуточных итогов.
4.Конкурс знатоков поговорок.
— Заменить шутливое толкование поговоркой. Команде дается один вариант.
1. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).
2. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
3. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).
4. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).
5. Какая поговорка говорит нам о событии, которое неизвестно когда произошло и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
Подведение промежуточных итогов.
5. Конкурс знатоков пословиц.
— К предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. Командам можно для работы дать по одной пословице, а можно все пять.
1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь – людей насмешишь).
2. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
3. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
4. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда).
5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется).
Подведение итогов игры.
Литература.
1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.
3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.