Экологическая игра «Путешествие по станциям природы»
Подготовила учитель начальных классов Котомина Екатерина Николаевна
МОУ Серебровская ООШ п.им. Кирова Камешковский район Владимирская область
Основная цель разработки — воспитание экологической грамотности обучающихся в ходе их участия в мероприятиях Недели экологических знаний.
Задачи:
-
Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.
-
Сформировать экологически – грамотное отношение к природе. Мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
-
Формировать навыки учащихся: поиск, осмысление, умение найти решение;
-
Воспитывать чувства сопричастности к решению вопросов о бережном отношении к природе; воспитывать бережное отношение к природе.
-
Способствовать развитию внимания, сообразительности, мышления, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
-
Способствовать сплочению коллектива.
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ ПРИРОДЫ»
В игре участвуют дети 2-4 классов. Чтобы в игре могли принимать участие все учащиеся, можно класс разделить на 2 команды и в этом случае они должны будут пройти станций в два раза больше. Количество станций зависит от количества команд.
Ход игры:
Команды собираются в актовом зале.
Задание №1.
На столе разложены полоски бумаги с буквами. Участники должны из этих букв составить название команды и найти на столе соответствующий рисунок, приклеить на маршрутный лист, где написаны названия станций. После этого команда может бежать на станцию.
На каждой станции, если команда ответила полностью на все вопросы и задания – то она получает эмблему красного цвета, если ответила на половину вопросов и заданий – то эмблему желтого цвета, если ответила на задания и вопросы меньше половины, то получают эмблему зеленого цвета.
-
Станция «СКОРАЯ ПОМОЩЬ».
На двери класса изображение филина с санитарной сумочкой. За правильный ответ команда получает «плюс» красного цвета, ответила на три вопроса: «плюс» желтого цвета, на два вопроса: «плюс» зеленого цвета.
Играющих встречают филин и сорока. Филин разложил на столе бумаги с рецептами. Вбегают участники игры. Сорока, увидев их, замахав крыльями, улетает на другое место, рецепты филина разлетаются по всему залу. Огорченный филин обращается к ребятам: «Все бумаги перепутаны, теперь я не смогу приготовить лекарство зайцу, у которого болит горло. Помогите мне, ребята, подобрать лекарственные растения, которые помогут избавиться от кашля».
На столе лежат открытки с рисунками лекарственных растений. Играющие должны ответить на вопросы филина:
-
Назови все растения, изображенные на открытках.
-
Найди среди открыток нужное растение и расскажи об
изготовлении лекарства. -
Где, в каких местах растут эти растения?
-
Станция «ПОХОДНАЯ».
(На двери висит карточка с изображением рюкзака).
Играющих встречает учитель в походной форме.
— Ребята, вы наметили день, когда пойдете в поход. Как вы определите, какая будет погода в этот день?
-
Назовите хотя бы одну примету.
Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде.
Пчелы толкутся — к ненастью.
Грачи пасутся на траве — к дождю.
Если пауков видно много — к хорошей погоде.
Туман над лесом стоит — к дождю.
Воронье под тучи взбирается — к дождю.
Если учащиеся затрудняются назвать приметы, учитель может прочитать половину, а играющие отгадывают вторую.
-
Выбери нужный предмет.
На столе стоят предметы: котелок, самовар, фарфоровый чайник и чашки, железные блюдца, топор, лопата, зеркало, подушка, сарафан, ведро и т. д.
Дети за определенное время должны выбрать самые необходимые для похода вещи.
За правильные ответы дети получают жетоны в виде рисунка туристического топорика красного, жёлтого, зеленого цвета.
-
Станция «ГРИБНАЯ».
(На двери изображена белка с корзиной).
Играющих встречает белка с корзиной грибов (открытки).
— Ребята, выручите меня, набрала в лесу грибов, да вот беда не могу разобраться: где съедобные, где ядовитые».
-
Отгадай гриб.
Дети за определенное время должны разобрать грибы и назвать их.
-
Отгадай загадку:
-
Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (гриб)
-
Стоят казаки, на них белы колпаки.(белый гриб)
-
Гриб я не белый,немного попроще. Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
-
Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится. (поганка)
-
И под старою сосною, Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею, Первый найден… (боровик).
-
Мальчик-с-пальчик в шапке красной… (сыроежка).
-
Нет дружней грибов, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята).
-
Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички — ‘ Золотистые… (лисички).
-
Расскажите о правилах сбора грибов.
За правильные ответы дети получают круги красного, зеленого или желтого цвета с изображением гриба.
-
Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».
(На двери изображение цепочки).
За правильные ответы дети получают жетоны в виде цепочек красного, желтого, зеленого цвета.
Играющих встречает учитель.
-
Экология — наука о взаимосвязях.
— Я вам предлагаю загадки, а вы определите, какая здесь связь .
2 класс.
Есть на дереве дворец,
Во дворце живет… (скворец).
Мы, … (насекомые), едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи, фрукты.
Какая связь между скворцами и насекомыми?
3 класс.
В тюбетейке паренек
Сел обедать на пенек.
Пообедал паренек —
Покороче стал пенек. (Дятел)
Какая связь между елкой и дятлом?
4 класс.
Какая птица вскармливает своих птенцов зимой? (Клест)
Какая связь между клестом и белкой?
-
Назовите по частям само растение. (Рисунки, ветки, листья…)
-
Виды цепей в природе.
-
Составить пищевую цепь или как связаны между собой осина, заяц, волк.
класс (2 класс)
-
Экологическая цепь: дуб, кабан, волк. (3 класс)
-
Экологическая цепь: река, лягушка, цапля, звери. (4 класс)
-
Станция «ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ»
(на двери изображена птица)
Играющих встречает учитель в костюме птицы.
Задания:
-
Кто появляется весной раньше: насекомые или птицы, которые едят насекомых?
-
На столе —открытки с изображением птиц. Назовите и покажите, какая перелетная птица не строит собственного гнезда?
(Дрозд, зяблик, пеночка, чайка, стриж, кукушка).
-
Какое выражение правильно:
-
первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;
-
первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;
-
грачи, скворцы, жаворонки прилетают к нам одновременно.
-
Назовите птиц, которым грозит опасность исчезновения, и покажите их.
Жетоны за правильные ответы в виде красного, желтого, зеленого жуков.
-
Станция «ЗАВЕТНАЯ ПОЛЯНКА».
(На двери — изображение скрипичного ключа.)
Задания:
-
Исполнить песню о березе, ели, птицах, насекомых.
-
Определить характер музыки. (Звучат произведения о природе) .
-
С помощью мимики и жеста изобразить любого животного.
Команда, ответившая на все вопросы правильно, получает жетоны в виде ягодки красного цвета.
Ответили на три вопроса — жёлтого, на 2 вопроса — зелёного.
Все команды возвращаются в актовый зал, где подводятся итоги игры, происходит награждение.