Экологическая игра «Путешествие по станциям природы»

Подготовила учитель начальных классов Котомина Екатерина Николаевна

МОУ Серебровская ООШ п.им. Кирова Камешковский район Владимирская область

Основная цель разработки — воспитание экологической грамотности обучающихся в ходе их участия в мероприятиях Недели экологических знаний.

Задачи:

  • Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.

  • Сформировать экологически – грамотное отношение к природе. Мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.

  • Формировать навыки учащихся: поиск, осмысление, умение найти решение;

  • Воспитывать чувства сопричастности к решению вопросов о бережном отношении к природе; воспитывать бережное отношение к природе.

  • Способствовать развитию внимания, сообразительности, мышления, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

  • Способствовать сплочению коллектива.

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ ПРИРОДЫ»

В игре участвуют дети 2-4 классов. Чтобы в игре могли принимать участие все учащиеся, можно класс разделить на 2 команды и в этом случае они должны будут пройти станций в два раза больше. Количество станций зависит от количества команд.

Ход игры:

Команды собираются в актовом зале.

Задание №1.

На столе разложены полоски бумаги с буквами. Участники должны из этих букв составить название команды и найти на столе соответствующий рисунок, приклеить на маршрутный лист, где написаны названия станций. После этого команда может бежать на станцию.

На каждой станции, если команда ответила полностью на все вопросы и задания – то она получает эмблему красного цвета, если ответила на половину вопросов и заданий – то эмблему желтого цвета, если ответила на задания и вопросы меньше половины, то получают эмблему зеленого цвета.

  1. Станция «СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

На двери класса изображение филина с санитарной сумочкой. За правильный ответ команда получает «плюс» красного цвета, ответила на три вопроса: «плюс» желтого цвета, на два вопроса: «плюс» зеленого цвета.

Играющих встречают филин и сорока. Филин разложил на столе бумаги с рецептами. Вбегают участники игры. Сорока, увидев их, замахав крыльями, улетает на другое место, рецепты филина разлетаются по всему залу. Огорченный филин обращается к ребятам: «Все бумаги перепутаны, теперь я не смогу приготовить лекарство зайцу, у которого болит горло. Помогите мне, ребята, подобрать лекарственные растения, которые помогут избавиться от кашля».

На столе лежат открытки с рисунками лекарственных растений. Играющие должны ответить на вопросы филина:

  • Назови все растения, изображенные на открытках.

  • Найди среди открыток нужное растение и расскажи об
    изготовлении лекарства.

  • Где, в каких местах растут эти растения?

  1. Станция «ПОХОДНАЯ».

(На двери висит карточка с изображением рюкзака).

Играющих встречает учитель в походной форме.

— Ребята, вы наметили день, когда пойдете в поход. Как вы определите, какая будет погода в этот день?

  1. Назовите хотя бы одну примету.

Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде.

Пчелы толкутся — к ненастью.

Грачи пасутся на траве — к дождю.

Если пауков видно много — к хорошей погоде.

Туман над лесом стоит — к дождю.

Воронье под тучи взбирается — к дождю.

Если учащиеся затрудняются назвать приметы, учитель может прочитать половину, а играющие отгадывают вторую.

  1. Выбери нужный предмет.

На столе стоят предметы: котелок, самовар, фарфоровый чайник и чашки, железные блюдца, топор, лопата, зеркало, подушка, сарафан, ведро и т. д.

Дети за определенное время должны выбрать самые необходимые для похода вещи.

За правильные ответы дети получают жетоны в виде рисунка туристического топорика красного, жёлтого, зеленого цвета.

  1. Станция «ГРИБНАЯ».

(На двери изображена белка с корзиной).

Играющих встречает белка с корзиной грибов (открытки).

— Ребята, выручите меня, набрала в лесу грибов, да вот беда не могу разобраться: где съедобные, где ядовитые».

  1. Отгадай гриб.

Дети за определенное время должны разобрать грибы и назвать их.

  1. Отгадай загадку:

  • Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (гриб)

  • Стоят казаки, на них белы колпаки.(белый гриб)

  • Гриб я не белый,немного попроще. Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)

  • Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится. (поганка)

  • И под старою сосною, Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею, Первый найден… (боровик).

  • Мальчик-с-пальчик в шапке красной… (сыроежка).

  • Нет дружней грибов, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята).

  • Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички — ‘ Золотистые… (лисички).

  1. Расскажите о правилах сбора грибов.

За правильные ответы дети получают круги красного, зеленого или желтого цвета с изображением гриба.

  1. Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».

(На двери изображение цепочки).

За правильные ответы дети получают жетоны в виде цепочек красного, желтого, зеленого цвета.

Играющих встречает учитель.

  1. Экология — наука о взаимосвязях.

— Я вам предлагаю загадки, а вы определите, какая здесь связь .

2 класс.

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет… (скворец).

Мы, … (насекомые), едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи, фрукты.

Какая связь между скворцами и насекомыми?

3 класс.

В тюбетейке паренек

Сел обедать на пенек.

Пообедал паренек —

Покороче стал пенек. (Дятел)

Какая связь между елкой и дятлом?

4 класс.

Какая птица вскармливает своих птенцов зимой? (Клест)

Какая связь между клестом и белкой?

  1. Назовите по частям само растение. (Рисунки, ветки, листья…)

  1. Виды цепей в природе.

  • Составить пищевую цепь или как связаны между собой осина, заяц, волк.

класс (2 класс)

  • Экологическая цепь: дуб, кабан, волк. (3 класс)

  • Экологическая цепь: река, лягушка, цапля, звери. (4 класс)

  1. Станция «ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ»

(на двери изображена птица)

Играющих встречает учитель в костюме птицы.

Задания:

  1. Кто появляется весной раньше: насекомые или птицы, которые едят насекомых?

  2. На столе —открытки с изображением птиц. Назовите и покажите, какая перелетная птица не строит собственного гнезда?

(Дрозд, зяблик, пеночка, чайка, стриж, кукушка).

  1. Какое выражение правильно:

  • первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;

  • первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;

  • грачи, скворцы, жаворонки прилетают к нам одновременно.

  1. Назовите птиц, которым грозит опасность исчезновения, и покажите их.

Жетоны за правильные ответы в виде красного, желтого, зеленого жуков.

  1. Станция «ЗАВЕТНАЯ ПОЛЯНКА».

(На двери — изображение скрипичного ключа.)

Задания:

  1. Исполнить песню о березе, ели, птицах, насекомых.

  2. Определить характер музыки. (Звучат произведения о природе) .

  3. С помощью мимики и жеста изобразить любого животного.

Команда, ответившая на все вопросы правильно, получает жетоны в виде ягодки красного цвета.

Ответили на три вопроса — жёлтого, на 2 вопроса — зелёного.

Все команды возвращаются в актовый зал, где подводятся итоги игры, происходит награждение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here