Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара

Быкова Ирина Вениаминовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«ПЁТР ВЕЛИКИЙ»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)

Тема урока: «Пётр Великий»

Место урока: 1 урок в разделе Времена Российской империи.

Тип урока: ОЗН

Авторский медиапродукт: презентация «Пётр Великий»

Цели урока:

По первой линии развития:

овладение картиной мира:

познакомить учащихся с переломным моментом в истории государства — становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

По второй линии развития:

чувственно-эмоциональное отношение к миру:

создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности;

дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения “цены” преобразований;

воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

Дидактическме материалы:

  • Презентация «Петр Великий»

  • Карточки с текстами о преобразованиях Петра Первого

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 2

У: «Чтобы усваивать знания, нужно поглощать их с удовольствием» (Анатоль Франц)

— У кого сегодня хороший аппетит, покажите посадкой.

— Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

  1. Актуализация знаний.

У: -Как вы думаете, кто такие патриоты?

Д:Дают определение понятию, сравнивают его с определением из словаря Ожегова, Ушакова

Слайд 3

У: -Какими качествами должен обладать настоящий патриот?

Д:Перечисляют качества патриота (любовь к Родине, самоотверженность, храбрость, трудолюбие, готовность к самопожертвованию,…)

У: -Кого и почему можно назвать патриотом в истории Древнерусского и Московского государства?

Д:Называют патриотов Древней Руси, Московского государства, объясняют свой выбор (А. Невский, Д. Донской, К.Минин, Д.Пожарский,…)

У:— Кого из ваших родных, близких, друзей, знакомых вы могли бы назвать этим словом и почему?

Д:Называют тех, кого можно назвать патриотом из числа своих родных и близких

  1. Выход на тему урока, мотивация.

У:-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной исторической личностью, попытаемся определить, можно ли этого человека назвать патриотом.

Итак, кем мог быть этот человек:

Представьте себе великана, без малого 2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики,  а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Считался опытным зубным врачом. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло — мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.

Как вы думаете, о ком идет речь? Из каких источников вы о нем знаете?

Д: высказывают свои предположения

Слайд 4

У:— Итак, вы поняли, что тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о царе, который за свою деятельность получил прозвание “Великий”. Хотите узнать, почему?

  1. Целеполагание

У: Что бы вы хотели узнать о Петре Первом? Поставьте цели.

Д:Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

— Каким правителем был Петр Первый?

— Был ли он патриотом?

— Что он сделал для страны?

У:— Спасибо. В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы

  1. Открытие нового знания.

У:— Все начинается в детстве. Каким был маленький Петр, нам расскажут ребята, ваша задача внимательно слушать и ответить на вопрос — что же интересного или необычного вы узнали из жизни маленького Петра.

Слайды 5 — 8

Д:  1.) С четырех лет и до семнадцати Петр со своей матерью в селе под Москвой. По заведенному обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. У царевича было много игрушек: лук и стрелы, пушки и барабаны, музыкальные инструменты. Для игр к Петру приставляли детей бояр.

    2.)  К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой. Зимой строил целые городки из снега и брал их штурмом.

     3). Когда Петру исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. Первым учителем  был скромный и знающий Никита Зотов. Царевич очень любил учиться всему новому, был просто идеальным учеником. Позднее он стал прекрасным плотником, кузнецом, зубным лекарем. Сам вырывал больные зубы у бояр. Мешочек с этими зубами до сих пор хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.

     4). Петру исполнилось 10 лет. На берегу реки Яузы был построен потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами. . Из своих друзей – мальчишек Петр создал свой первый «потешный» полк. Ребята учились стрелять, маршировать, ходить в походы. Когда Петр вырос, его потешные роты стали настоящими гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским.

5). Особенно любил царь морское дело. Однажды юный Петр обнаружил в амбаре своего деда небольшой ботик (маленькое парусное судно) Пока ремонтировали ботик, Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. А на озере была сооружена целая «потешная» флотилия.

6). Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. В десять лет избранный царем, он в 1682 году пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов. Его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Однажды ночью, спасаясь от нападения, он ускакал верхом на коне в одной ночной рубашке. Таким неспокойным образом кончилось детство Петра.

У:— Что интересного вы узнали о детстве Петра? Какие люди и события могли повлиять на его характер?

Д: отвечают на вопросы

У:— Итак, детство, юность Петра закончились. Он победил своих противников и начал царствовать сам. Давайте посмотрим на реку времени российской истории на стр 6 — 7 вашего учебника. Что вы видите на рубеже 17 — 18 веков?

Д: (река ударяется о камень «Преобразования Петра» и резко меняет свое направление. Начинается новый этап в истории государства – Российская империя)

У:— Как вы понимаете слово «преобразования»? Подберите синонимы

Д: изменения

У:— Для того, чтобы понять, для чего понадобились резкие и глубокие изменения , необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу 17 века. В этом нам поможет учебник – стр 66 (прочтите текст от начала фрагмента «Морские ворота до слов»….начал преобразования».

Д: читают материал учебника

У:-Итак, почему же Петр начинает преобразования в стране, соедините стрелочками причины, по которым Петр 1 начал реформы и первостепенные задачи, которые было необходимо решить в ходе преобразований:

Причины преобразований

Задачи

Результат

Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского народа (защита границ)

Получить доступ к Балтийскому и Черному морям

Трудности в ведении торговли между странами

Строительство заводов (мануфактур)

Слабое развитие промышленности

Обучение за границей, распространение образования в России, развитие культуры

Нет науки, светской культуры, мало грамотных людей

Создание регулярной армии, флота

Д: Работают с таблицей

У: — Посмотрим, что у нас получилось (работа с аналогичной таблицей на доске)

— Молодцы! В результате реформ Петра мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.

-Какие же были предприняты шаги, меры для решения этих задач, узнаем, поработав в парах с предложенными текстами (приложение) При чтении подумайте о том, какое впечатление производит на вас личность Петра

Д: читают тексты о преобразованиях Петра Первого, отвечают на вопросы

У: Итак, обсудим, в каких же областях и какие преобразования были проведены Петром 1

У:

Д:

Работа по тексту 1 (слайд 9)

О каком преобразовании шла речь в вашем тексте?

-Создание флота.

-Какое значение для России имело создание флота?

-Россия получает выход к Азовскому морю

-Какие качества личности проявил Петр 1 во время поездки в Голландию

-Трудолюбие, скромность, уважение к людям труда, жажда знаний, любознательность,…

-Посмотрите на доску. Для решения какой задачи проводились эти преобразования?

-Каков результат?

-Защита государства, получение доступа к Балтийскому и Черному морям

Задача решена (отмечаем «+»)

Работа по тексту 2 (слайд 10)

— Почему царь Петр занялся созданием армии?

-Чтобы получить доступ к Балтийскому морю

-Какой армия стала при Петре?

— Регулярной

-Что значит регулярная армия?

-Постоянная, хорошо обученная, дисциплинированная

-Какое значение имело создание регулярной армии для России?

-Возросла военная мощь России

В чем историческое значение победы России в Северной войне?

-О России заговорили как о великой морской державе. Россия стала империей.

-Что можно сказать о Петре 1 на основе прочитанного?

-Смелый, храбрый, умел повести за собой, сам участвовал в боевых действиях….

— Обратимся к таблице на доске. На решение какой задачи направлены шаги?

-Результат?

— Создание регулярной армии

Задача решена (отмечаем «+»)

Работа по тексту 3 (слайд 11)

-Что было сделано Петром в области просвещения, науки, культуры? Перечислите

-Открыты школы, Академия наук, обучение за границей, открыт первый музей –Кунцкамера, первая бесплатная библиотека, ….

-Почему преобразования, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют «культурной революцией»?

-Изменения очень большие, глубокие

-О каких качествах Петра Первого вы узнали?

-Любил постигать новое, учиться новому, был прогрессивным

— О каком учебнике – пособии говорилось в тексте?

— «Юности честное зерцало»

Слайд 12

У:— Это пособие имело большой успех. Оно было переиздано дважды в 1717 году. Популярность пособия не падала в течение всего 18-го столетия. Посмотрим, актуальны ли его положения в настоящее время. Взгляните на слайд, вот отрывок из них. Попробуйте перевести его на современный язык.

«В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать»

Д: Дети должны уважать своих родителей, слушаться, заботиться….

У: «Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего»

Д: Не говорить без спросу, не перебивать, не кричать, не ругаться, говорить правду, не врать,…

У: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает»

Д: занимайся полезными делами, не ленись, а то станешь глупым, дряхлым, и ничего хорошего не получиться

У: — Поделитесь мыслями, актуальны положения этого учебника в настоящее время?

Д:Правила,ценности, о которых говорится в учебнике «Юности честное зерцало» вечны, актуальны и сейчас.

— Обратимся к таблице на доске. Какую задачу решал Петр Первый?

-Результат?

Развитие культуры, образования

Задача решена (отмечаем «+»)

Работа по тексту 4 (слайд 13)

-Какое значение имело строительство Петербурга для России?

— В петровскую эпоху Петербург стал для России окном в Европу. Сюда плыли корабли из разных стран мира. А русские купцы отсюда везли свои товары за границу. И по сей день Петербург остается главным портом России на Балтийском море.

— Что можете сказать о Петре 1 по этому тексту?

— Решительный, волевой, жестокий, заставлял покориться своей воле, в то же время готов пожертвовать собой ради своей страны, народа

Работа по тексту 5 (слайд 14)

-Были ли слова, которые вызвали затруднения?

-Мануфактура

-О каких преобразованиях Петра говорится в тексте?

-Развитие промышленности, создание заводов

-Какой труд применялся на мануфактурах?

— Принудительный

-Каковы были условия жизни людей?

-Наглядно убедиться, какой ценой пришлось платить людям за необходимые перемены, поможет узнать учебник на стр 67 — – поделитесь впечатлениями

-Тяжелые

(работали по 13 -14 часов в сутки, ….)

Комментируют иллюстрации учебника

— Что можно сказать о личности Петра по этому тексту?

-трудолюбивый, целеустремленный, настойчивый, требовательный к себе и другим,…

— Обратимся к таблице на доске. Какую задачу решал Петр Первый?

-Результат?

-Развитие промышленности

-Задача решена (отмечаем «+»)

У: -Посмотрим, что же у нас на выходе – все задачи решены?

-Все задачи решены

6.) Закрепление изученного.

Слайд 15

У:— Итак, вернемся к началу урока – можно ли назвать этого человека патриотом России и почему?

Д: — Да, Петр Первый говорил: «За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею». Он всегда думал о России, сделал все для того, чтобы Россия стала могучей страной, не жалел ни сил, ни жизни и требовал этого от всех своих подданных.

Слайд 16

У:— Взгляните на слайд. Помните ли вы эту лубочную картину с урока рисования? Что можете сказать по этому поводу?

Д: Вспоминают и комментируют лубочную картину «Котово погребение»

У:— Нарисован кот, а кого имел ввиду народ?

Д: Петра Первого

У:-Погребение, а мыши радуются. Разве на похоронах радуются? В чем причина недовольства народа, все ли приветствовали нововведения Петра, его преобразования?

Д: Это мнение простых людей, на которых легли вся тяжесть преобразований Петра Первого.

У:Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

Д: высказывают свое мнение

У:-Да, действительно, многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же  время, народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I. Какой ценой пришлось платить людям за необходимые перемены поможет узнать учебник на стр 67. Рассмотрим иллюстрации – что можете сказать? Поделитесь мыслями.

Д: комментируют иллюстрации учебника

У:— Что теперь вы можете сказать о личности Петра Первого? Не изменилось ли ваше мнение?

Д: высказывают свое мнение

— Личность Петра Первого противоречивая. Одни называли его гением, отцом Отечества, другие – тираном, но, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим. А вы как считаете, подходит ли это слово к оценке деятельности Петра? Почему?

 Д: высказывают свое мнение

Слайд 17

У: — Петру 1 воздвигнуто немало памятников в разных городах нашей Родины .Одним из самых знаменитых является работа французского мастера. Мориса Фальконе. «Медный всадник».

Слайд 18

А вот в Петропавловской крепости Петру установлен совсем необычный памятник. Это работа П. Шемякина. Взгляните и поделитесь своими мыслями.

 Д: высказывают свое мнение

У: Как оказалось, Шемякин старался слепить не просто человека высокого роста, а именно гиганта, в глобальном смысле этого слова. Изучая старославянские иконы, он вывел формулу соотношения пропорций (маленькая голова и вытянутое тело), которые создают именно такое впечатление. Таким образом, он высказал идею об «обожествлении» и почитании царя.

Но есть и другое мнение об этом памятнике – большое тело Петра символизирует великие дела, а маленькая голова говорит о том, что он мало задумывался о цене этих преобразований для простого народа

Итог урока.

У: Завершить разговор о Петре хочется словами историка Михаила Погодина:

М.П. Погодин: «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет вам дворянство — так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу — Петр Великий определил ее форму. Примут ее — перед зерцалом Петра Великого. Рассудят — по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.».

Рефлексия.

У:— Итак, подведем итоги:

-Какие цели ставили на урок?

-Достигли ли целей?

— Каким способом?

-Какие получили результаты?

— Кому захотелось найти дополнительную информацию по теме урока?

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here