-
Яковенко Людмила Петровна
-
МБОУ « СОШ №2 имени А.И.Исаевой», г Нефтеюганска
-
Учитель начальных классов.
Урок: Окружающий мир — 2100 ( А. А. Вахрушев) Тип: ОНЗ Класс: 2в
Тема: «Реки и озера». Урок № 2. ( по теме)
Цели: — формировать новое географическое понятие: озеро, его особенности и виды, рассмотреть значение озёр в жизни человека;
— развивающие: развивать коммуникативные способности у обучающихся;
-воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине и бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
( усвоить понятие озеро, познакомить учащихся с особенностями озёр (пресные, солёные, проточные, бессточные), научить находить крупнейшие озёра на карте России, рассмотреть вопрос значения озёр)
Оборудование: карта России, глобус, карта ХМАО, презентация, планы для работы групп, листы успешности.
Формы работы учащихся – индивидуальная и групповая, фронтальная. Организация класса: Парты в классе расставлены для работы в группах. Рабочие места оборудованы учебниками, атласами, планами работы группы, бумагой для записей, ручками, карандашами.
Деятельность учеников | |||||||
| |||||||
— С давних пор из века в век Узнать стремился человек Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог… А с вами мы начнём урок. — Прочитайте пожелание на сегодняшний день: |
— С хорошим настроением принимайся за работу! — Оглянись — рядом с тобой друзья! — У тебя всё получится!
| ||||||
| |||||||
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки, и множество других водоёмов. … Здесь так много воды: Глаза тонут в воде, И синее небо тонет в воде, И солнце, как рыба, попавшая в сеть, Плещется, плещется в синей воде. Это стихотворение поэта нашего Края Ювана Шесталова. Наш Край тоже голубой, от множества водоёмов. — Давайте проверим наши знания прошлого урока : Учитель задаёт вопросы вслух, а некоторые ответы на экране:
Проверьте ответы по ключу: В А Д С – У кого были ошибки в ответах? — Что нужно повторить? Слайд – шоу с изображением озёр — Что вы видите на экране? _ Это озёра. |
Голубой краской изображена на глобусе и карте вода – все моря и океаны. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Обучающиеся работают на планшетках: Записывают номер ответа на планшетах и озвучивается каждый ответ, если нет ответа -?
Ответы на вопросы: А. Река. В. Круговорот воды в природе. С. Начало реки. Д. Место впадения реки в другой водоём. — Материалы прошлых уроков. Все возможные ответы детей | ||||||
— Кто из вас бывал на озере? — Здорово, значит вы все знаете, что такое озеро?
Пробное действие:
— Запишите определение: Что такое озеро.
Времени даётся 1 минута! | !!!!!
Планшетки. Затруднение
| ||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения | |||||||
— Кому не удалось записать определение понятия? — В чём причина вашего затруднения? — Кому удалось выполнить задание? Проговорите свои определения. — Ребята, а вам всё понятно? Всё ли мы знаем об озере? |
— Не хватило времени. — Не знаем определение. Здесь нужно рассуждать, подумать…
?????? | ||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации | |||||||
— Какие цели поставим перед работой? — Так какая тема нашего урока?
— Отправимся в поход за знаниями. -Работать будем по плану: На доске: Реки и озёра. План: 1. Понятие. 2. Особенности, виды. 3. На карте. 4. Значение.
— В группах. Группы определены. Вспомните главные правила работы в группе ( правила на доске). Организаторы, получите задание. Времени для работы даётся 10 мин. Задания: Группа 1. Прочитайте материал учебника на странице 109 — 110.
Группа 2. Прочитайте материал учебника на странице 109 — 110.
Группа 3. Прочитайте материал учебника на странице 109-110
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
Группа 5. « Корреспонденты» Подготовьте информацию о Значении озёр для Человека. Воспользуйтесь: — учебником; — энциклопедиями; — спросите у взрослых, — обратитесь к интернету; Запишите значение воды для человека. | -Познакомиться с новым видом водоёмов – озером. Формулируют тему урока: Реки и озёра.
Справка: У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.
| ||||||
| |||||||
Учитель спрашивает, как оценили работу группы, почему — ? или + Всем слушающим вас ребятам предстоит определить, удалось ли группе выполнить задание. Задать возникшие вопросы. — Вам всё понятно, о чём сообщила группа? Фиксируем новое знание на доске по плану: Задают вопросы группе.
|
| ||||||
| |||||||
— Итак, давайте вспомним, на какой вопрос мы не смогли ответить вначале урока? — Теперь знаем?
| — Что такое озеро. Понятие: Озеро – природный водоём со стоячей водой. Виды: Проточные и бесточные Особенности: Пресные и солёные Значение: Источник питьевой воды!
| ||||||
| |||||||
Ответьте самостоятельно на вопросы: Карточка
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым; 2. Что не является водоёмом? А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия; 3. Какая вода бывает в озере? А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая | Дети работают в листе успешности: Отвечают выбором ответа /самооценка: +/?
Самопроверка по ключу: А В Б
| ||||||
Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | |||||||
| |||||||
— Какую цель ставили перед собой?
— У кого остались затруднения? В чём? — Как отличить озеро от реки? — Оцените свои знания сегодняшнего урока по карте успеха.
Домашнее задание:
| — Получить знание об озере.
|
Самооценка: + ? | |
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым; 2. Что не является водоёмом? А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия; 3. Какая вода бывает в озере? А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая |
|
Лист успешности. Утверждение: | Поставь: + или ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: | + ? |
Самооценка: + ? | |
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым; 2. Что не является водоёмом? А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия; 3. Какая вода бывает в озере? А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая |
|
Лист успешности. Утверждение: | Поставь: + или ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: | + ? |
Группа 1. Прочитайте материал учебника на странице 109 — 110.
-
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
-
Что такое озеро? Используй Словарь.
-
Чем озеро отличается от реки?
-
Чем озеро похоже на реку?
-
-
Нарисуй схему реки. ( Укажите берега) Нарисуй схему озера. Укажите берега)
Группа 2. Прочитайте материал учебника на странице 109 — 110.
-
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
-
Что называется бассейном? Используй Словарь.
-
Какое озеро называется проточным?
-
Какое озеро называется бессточным?
-
Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
-
Группа 3. Прочитайте материал учебника на странице 109-110
-
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
-
В каком климате озёрная вода чаще всего бывает солёной?
-
В каком климате озёрная вода бывает пресная?
-
Какая вода пригодна для питья?
-
Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте местности озеро и реку.
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
-
Найдите озёра на карте ХМАО. Запишите названия.
Группа 5. « Корреспонденты»
-
Подготовьте информацию о Значении озёр для Человека.
Воспользуйтесь: — учебником;
— энциклопедиями;
— спросите у взрослых,
— обратитесь к интернету;
Запишите значение воды для человека.
| |
|
|
Нарисуйте схему реки. Укажите берега. |
|
Нарисуйте схему озера. Укажите берега.
|
Справка: У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. |
Группа 2. Прочитайте материал учебника на странице 109 — 110. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
|
|
|
|
Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
|
|
Группа 3. Прочитайте материал учебника на странице 109-110. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
|
|
|
|
Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте местности озеро и реку.
|
|
|
|
|
|
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
Как найти озёра на карте?
|
|
Группа 5. « Корреспонденты»
Воспользуйтесь: — учебником; — энциклопедиями; — спросите у взрослых; — обратитесь к интернету; Запишите значение воды для человека.
|
|
|
|