Окружающий мир. 2 класс.
Учитель: Коробцова Ю.Ю.
Место работы: МОУ Рудниковская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Тема: «Сад и его обитатели».
Цели: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев;
дать первичное понятие о классификации плодовых растений;
познакомить учащихся с животными- обитателями сада;
научить составлять пищевую цепь;
научить обобщать жизненный опыт;
развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, муляжи фруктов, картинки, рабочая тетрадь, слайды.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного.
— Какие природные сообщества мы уже изучили?( Картинки: лес, поле, луг)
3. Новый материал. Сообщение темы урока.
— Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня?
Зреют яблоки и груши,
Поспевает виноград.
И сюда со всей округи
Люди разные спешат.
Кто с корзиной, кто с бидоном
Урожай собрать хотят.
Что за место это …? (Сад). (Картинка).
4. Вводная беседа.
— У кого из вас есть сад?
— Какие там растут растения?
— То, что на них созревает, как назвать одним словом? ( Плоды).
Виды плодовых культур.
— Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки.
а)1 вид- СЕМЕЧКОВЫЕ
-Угадайте, что это за культура?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( Яблоко).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 1
Рассказ учителя.
Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны.
— Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? ( Груша).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 2
Груши тоже часто выращивают в наших садах, но это растение более теплолюбивое, чем яблоня.
— А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? ( Айва).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 3
— Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми? (Показ разрезанного яблока).
В эту группу входят плодовые культуры с яблоко видными плодами, у которых более10 семян.
б) 2 вид- ЦИТРУСОВЫЕ
— Угадайте что это?
Сочен, вкусен и душист
Этот рыжий мячик.
Кожей толстою покрыт
Аромат в себе таит. ( Апельсин).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 4
— Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год.
-Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…( лимона).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 5
-А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. (Показ деревца мандарина в цветочном горшке). Без него и Новый год не праздник. (Мандарин).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 6
В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения, многогнездовые ягоды под кожурой. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.
в) 3 вид- КОСТОЧКОВЫЕ
— Какое слово спряталось в этом ребусе?
А,,,ИСТ БРИ КОС,,ТЬ (Абрикос).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 7
Кругла как шар,
Красна как кровь,
Сладка как мёд. ( Вишня).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 8
— Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.
Синий мундир, белая подкладка
А в середине сладко. (Слива).
— Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми? ( Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку). Показ косточек.
г) 4 вид- ЯГОДНЫЕ
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. ( Малина).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 9
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 10
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягодысорвёшь-
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 11
Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.
— Почему этот вид называется ягодными? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).
5. Систематизация знаний. Работа со схемой. ( Этажи сада). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 12, 13
6. Работа в печатной тетради стр. 43.
Рисование любимой плодовой культуры и соотнесение её с видом.
7. Физкульт минутка.
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
8. Животные сада.
— Почему мы сад называем природным сообществом? Кто живёт в саду?
а) Рассказ учащегося о СКВОРЦЕ.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 14
б) Стихотворение учащейся об УДОДЕ.
— Как вы думаете, поэт жил на севере нашей страны или на юге? Докажите.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 15
в) Рассказ учащегося о СЕРОЙ ЖАБЕ. ПОКАЗ СЛАЙДОВ 16
— Кого ещё вы видели в саду? ПОКАЗ СЛАЙДОВ 17
9. Составление пищевой цепи.
— Сад – это природное сообщество. Здесь растут плодовые культуры, живут различные животные. И у каждого из них своё место и своя роль.
— Давайте составим пищевую цепь. Если у нас в саду растут яблони, на них созревают яблоки. Их едят гусеницы. А ими в свою очередь питаются птицы.
Если не будет птиц, что произойдёт?
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 18
10. Работы в саду.
— Что должен сделать человек, чтобы этого не произошло?
. (Подкармливать птиц, строить скворечники).
— Какие ещё работы выполняют весной в саду? ( Побелка стволов, опрыскивание деревьев, окапывание).
ПОКАЗ СЛАЙДОВ 19
11. Итог урока. «Засели сад».
— Мы сегодня рассмотрели тему « Сад и его обитатели».
А теперь давайте заселим картинку. Найдите на картинках животных, которые обитают в саду и прикрепите их на иллюстрацию сада.
12. Домашнее задание.
Тетрадь стр. 43 № 4.