Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 35
Городского округа город Урюпинск Волгоградской области
конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Тема: « Планеты Солнечной системы »
Подготовила
Учитель начальных классов
Хибакина Марина Николаевна
2013 год
Цели : Продолжить изучение нашей Солнечной системы, дать представление о планетах Солнечной системы, расширять кругозор, развивать внимание, мышление, память ,умение воспринимать информацию и делать выводы, способствовать воспитанию бережного отношения к родной планете.
Оборудование: плакат с изображением нашей Солнечной системы, иллюстрации с изображением планет Солнечной системы: Меркурий , Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Кроссворд, карточки с тестовыми заданиями, индивидуальные карточки с изображением планет.
План урока:
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
-
Сообщение целей и задач урока
-
Изучение нового материала
-
Закрепление изученного материала
-
Запись домашнего задания
-
Итог урока
Ход урока:
-
Орг. момент
— Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Всё готово ?- Посмотри?
Начинаем : Раз! Два ! Три!
( На партах: учебники, конверты с карточками, дневники)
2. Проверка домашнего задания
— Ребята, давайте вспомним , о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
_Несколько человек будут работать по карточкам, а остальные будут работать со мной.
— Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем ,о чем мы будем говорить на уроке .
1 Назовите яркую звезду из созвездия Малая Медведица. Которая указывает на север. полярная
2 Назовите естественный спутник Земли Луна
3 Как называют человека. Который изучает звезды ? астроном
4. Какая звезда находится ближе всех к Земле? Солнце
5. Как называется фигурное сочетание звезд ? Созвездия
6. Назовите прибор , с помощью которого наблюдают за звездами Телескоп
7. Что такое огромные раскаленные газовые шары ,излучающие свет Звёзды
7
2 |
3 |
4 | 5 |
6 | з | |
с | в | |||||
с | о | е | ||||
о | з | з | ||||
л | в | д | ||||
п | л | а | н | е | т | а |
о | у | с | ц | з | е |
|
л | н | т | е | д | л | |
я | а | р |
| и | е | |
р |
| о | я | с | ||
н | н |
| к | |||
а | о | о | ||||
я | м | п |
-
Сообщение темы, целей урока:
— Так о чем мы сегодня будем говорить?
-Сегодня наш урок будет посвящен планетам нашей Солнечной системы.
С этой темой мы уже знакомились на факультативном занятии . и сегодня на уроке мы вспомним изученный материал. А также узнаем много нового и интересного. И помогут мне в этом ребята , которые готовили сообщения по моему заданию.
-Ребята., а кто знает что такое планета?
+ космическое тело
— Верно. Давайте прочитаем определение планета в учебнике. Откройте страницу 96, найдите выделенное слово планета
+ Планета – это холодное космическое тело , которое не излучает собственного света.
— Назовите планеты , которые вы знаете?
+ Меркурий, Венера. Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон
— А сейчас проверим. все ли планеты назвали . И поможет нам в этом стихотворение , которое нам прочитает :
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей
За ними Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их различим мы
Уран и Нептун. и кроха Плутон.
— Все ли планеты назвали ? Какую забыли ?
4. Изучение нового материала:
— Начинаем наше знакомство с планеты Меркурий. А поможет нам в этом : Слайд
Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Меркурий похож на нашу Луну. Днём на Меркурии жара, а ночью – холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная.
— Так как планета Меркурий самая близкая к Солнцу , то свой путь вокруг солнца она проходит всего за 88 дней .Эта планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли – Меркурия.
-У вас на партах у каждого есть конверт с карточками, изображающими планеты.
— Найдите у себя карточку с изображением планеты Меркурий и положите на парту перед собой.
— Следующей планетой , которая стоит на втором месте после Солнца , является Венера.
— По своим размерам Венера похожа на Землю. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Густые облака скрывают эту планету, поэтому её даже в телескоп трудно рассмотреть. Эта планета получила своё название в честь римской богини красоты – Венеры.
— Найдите карточку с изображением планеты Венера и положите рядом с Меркурием.
— Ребята, а как называется наша планета ?
+ Земля
— Верно, и следующая планета – Это Земля.
— А расскажет нам о ней:
Земля – единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар потому, что большая её часть покрыта водой. У Земли есть спутник – это Луна.
— Найдите карточку с изображением данной планеты и положите ее после Меркурия.
— Четвертой планетой . удаленной от Солнца является Марс.
Марс похож на Землю. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню. Марс в двое меньше Земли по размерам и раз в десять легче нашей планеты. У Марса есть два естественных спутника. Планета носит имя древнеримского бога войны- Марса.
— Найдите и положите карточку с изображением планеты Марс следующей за Землёй.
— А сейчас мы немного отдохнём.
Физ. Минутка.
— Продолжаем наше знакомство с планетами. И следующей планетой является Юпитер.
— И расскажет нам об этой планете:
Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Планета в 11 раз больше Земли. Юпитер имеет 16 спутников. Это газовая планета, твердой поверхности у него нет.
— Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Юпитера. Эта планета так велика , что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет.
— Найдите на своих карточках изображение Юпитера и положите его перед собой после Марса.
— Следом за Юпитером идёт Сатурн, шестая планета Солнечной системы.
— Сатурн вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по красивым кольцам, окружающего его. Эти кольца состоят из множества частичек льда и камня. Как и Юпитер – это гигантская газовая планета. Она названа в честь римского бога земледелия.
— Найдите и отложите карточку с изображением Сатурна.
— Седьмой планетой , удаленной от Солнца является Уран.
— Уран удален от Солнца , поэтому на планете всегда холодно. Это тоже планета- гигант, она в 60 раз больше Земли. Уран назван в честь греческого бога неба.
— Отыщите карточку с его изображением и положите перед собой.
— Далее за Ураном следует планета, которая называется Нептун.
— Это газовая планета , она не имеет твердой поверхности . Эта планета мало изучена, так как она находится очень далеко. Она носит имя римского бога морей – Нептуна
— Карточку с его изображение положите на стол , рядом с Ураном.
— И еще одна из планет нашей Солнечной системы- это Плутон.
Плутон – самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы. По размеру Плутон меньше Луны. Это самая холодная планета. У Плутона есть один спутник. Она носит имя древнегреческого бога Плутона- властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи.
— Ребята, а как вы думаете. Почему эта планета самая холодная из всех планет нашей Солнечной системы.
+ Она всех дальше от Солнца.
— Вот мы и познакомились со всеми планетами , входящими в нашу Солнечную систему.
— Скажите, сколько же планет в нашей Солнечной системе ?
+ девять
-
Закрепление изученного материала:
— Но это ещё не все обитатели нашей Солнечной системы. А вот про кого мы забыли сказать , вы узнаете из учебника.
— Откройте учебник на странице 98 и прочитайте второй абзац.
— Так, что же ещё находится в нашей Солнечной системе ?
+ астероиды.
— Что же такое «астероид» ?
+ Астероиды – это малые планеты.
— Астероиды – это камни и обломки скал. Среди них есть крошечные, не больше футбольного мяча, но есть и огромные , размером с Москву.
— В учебнике на странице 99 написано стихотворение. Прочитайте его.
Наша планета.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей , нету.
— О чём оно ?
+ о нашей планете Земля.
— Почему её надо беречь ?
+ Потому, что только на Земле можно жить.
-
Домашнее задание
— А сейчас запишем домашнее задание .
Дома вы прочитаете параграф о планетах Солнечной системы.
— И ещё я вам даю одно творческое задание: нарисовать на альбомном листе изображение любой понравившейся планеты и написать интересные сведения об этой планете или сочинить стихотворение.
6. Итог урока
— А теперь подведем итог всего того , о чем мы говорили на уроке.
— С какими космическими телами Солнечной системы мы познакомились ?
+ с планетами Солнечной системы., астероидами.
— Какие открытия сделали вы для себя ?
+ планет в нашей Солнечной системе всего 9
+ жизнь на одной планете – Земля.
+ они названы в честь древних богов.
— А сейчас мы ещё раз вспомним название планет нашей Солнечной системы.
/ Дети слушают песню про планеты Нашей Солнечной системы и подпевают названия планет./
Дополнительно : Загадки.
-
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая её свет,
Хороводы водят. / Солнце и планеты/
-
Загадочна , в белой вуали
Летит она в дальние дали
И, может быть, даже красива,
Но в дымке едва различима. / Венера/
-
Тепла, красива , зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет. / Земля /
-
Планета эта горяча,
К Солнцу ближе всех она. / Меркурий /
-
Одному, конечно скучно,
Друга срочно вызвать нужно !
И не двух, не трёх – за раз,
Тридцать будет в самый раз.
Пусть кружат . летят вокруг,
Создавая плотный круг. / Сатурн /
Это пятая планета
Очень крупная она
Носит имя, планета эта
Самого главного божества. / Юпитер /
Список использованной литературы:
-
Астрономия и космос/ Науч. — поп. Издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС», 2008.
-
Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В., Открытые уроки 6 1-4 классы. – М.: ВАКО,2008.
-
Поглазова О.Т.Окружающий мир :Учеб .для 2 кл . в 2 ч. 1-2. М.,2008.
Приложение :
Карточка № 1
-
Самосветящееся небесное тело:
А) звезда В) метеорит
Б) планета Г) Луна
2 Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
А) орбита В) астероиды
Б) комета Г) созвездие
3Спутником Земли является :
А) Солнце В) Марс
Б) Луна Г) Венера
4. Солнце – это
А) звезда В) астероид
Б) планета Г) метеорит
Карточка № 2
1 Кто изучает звезды ?
А) агроном В) астроном
Б) лунатик Г) счетовод
-
Группой звёзд называют:
А) созвездие В) метеоритом
Б) кометой Г) астероидом
-
Самая яркая звезда в созвездии Малая Медведица:
А) Сириус В) Полярная
Б) Плутон Г) Луна
-
Солнце – это –
А) звезда В) метеорит
Б) планета Г) комета
Карточка № 3
-
Спутником Земли является :
А) Луна В) Солнце
Б) Звезда Г) Марс
-
Созвездие Малая Медведица называют :
А) ковш В) крючок
В) кочерга Г) палка
-
Сириус, Вега, Ригель, всё это:
А) звёзды В) кометы
Б) планеты Г) астероиды
-
Лев, Лебедь, Скорпион, Дракон – это..
А) животные В) созвездия
Б) звёзды Г) кометы