Конспект урока русского языка для 5 класса по теме «Группы родственных слов, их смысловое и формальное единство»

Автор: Беленко Наталья Викторовна, МОУ «Подолешенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области, учитель русского языка и литературы

Цель:

-организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках те­мы урока;

-помочь учащимся осознать эффективность совместной учебной деятельности.


I. Проверка домашнего задания:

  1. Объяснение постановки знаков препинания. Проверка правильности вы­ деления грамматических основ. (Повторяем вопросы к главным членам предложения.­
    (Про кого? // Про что говорится в предложении. Что утверждается //
    отрицается о подлежащем?).

  1. Проверка правильности выделения корня в словах (каждый ученик клас­са предлагает родственников).

3. Проверка всех видов разборов.

II. Работа с лексическим минимумом.

  1. Дежурный по словарю озвучивает значение непонятных слов.

  1. Проскандировать слова.

  1. Прописать слова карандашом, панама, солома, скамеечка, экскурсия с выделением букв, написание которых надо запомнить.

  1. Составить подчинительное словосочетание (повторить словосочетания, можно без термина) со словами
    учитель, класс, лето.

5. Игра «Орфографический футбол»

III. Разминка:

развести по значению и написанию

к тебе, деревом, старую

подбор родственников, нахождение «болтливого родственника»

разрядить ружье – разредить морковь

определение начальной формы

рисует — срисовывает

диагностика

ж(и//ы)ть (в) л(е//и)су

вернуть предложение со знаками

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

определение количества простых предложений в сложном

Светило солнце, пылали кусты, и только вода в омуте оставалась такой же черной.

— Построить схему предложения.

IV. Физкультминутка с падежными вопросами.

V. «Решение связного текста» с подбором большего числа однокоренных слов, выделением корня, постановкой ударения, выделением орфограммы.

Он рассказал об экскурсии.


VI. Объяснение нового материала.

  1. Запись темы урока и постановка целей работы на уроке.

2. Подберите родственников к словам чистить, беседовать.

Для учителя: Эти слова записаны на доске, ученики выходят и записывают однокоренные слова, выделяя корень и ставя ударение (один ученик одно сло­во, чтобы как можно большее число учащихся поработали у доски). Делается вывод о формальном и смысловом единстве родственных слов.

3.Составьте с отдельными словами из записанных рядов распространенные предложения предложения, осложнен­ные однородными членами.

4.Самостоятельная работа. Составьте ряды однородных членов к словам мир, учитель. Запишите их, выделяя корень и ставя в
словах ударение. Фронтальная проверка.

  1. Работа с предложением (3 И, стр.16). Запись предложения с выделением корней слов после подбора максимального количества однокоренных, постановкой ударения.


Подобрать антонимы и синонимы к словам нагрелся, большой

VII. Инструктаж домашнего задания:

  1. Проскандируйте слова (№№ 1,2).

  1. Поработайте с предложением Б 3 (С.14): спишите, выделяя орфограммы , корень и ставя ударение, разбе­рите по членам, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

3. Прибрежная , близкого, всплески .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here