ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА « съедобные и ядовиые грибы. »
Учитель: Лебедева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «Никольская ООШ им. Н,М,Рубцова» п.Гремячий Тотемский район Вологодская область
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Предметная программа и её автор: Окружающий мир, О.Н.Федотова
ТЕМА И НОМЕР УРОКА: « съедобные и ядовиые грибы» , урок № 35
Базовый учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир»:Учебник для 2 класса, часть 1.- Москва. Издательство Академкнига/Учебник – 2010 год
Цель урока: Формировать знания учащихся о многообразии грибов, учить различать съедобные и ядовитые грибы, вместе с детьми определить правила сбора грибов.
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, 1 ноутбук на парту, таблицы на каждый стол «Грибы — двойники», учебник, тетрадь
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя
| Время (в мин.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Адаптационный этап
| 1.Адаптировать учеников к деятельности на уроке.
2.Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации)
| Дети выполняют упражнения.
(слайд 1)
Отгадывают загадку.
Рассматривают иллюстрации. Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
Решают проблемный вопрос. | Читает стихотворение. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Вы друг другу улыбнитесь, Сядьте ровно, не ленитесь. А о чём у нас урок? Как узнать? Нужно нам загадку отгадать!
С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает — повезло. (Гриб.) Показывает иллюстрацию гриба. Организует эвристическую беседу: -Что вы видите на картинке? (слайд 2) -Это живой организм? -Что это: растение или животное? -Из чего состоит гриб? (слайд 3) -Вы знаете, как гриб растёт? (слайд 4) _А как гриб размножается? (слайд 5) — Где растёт? Почему грибы растут вблизи деревьев? (слайд 6) Контрольный вопрос: Грибы- враги или друзья? (слайд 7) Почему? -Как вы понимаете пословицу «Всякий гриб в руки берут, Да не всякий в кузовок кладут» (слайд 8) | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Целеопреде-ление | 1. Вывести тему, цель и задачи урока на основе проблемной ситуации | Формулируют тему урока. Ставят цели.
| -Что узнаем на уроке? (слайд 9, 10) Помогает в формулировании темы урока и целей урока. | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Основной этап
Физминутка (Ёжик и белый гриб)
| 1.Формировать знания о грибах
2.Разрешить интеллектуальное затруднение | Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения.
Дети выводят правила сбора грибов: Грибы нельзя вырывать, их аккуратно срезают ножом, чтобы не повредить грибницу. (слайд 14)
Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения, делают выводы.
Сравнивают разные точки зрения и находят общие черты и различия грибов. Ёжик шёл, шёл, шёл, (Шагают на месте.) Белый гриб нашёл. (Наклон, сорвали гриб.) Раз нашёл, два нашёл, (Наклон, сорвали гриб ) Наколол на все колючки, (Руки за спину.) Повернулся и пошёл. (Повернуться и сесть) Самостоятельно работают с текстом учебника с.113. Самостоятельно работают с текстом учебника с.114.
Выполняют упражнения аналогично, пользуясь презентацией, атласом – определителем.
Выводят правила первой помощи при отравлении грибами
| Куда мы с вами отправимся, чтоб открыть новые тайны: (слайд 11) Весной веселит, летом холодит, Осенью умирает, весной оживает. (Лес)
Начинаем наше путешествие с приветствия: (слайд 12)
Здравствуй, лес, дремучий лес! Предлагает проанализировать слова на слайде 13: «Бери грибы, да не с ухваткой: мох сдерёшь – грибницу засушишь, вместо грибов шиш получишь».
Учитель загадывает загадку (слайд 15) Бледная она стоит, -Как отличить грибы (на слайде 16 появляются шампиньон и сыроежка ) от бледной поганки? Предлагает с помощью текста учебника на стр.113 и муляжей грибов решить этот вопрос и заполнить таблицу:
(слайд 17) Даёт понятие «Ложные грибы». Организует работу учащихся с учебным материалом. Аналогично сравниваются грибы: Загадка:(слайд 18) Какой гриб называют царь-грибом? Почему? На поляне лесной, Пользуясь рисунками и текстом учебника стр. 114 найди сходство и различие грибов (слайд 19) Результаты отразите в таблице (слайд 20) Загадка про опята: (слайд 21) Нет грибов дружней, чем эти, — Найди сходство и различие грибов (слайд 22) и занеси в таблицу (слайд 23) Загадка (слайд 24) Стоят они в лесочке, Найдите сходство и различие грибов (слайд 25) и занесите в таблицу (слайд 26) Почему нужно быть внимательными при сборе грибов? (слайд 27) -Какие съедобные грибы вы запомнили? (слайд 28-32) -Какие несъедобные грибы вы запомнили? (слайд 33-34) -Что нужно помнить при употреблении грибов в пищу? (слайд 35) Так как вы ответите на контрольный вопрос: грибы враги или друзья? (слайд 36) Акцентирует внимание, что грибы – это часть живой природы. Помните! Огромную роль играют грибы в жизни леса. Надо бережно относится к грибам, даже к тем которые не употребляются в пищу, чтобы не нарушалась взаимосвязь в жизни леса. Быть культурными грибниками, значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их. (слайд 37-38)
| 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| Творческий этап
| 1.учить самостоятельно искать ответы на поставленную задачу, работая в паре | Дети составляют правила сбора грибов в парах Дети дополняют, используя текст учебника стр.115-116 | Организует работу в парах: (слайд 39) — -Попробуйте составить правила сбора грибов. -Какие правила вы составили? Какие можно добавить ещё? Проверьте себя, пользуясь материалом учебника на стр.115-116 (слайд 40-41) | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Закрепление
Итог урока Рефлексия | 1.Первично закрепить знание о грибах: съедобных и несъедобных
2.Повысить уровень формируемых знаний на основе применения творческих заданий. | Выполняют упражнение в малых группах
Самостоятельно дают оценку своей деятельности Проверяют на интерактивной доске.
Вспоминают тему урока. Оценивают свою работу на уроке, делают выводы. | Организует работу в малых группах. Предлагает ответить на вопросы (слайд 42) Предлагает выполнить интерактивное задание: пройти тест, положив в корзинку только гриб с номером правильного ответа.(слайд 43)
Предлагает детям самим оценить выполненное задание. Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока. — Какие цели ставили? (слайд 44) -Все ли достигли этих целей? —Что нового для себя открыли на уроке? -Всё ли узнали? Когда будем узнавать? Молодцы! (слайд 45) | 10 |