Муниципальное образовательное учреждение
«Большелычакская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области.
Программа
формирования социальных установок
на здоровый образ жизни и нравственного поведения у младших школьников
(5-7 классы) «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шахова Анна Ивановна
Большой Лычак
2013 г
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана и адаптирована в школе на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношенияк здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко).
Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная система деятельности школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.
Цель здоровьесберегающего образования – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня.
Основные средства – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.
Результат здоровьесберегающего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).
Здоровьеформирующее образование — дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников.
Цель здоровьеформирующего образования:
-
формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностного уровня;
-
развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;
-
формирование у подростковсмысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений.
Результат здоровьеформирующего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творческо-преобразующего уровня (готовность изменять свое поведение с изменением социальной ситуации развития с целью уточнения цели существования и выбора позитивной здоровьесберегающей стратегии поведения).
Формула здоровьесбергающего образования
Многолетние исследования в области возрастной физиологии, позволили выделить психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от педагога:
-
психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов; объективность оценивания учебных достижений школьника с учётом его личностных и психофизиологических особенностей; поддержание разумной дисциплины);
-
степень реализации педагогом индивидуального подхода на уроке и учёт индивидуальных психофизических и личностных особенностей учащихся при организации учебного процесса в целом;
-
личные психологические особенности педагога (особенности его характера; степень обременения собственными проблемами и способностью к психоэмоциональным переключением);
-
соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью;
-
профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровьесберегающего образования и профилактики отклоняющегося поведения школьников.
В последние годы в общей проблематике здоровья и здоровьесберегающего образования центральное место занимает исследование внутренней картины здоровья ( ВКЗ) человека ( В.М. Смирнов, Т.Н. Резникова) ВКЗ подрастающего поколения можно рассматривать как один из интегративных критериев качества современного образования и показатель сформированности у школьников развернутой гуманистической направленности Я- концепции.
Условно структура ВКЗ может быть представлена в виде 3 взаимосвязанных компонентов: когнитивного ( знание ребенка о своих возможностях, в т.ч. и физических; формирует представление ребенка о самом себе), эмоционально-оценочного ( отражает результаты сравнения знаний ребенка о себе с другими людьми) и поведенческого (конкретные действия , стереотипы человека, которые характеризуют адаптацию ребенка к окружающей действительности).
ВКЗ – это динамическая смысловая система и ее содержание различно на разных возрастных этапах. Критичексий период развития ВКЗ ребенка приходится на младший подростковый возраст ( 5-7 классы), когда происходит переоценка системы социально- культурных ценностей, сформированный в начальной школе. Поэтому предлагается для проведения на классных часах в школе курса « Мое здоровье» для учащихся 5-7 классов.
Настоящая программа предполагает ведение уроков здоровья в 5-7 классах за счет классных часов, включенных в план воспитательной работы, исходя из объема 9 классных часов в год в каждом классе. Проведение классных часов планируется в различных формах: беседы, тренинги, игры, викторины, дискуссии, праздники, акции, анализ художественных произведений, практикум, экскурсии и т.д.) В конце учебного года предполагается проведение общего праздника « Мое здоровье в моих руках» по всем возрастным группам, в который будут включены различные мероприятия спортивного характера, конкурсы, викторины.
Профилактическая программа « Мое здоровье», имея методическое, ресурсное и кадровое обеспечение (учебные кабинеты, спортивная площадка, спортивный зал соответствуют санитарно-гигиеническим нормам для различных возрастных контингентов обучающихся, воспитанников), направлена на формирование у школьников понятия « здоровье» (здорового образа жизни) как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом.
Срок реализации программы – 3 учебных года ( с 2013- 2016 гг.)
Основные цели программы:
-
формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
-
формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
-
воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ;
-
формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-
Создание условий для развития и саморазвития Личности обучающихся;
-
Становление и развитие информационной культуры обучающихся;
-
Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры ( сеть кружков, секций , факультативов, детских организаций);
-
Внедрять в образовательную среду инновационные педагогические и психологические технологии (методические рекомендации, разработки), обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни обучающихся;
Содержание программы:
-
Самопознание: Кто я есть?
Наука о здоровье. Что такое здоровье? Гомеостаз – условная норма состояния организма. Функции основных систем организма. Физиологические нормы существования организма.
-
Самопознание: Я и другие.
Самооценка (уважение, самоуважение). Кризисы развития в период взросления. Стресс, его преодоление. Правила межличностного общения. Группы. Семья. Конфликты с родителями, пути выхода.
-
Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний.
Уход за кожей. Правила личной гигиены. Гигиена человека. Гигиена труда и отдыха. Периоды работоспособности. Профилактика инфекционных заболеваний.
4. Питание и здоровье.
Питание- основа жизни. Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значении. Режим питания. Самые полезные продукты. Правила поведения за столом. Профилактика гриппа и авитоминоза. Пищевые риски опасные для здоровья (отравления).
5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Правила безопасности в различных местах. Сигналы регулирования дорожного движения. Экстремальные ситуации в городе, деревне, на природе. Вызов экстренной помощи. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему. Пожар. правила поведения. Стихийные бедствия.
6. Культура потребления медицинских услуг.
Поликлиника. Вызов врача на дом Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами.
7. Предупреждение употребления ПАВ. Общее представление о ПАВ. Вред табачного дыма и алкоголя. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Тренинг « Спасибо, нет!»
8. « Духовное здоровье»
Понятие духовности. Духовность и здоровье. Русские национальные праздники и традиции. Человек и природа.
Тематическое планирование.
Раздел программы. Тема классного часа. | Часы | |
5 класс (9 ч) | ||
« Самопознание: Кто я есть?» (2 ч) | ||
1 | Гомеостаз. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. | 1 |
2 | Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями) | 1 |
« Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний»» (2 ч) | ||
1 | Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. | 1 |
2 | Урок практикум (выбор гигиенических средств для тела, волос, полости рта, технология чистки зубов, длительность чистки) | 1 |
« Питание и здоровье» (2 ч) | ||
1 | Питание и витамины. Суточный и недельный рацион. | 1 |
2 | Пищевые риски опасные для здоровья. | 1 |
« Самопознание: Я и другие» (1 ч) | ||
1 | Отношения между мальчиками и девочками. Правила общения и этикета со сверстниками, взрослыми (родителями) | 1 |
«Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (2 ч) | ||
1 | Безопасное поведение на улице. Основные ситуации — «ловушки» Оказание первой помощи при травмах: ссадинах, царапинах, поверхностных ранах. | 1 |
2 | « Праздник знаний « Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час) | 1 |
|
|
|
6 класс (9 ч) | ||
« Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний» (2 ч) | ||
1 | Режим дня младшего подростка- залог физического и психического здоровья». Биологические ритмы организма. Периоды работоспособности. | 1 |
2 | Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, способы его повышения. | 1 |
«Я и другие» (1 ч) | ||
1 | Виды и формы общения: вербальное и невербальное. Практикум по выходу из конфликтной ситуации. | 1 |
« Духовное здоровье» (1 ч) | ||
1 | Русские национальные праздники и традиции | 1 |
Профилактика травматизма» (2 ч) | ||
1 | Безопасное поведение на улице. Составление памяток. | 1 |
2 | Бытовой и уличный травматизм. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, порезах, укусах.. | 1 |
Культура потребления медицинских услуг» (3 ч) | ||
1 | Выбор медицинских услуг. Поликлиника» | 1 |
2 | Тренинг: «Спасибо – нет!» | 1 |
3 | «Праздник знаний: «Мое здоровье в моих руках»» ( заключительный классный час) | 1 |
|
|
|
7 класс (9 ч) | ||
« Самопознание: Кто Я есть?» (2 ч) | ||
1 | Самооценка (тест, тренинги) | 1 |
2 | Стресс, его психологические и физиологические проявления. Практикум по снятию эмоционального напряжения и профилактике стресса ( тренинг) | 1 |
«Самопознание: Я и другие» (2 ч) | ||
1 | Основные ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. | 1 |
2 | Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ. | 1 |
« Духовное здоровье» (2 ч) | ||
1 | Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека. | 1 |
2 | Этикет- история и современность. Его значение для здоровья человека. | 1 |
«Предупреждение употребления ПАВ» (3 ч) | ||
1 | Польза и вред медикаментов. Хранение лекарств, осторожное обращение с лекарствами. | 1 |
2 | Общее представление о ПАВ. Предупреждение употребления ПАВ. Вред табачного дыма. | 1 |
3 | «Праздник знаний «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час) | 1 |
Ожидаемы результаты реализации Программы
выражаются в наборе определенных знаний и умений младших школьников по каждому разделу.
После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:
-
умеет осуществлять простейшие физиологические измерения;
-
имеет представление о собственной физической норме и уметь различать отклонения от нее;
-
понимает индивидуальные особенности строения тела;
-
может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, тепловой режим;
-
должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей;
После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:
-
умеет представить себя в выгодном свете;
-
умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
-
обладает базовыми навыками позитивного общения;
-
принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;
-
умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия.
После изучения раздела «Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний» учащийся:
-
имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;
-
умеет подобрать гигиенические средства;
После изучения раздела « Основы личной безопасности и профилактика травматизма» учащийся:
-
обладает автоматизированными стереотипами поведения на улице;
-
умеет безопасно переходить через дорогу, ж/д – пути.
-
имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге;
-
умеет оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах возрастных и физиологических возможностей.
После изучения раздела « Культура потребления медицинских услуг» учащийся:
-
умеет спланировать свою жизнедеятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов;
-
умеет снимать утомление с органов зрения.
-
умеет правильно обращаться за мед.помощью.
-
знает минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача при различных недомоганиях ( головная боль)
После изучения раздела « Предупреждение употребления ПАВ» учащиеся:
-
обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что « легальные» ПАВ могут вызвать такую зависимость , что и « нелегальные»;
-
владеет навыками самообороны; знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях;
После раздела « Питание и здоровье» учащийся может:
-
знает основные группы пищевых продуктов и умеет составить индивидуальное меню;
-
знает как повысить иммунитет (витамины, продукты питания).
После изучения раздела « Духовное здоровье» учащийся:
-
обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социо-культурных феноменах;
-
знает особенности русского национального образа здоровья и условия его формирования;
-
осознает необходимость соблюдения этикета в общении с людьми и обладает соответствующими умениями.
Список использованной литературы
-
Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический ана-лиз: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.
-
Науменко Ю.В., Твердохлеб А.И. Программа образовательного курса «Моё здоровье» (5-7 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 19 – 33.
-
Барышникова Д.И., Кальянова И.В., Слободяник Н.П., Худенко Е.Д., Яковец Ю.С. Программа формирования у подростков позитивной Я-концепции (7-8 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 34 – 68.