Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Система кровообращения
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства учащихся с системой кровообращения; для формирования способности к использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
-
знакомство с работой сердца и кровеносных сосудов, с движением крови по организму, с составом крови;
-
усвоение новых понятий в контексте темы урока;
-
развитие познавательного интереса учащихся через проведение несложных наблюдений, через использование различных источников информации;
-
организация деятельности, направленной на формирование активной позиции школьников.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы:
1. Словесные методы: беседа.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация муляжа.
3. Практические методы: работа со схемой.
4. Интерактивные: «Ледокол», «Ожидания», ролевая игра, упражнение «Выбор», «Словесные ассоциации», «Поиск информации», «Исследователи».
Формы обучения: групповая форма, коллективный способ.
Основные понятия и термины: артерии, вены, капилляры, циркуляция, плазма, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки.
Образовательные ресурсы: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass , http://megabook.ru/article/КРОВООБРАЩЕНИЕ.
Наглядно-демонстрационный материал: муляж сердца, табличка «Ожидания», числа на карточках «8», «75», «100 000», картинка «Печень», картинки с сердцами, «клетки крови» по количеству учеников, слайды со схемами «Система кровообращения», «Циркуляция крови», «Клетки крови», слайды для этапа закрепления, энциклопедия «Я познаю мир. Тайны человека», «Про тебя самого».
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные (учащиеся научатся называть составляющие системы кровообращения; получат представление о работе сердца, циркуляции крови, составе крови; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья; учащиеся получат возможность научиться использовать знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены);
— метапредметные (познавательные — научатся осуществлять поиск информации из разных источников; регулятивные – умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие — в соответствии с планом; коммуникативные – овладеют способностью инициативно взаимодействовать с учителем, одноклассниками);
— личностные (проявляют интерес к своему здоровью).
Ход урока
1. Организационный момент («Ледокол») (1 мин)
— Здравствуйте! Давайте знакомиться! Меня зовут Татьяна Николаевна. А как зовут вас? 3-4! (дети называют своё имя)
— Спасибо! Очень приятно! Продолжаем знакомиться!
— Кто из вас любит учиться? (Дети поднимают руки или говорят «Я!»)
— А у кого из вас это здорово получается? (Дети поднимают руки или говорят «У меня!»)
— Кому нравится урок окружающего мира? (Дети поднимают руки или говорят «Мне!»)
— А кто заботится о своём здоровье? (Дети поднимают руки или говорят «Я!»)
2. Актуализация опорных знаний (беседа) (2 мин)
(задаю вопрос, подхожу за ответом к ученику)
— Вспомним прошлый урок!
Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник)
— Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу. Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой).
— Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (Пищеварение).
— Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды? (Во время еды нельзя разговаривать и смеяться)
— Спасибо!
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (беседа, «Поиск информации», «Ожидания») (3 мин)
— Попробуйте угадать, о чём это я?
Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это? (О крови)
— Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (Система кровообращения)
— Откройте ваш учебник на странице 25. Прочитайте тему нашего урока! (Система кровообращения)
— Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу)
— Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму)
— Чего ждёте от урока? (Дети формулируют, я записываю) (из чего состоит система кровообращения, как происходит движение крови по организму, каков состав крови).
— А ещё нам предстоит узнать, какое отношение к нашей теме имеют числа: 8, 75, 100 000 (появляются на доске)
— План наших действий готов. Приступаем к его реализации!
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (беседа, «Поиск информации» в учебнике и словаре, ролевая игра, упражнение «Выбор», наблюдение, работа со схемой) (12 мин)
— В теле человека находятся полости, занимаемые органами. Перечисли эти органы (сердце, почки, желудок, печень, лёгкие).
— Какой из перечисленных органов-часть системы кровообращения? (сердце)
(Слайд 1 «Система кровообращения»)
— Глядя на схему, назовите остальные составляющие системы (артерии и вены).
— Что объединяет артерии и вены? В чём их отличие? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в учебнике на странице 26 в первом абзаце. Приступайте! (Дети читают)
— Итак, что объединяет артерии и вены? (Это кровеносные сосуды)
— В чём их отличие? (По артериям кровь движется от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества. По венам кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания).
— Я – сердце, ты – любой орган, например, печень, а вы все-кровь. (Дети встают) Сейчас кровь движется по артериям …, а сейчас – по венам …, по артериям — …, по венам …, по артериям — …, по венам — … (Дети передвигаются в нужном направлении).
— Скажите, какое количество времени нужно крови в нашем организме, чтобы обежать его столько же раз, сколько обежали сейчас вы? (меньше 3 минут)
— Почему? (потому что один полный круг движения крови по организму занимает меньше минуты).
— Однако, кровь не может двигаться сама по себе. Её что-то заставляет двигаться. Что это? (сердце)
— Что такое сердце и как оно выглядит? Действительно, а как оно выглядит: так, так или так? (Дети смотрят на картинки на магнитной доске и выбирают нужную)
— Какого размера ваше сердце? (Дети показывают)
— А моё? (Дети показывают)
— Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце, а такого-моё. А где у нас всех сердце? (Дети показывают)
— А теперь сжимайте и разжимайте кулак – вот так работает наше сердце. Только через некоторое время ваша рука устанет и вы прекратите её сжимать-разжимать. А сердцу нельзя прекращать свою работу. Оно работает день и ночь, без остановки. А что оно вообще никогда не отдыхает? (Дети отвечают)
— Правильно, приложите руку к сердцу и послушайте: «Тук, короткая пауза, тук, короткая пауза». (Дети прикладывают руку и прислушиваются) Так вот, когда вы слышите «тук» — это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает.
Вы согласитесь со мной, что сердце – это мышца? (Дети отвечают)
— Кто может подтвердить? (Сердце – это насос, который заставляет двигаться кровь)
— Верно, сердечная мышца обеспечивает циркуляцию крови в организме. Какой новый термин вы услышали в моём предложении? (Циркуляция)
— Обратитесь к словарю и выясните, что значит «циркуляция» (с.159 круговое движение, круговорот)
— Покажите на пальцах, что означает слово «циркуляция» (Дети показывают)
— А как происходит циркуляция крови в нашем организме, мы узнаем прямо сейчас. (Демонстрирую муляж сердца) Посмотрите на муляж человеческого сердца! Что вы заметили? (Сердце разделено перегородкой на две половины: левую и правую)
— Верно, эти две половины сердца работают как два насоса. Мы начнём путешествовать вместе с кровью из правой половины сердца, где собралась бедная кислородом кровь от всех органов. Проследите по схеме в учебнике, как движется кровь. (Дети работают со схемой – с.26)
(Слайд 2 «Циркуляция крови»)
— А теперь на моей схеме проделайте тот же путь! (Дети глазами отслеживают путь крови)
— Молодец! А теперь друг другу расскажите и покажите, используя схему в учебнике, как движется кровь по нашему организму! (Работа в парах)
(Слайд 3 «Клетки крови)
— Внимание на доску! Перед вами река, в ней плавают вот такие кораблики! Что это? (кровь)
— Что интересного вы обнаружили? (что кровь состоит из разных клеток).
— Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию)
— Сейчас вам предстоит узнать, какую работу выполняют клетки крови. Одни из них переносят, другие – защищают, третьи – закрывают. Страница 28 в учебнике вам в этом поможет. (Дети работают с учебником)
(Делю учащихся на 3 группы по количеству клеток крови и вручаю каждому рисунок соответствующей клетки)
— Сейчас я буду говорить не с учениками, а с клетками крови. Если говорю о вас, поднимайтесь и отвечайте на вопросы!
Какие клетки переносят? (поднимаются «красные кровяные клетки»)
— Что и куда? (кислород от лёгких ко всем клеткам организма, углекислый газ от клеток организма к лёгким)
— Какие клетки защищают? (поднимаются «белые кровяные клетки»)
— Что, от кого, как? (организм от болезней. Мы атакуем и убиваем микробов, поглощая их)
— Какие клетки закрывают? (поднимаются «кровяные пластинки»)
— Что, зачем, как? (рану, останавливаем кровотечение, накапливаясь в месте повреждения)
— Какие клетки придают крови красный цвет? (поднимаются «красные кровяные клетки»)
— Какие клетки способны двигаться против течения крови и даже проходить через стенки сосудов? (поднимаются «белые кровяные клетки»)
— Каких клеток больше всего? (поднимаются «красные кровяные клетки»)
— Какие клетки самые крупные? (поднимаются «белые кровяные клетки»)
— Спасибо, клетки крови! А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества)
— Сейчас мы узнаем, кто внимательно рассмотрел схему. Как называются мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)
5. Первичное закрепление («Словесные ассоциации») (4 мин)
— А теперь внимание на экран!
(Слайд 4 — 10)
— Угадайте, какое понятие, имеющее отношение к системе кровообращения, я имею ввиду, когда представляю это! (Дети отвечают: сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма)
6. Подведение итога (беседа) (4 мин)
— Возвращаемся к «вашим ожиданиям» вы хотели узнать, из чего состоит система кровообращения. Узнали? Из чего? (сердце, артерии и вены)
— Как происходит движение крови по организму? (Дети показывают пальцами, представляя, что водят по схеме)
— Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки)
— Где же в нашей теме место цифре 8? (движение крови по организму похоже на цифру 8)
— А что же такое 75? (ударов в минуту бьётся наше сердце в покое)
— А 100 000? (км-длина сосуда, состоящего из всех вен и артерий нашего организма)
— Оправдались ваши ожидания? (Дети отвечают)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (беседа, работа с учебником и тетрадью) (2 мин)
— Всё, что вы узнали, понадобится вам при выполнении домашнего задания в тетради для самостоятельной работы, задание 23 и задание 27 на страницах 13-14. Откройте, найдите эти задания! (Дети открывают тетради, ищут задания)
— Что может стать вашим помощником? (учебник)
— Назовите страницы! (25-28)
— Если захотите, можете выполнить остальные задания. А если захотите узнать о системе кровообращения ещё больше, можно воспользоваться дополнительными источниками, например, вот такими энциклопедиями. (Демонстрирую энциклопедии)
8. Рефлексия (беседа) (2 мин)
— Как вы считаете, наш урок был полезен для вас? (Дети отвечают)
— Как вам может пригодиться то, что мы сегодня узнали? (Хотя система кровообращения работает без нашего желания, мы можем ей помогать: укреплять своё сердце и сосуды, занимаясь спортом, физическим трудом, закаляя свой организм, правильно питаясь, не приобретая вредных привычек, соблюдая правила гигиены)
— Что вас удивило сегодня? (Дети отвечают)
— А что осталось непонятным? (Дети отвечают)
— Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает. Спасибо за урок!