Технологическая карта

для работы по УМК «Школа России»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 класс

Учитель: Махмуриева Лилия Вакифовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 3, 13 ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Тема

Дикие и домашние животные

Цель темы

Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека.

Основное содержание темы, термины и понятия

Дикие и домашние животные. Значение домашних животных для человека.

Дикие и домашние животные, сельскохозяйственные животные, ульи, курятник, коровник, конюшня, коллекция, коллекционер.

Планируемый результат

Усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приводить примеры животных каждой группы.

Предметные умения

УУД

Знать и правильно употреблять термины и понятия.

Понимать взаимосвязь домашних животных с человеком.

Уметь позитивно взаимодействовать с животными, используя правила бережного отношения к «братьям нашим меньшим».

Личностные: формирование позитивного отношения к животным, чувства любви, заботы, сострадания к «братьям нашим меньшим».

Регулятивные: приобретение умения осознавать ценность мира животных и необходимость нести ответственность за его сохранение; формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека с миром животных; осознание своей роли, как человека, в жизни домашних животных; осмысление понятий, связанных с темой «Дикие и домашние животные».

Коммуникативные: формирование умения общаться с дикими и домашними животными; умение выражать личное восприятие и настроение; участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать в реализации поставленной задачи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Обучение грамоте. ИЗО. Технология (формирование представления о взаимосвязи человека с природой; формирование ответственного отношения к природе).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с.80-83.

Рабочая тетрадь №1, с.64-65.

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал по теме «Дикие и домашние животные».

Видеоматериал о диких и домашних животных.

Молочные продукты и мед для дегустации (распознавания по вкусу).

Магнитофонная запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».

Фигурки различных животных, принесенные учащимися из дома.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы « Дикие и домашние животные».

Проблемная ситуация.

Звучит музыкальная фонограмма к телепередаче «В мире животных».

Учитель читает загадки, предлагая учащимся их отгадать:

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Медведь)

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья)

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает? (Баран, овца)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка. (Лиса)

(учитель выставляет карточки с изображением этих животных)

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Диагностические задания (критерии диагностики — предметные и способов деятельности)

  1. Дикие и домашние животные

Цель – учить школьников различать диких и домашних животных, формировать их бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Проблемный вопрос

-Разложите карточки с изображением этих животных на две группы. (Учитель вызывает к доске двух учащихся для выполнения задания.) Объясните, как выполняли это задание, как раскладывали карточки? (Договаривались, согласовывали свои действия, помогали друг другу.)

-Как называются группы этих животных? (Дикие животные и домашние животные)

— Подумайте, каких животных называют дикими, а каких — домашними? (Ответы детей.) На прошлых уроках мы уже встречались с домашними животными. Назовите их. (Собака, кошка.) Чем они отличаются от диких? Кто их дикие предки? (Волк, дикая африканская кошка.)

-Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством, спасаются от врагов. А чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, ухаживают за ними, заботятся о потомстве.)

-На сегодняшнем уроке мы изучим новую группу домашних животных – сельскохозяйственных животных. Что это за животные, как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся.)

(учитель, к ранее выставленным карточкам домашних животных, выставляет новые карточки с изображением домашних животных: гусей, кур, коней) Уточняем понятие «сельскохозяйственные животные».

-Как вы думаете, нужны ли дома животные?

Задание 1 (З, П) Учебник, ч. 1, с. 80. (работа в парах, затем коллективное обсуждение)

-Обоснуйте свои выводы: не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди. Рассмотрим пример воробья: он встречается вблизи жилья человека, но домашним животным не является. По рисунку дети осознают, что домашние животные – это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчёлы). Уточняем, как называются жилища домашних животных (ульи, коровник, курятник, конюшня и т.п.)

-Приведите свои примеры диких и домашних животных. (Задание в игровой форме: передавая мяч друг другу, дети называют по очереди дикое или домашнее животное.)

Задание 2(У) Рабочая тетрадь № 1, с. 64 (закончить ряд, приклеив картинку из Приложения)

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 64 (найти лишнее животное, обвести его, объяснить свое решение)

Задание 4 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 65 (Отметить на рисунке какие это животные: дикие или домашние?)

-Как вы считаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, заботу, внимание? (Ответы детей.)

Задание 5 (З, П) Учебник, ч. 1, с. 81 (определить какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, назвать животное, от которого он получен) Обсудить, как сделаны эти продукты.

Задание 6 (У): распознавание по вкусу молочных продуктов и меда. (Определяют с завязанными глазами и говорят, какой продукт не имеет отношения к корове.)

Задание 7 (У) Учебник, ч. 1. с. 81 (по вопросам рассказать о домашних животных, имеющихся в семьях, об уходе за ними)

2. Моя коллекция (включает в себя 1ч. урочной деятельности и внеурочную деятельность учащихся).

Задание

Закончите предложения:

  • Животные дома нужны, потому что…

  • Животные дома не нужны, потому что…

Дайте совет другу, который хочет завести собаку.

  • Я бы посоветовал (а) ему (ей)…

Придумайте разрешающие и запрещающие знаки, относящиеся к уходу за домашними животными

Цель – формировать у учащихся интерес к коллекционированию; развивать фантазию и творческие способности детей; установить степень усвоения учащимися темы «Дикие и домашние животные».

Проблемный вопрос

-Могут ли даже очень маленькие вещи, окружающие нас, рассказать о целом мире? Могут ли вещи доставлять радость?

Задание 1 (З) Учебник, ч. 1, с. 60-61

Задание 2 (З , П) Учебник, ч. 1, с. 82-83( уточнить понятие « коллекция») Что это такое? Как называют людей, собирающих коллекцию? (коллекционер)

— Кто из вас или ваших родных собирает коллекцию? (выявляем ребят класса, собирающих коллекцию марок, открыток, значков и т.п.) Какую коллекцию собираешь ты? (Продумать и подготовить проект на тему «Моя коллекция» для внеурочной деятельности.)

— Какой бы совет ты дал (а) ребятам, желающим собирать свою коллекцию (с чего начать, где хранить, как собирать, как обмениваться с другими коллекционерами).

Задание 3 (У): рассмотреть фигурки и игрушки, изображающие разных животных, которые дети принесли из дома; разделить их на две группы, назвать тех и других.

Задание

Дополните и закончите предложение:

  • В моей коллекции меня радует…, потому что…

Дайте совет другу, который хочет собрать свою коллекцию.

  • Я бы посоветовал (а) ему (ей)…

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания.

Задания:

Репродуктивное (по образцу):

1.Дикие животные — это животные…

2.В доме нужно иметь домашних животных…

3. «Правила друзей природы» гласят: не шуметь в лесу, не ломать деревья, не жечь костры, бережно и с любовью относиться к животным.

Импровизационное:

Предложите свой вариант правил по защите диких животных, который будет отличаться от образца.

Эвристическое:

.Предложите правила поведения при общении с животными.

Самоорганизация в деятельности.

-Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

IV этап. Рефлексия деятельности

Понравился ли вам урок? Чем понравился?

Что нового и интересного узнали на уроке?

О каких животных вели сегодня речь?

Какие животные называются дикими, а какие домашними?

Сможет ли человек жить без домашних животных?

Что получает человек от домашних животных?

Как должен человек относиться к животным?

IV-1 Контроль деятельности ученика

Формы контроля; контрольное задание

Распределите по группам карточки с изображением животных. По какому признаку выполняли работу?

Объясните и оцените поведение и поступки свои и других людей по отношению к животным.

Объясните, как правильно обращаться с животными, как способствовать их защите.

IV2 Рефлексия деятельности учителя

Самооценка учителя

Оценка деятельности учителя

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here