Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Петровска
Саратовской области»
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
«Все профессии нужны…»
подготовила
учитель начальных классов
Шитова Ирина Васильевна
г. Петровск
2012
Урок-игра по окружающему миру
Цели. Обобщить знания о профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность труда.
Оборудование. Учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 2 класс»; макет книги с изображениями людей разных профессий и опорными словами; компьютер с мультимедиапроектором; карточки разного цвета «Узнай профессию»; конверт с рассыпавшимися буквами; бумажные звездочки; тесты; предметы труда представителей разных профессий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.
II. Сообщение темы урока
У. Отгадайте загадки:
Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, пожилых уважать.
Кто это, ребята?
Дети. Учитель.
У. Правильно. Речь идет о моих коллегах.
На доске открывается 1-я страница книги с изображением учителя. На 2-й странице – слова: музыка, русский язык, история.
– Посмотрите, как разнообразна моя профессия. Какие еще предметы ведут учителя в школе?
Д. Математику, физкультуру, рисование, физику…
У. У меня есть друзья. Угадайте, кто они?
Он в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Д. Врач.
Открываются страницы книги с изображением врача и словами: педиатр (детский врач), стоматолог (зубной врач), окулист (глазной врач).
У. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Д. Строитель.
В книге – изображение строителя и слова: каменщик, маляр, штукатур.
У. Ребята, вы догадались, о ком и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Д. О людях разных профессий.
У. Прочитайте тему нашего урока.
На экране высвечивается тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».
– А вы согласны с этим высказыванием?
Ученик 1. Нет, есть самая важная профессия – врач.
Ученик 2. Нет, учитель важнее!
Ученик 3. А я не согласен.
У. Почему?
Ученик 3. Нам необходимы и врач, и учитель, и повар, и многие другие специалисты.
У. Давайте попробуем сегодня на уроке проверить истинность этого высказывания.
III. Работа по теме урока
У. Каждой профессии присущи свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идет речь. Этим мы с вами сейчас и займемся.
Игра «Узнай профессию»
У каждого из вас на столе лежит карточка-схема определенного цвета, где зашифровано название профессии. А теперь переверните карточки. По опорным словам отгадайте профессию, впишите ее в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1
небо, самолет, штурвал, аэропорт, трап
(Летчик, пилот)
Карточка 2
расческа, ножницы, зеркало, лак для волос, фен (Парикмахер)
Карточка 3
тетради, школа, доска, мел, журнал
(Учитель)
Карточка 4
груз, колесо, дорога, руль, машина
(Шофер, водитель)
Карточка 5
участок земли, машины, скот, урожай, ферма
(Фермер)
Дети работают самостоятельно.
– Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если все согласны с ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания профессий.
На экране высвечиваются слова: летчик, пилот, парикмахер, учитель, шофер, водитель, фермер.
– Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
– Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны.Игра «Моя профессия – самая важная»
– А сейчас предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Сейчас я буду читать стихотворение Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла» и выберу трех человек, по одному с каждого ряда.
Учитель читает стихотворение, как считалку.
1-й ряд.
У каждого дела
Запах особый.
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2-й ряд.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
3-й ряд
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Выбранные дети выходят к столу и выступают в роли повара, милиционера, врача.
– Перед вами на столе лежат предметы, относящиеся к разным профессиям. Выберите вещи, необходимые для вас. А мы проследим, правильно ли ребята выбирают себе предметы.
Дети выбирают предметы.
– Назовите сначала профессию, а потом предметы труда, которые вы выбрали.
Дети отвечают.
У. А теперь докажите одноклассникам, что именно ваша профессия самая важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и дополняйте ответ.
Дети приводят по 2–3 доказательства.
Ученик-врач. Профессия врача – самая важная, так как эти люди лечат нас, делают прививки от болезней, следят за нашим здоровьем.
Ученик-милиционер. Профессия милиционера – самая важная, так как эти люди охраняют наши жизни, ловят бандитов, следят за порядком на дороге.
Ученик-повар. Профессия повара – самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.
У. Спасибо, ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем городе? Где?
Д. Да, у моей мамы профессия – повар.
— А мой папа – милиционер.
– В больнице работают врачи.
IV. Физкультминутка
У. А сейчас – минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за парт.
Учитель читает слова и показывает движения. Дети повторяют:
Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстрогал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнеце – … (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
V. Работа по теме урока (продолжение)
У. Отгадайте загадку:
Умный он, и даже слишком.
Управляю я им мышкой.
С ним не буду я скучать –
Можно в игры поиграть.
Что это, ребята?
Д. Компьютер.
На экране дети читают отгадку.
У. А для чего нам в жизни необходим компьютер?
Д. Для игры, для того чтобы быстро напечатать текст, для рисования, просмотра мультфильмов, прослушивания музыкальных произведений.
У. Велико значение компьютера. Дополним наши знания сведениями из учебника. Откроем его на с. 67. Средний ряд читает 2-й и 3-й абзацы по цепочке, а все остальные внимательно следят.
Дети читают.
– Кто знает, как называется профессия человека, пишущего программы, по которым работает компьютер?
Д. Программист.
У. Да, эта профессия в последнее время стала очень важной и престижной. В нашем постоянно развивающемся городе, где много различных предприятий, эта профессия просто необходима.
О других важных для города профессиях мы узнаем, поработав в парах.
Игра «Собери название профессии»
– Возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессии из рассыпавшихся букв. У каждой пары получится свое название профессии.
Учитель вывешивает иллюстрации с изображениями сталевара, сварщика, милиционера, машиниста, металлурга.
– Обратите внимание на иллюстрации – может быть, они вам помогут.
Дети работают в парах.
– Итак, что же у вас получилось?
Д. Сталевар, сварщик, милиционер, машинист, металлург.
У. Назовем профессию по иллюстрации. Проверим себя и поможем тем, кому трудно. Это важные профессии, часто встречающиеся в нашем городе. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашего края.
А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с тестом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.
Завод
Детский сад
Столовая
Автобус
Магазин
Шофер
Рабочий
Воспитатель
Продавец
Повар
По ходу работы учитель проверяет тесты у 5–6 учеников.
– Внимание – на экран! Сверьте свои ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их.
Дома попробуйте составить свой тест, подобный данному.
VI. Итог урока
У. Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
Дети пишут на звездочках.
– А сейчас вы прикрепите свои звездочки возле фотографии с видом нашего города. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора города Петровск.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
Литература.
-
Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе
-
( Выпуск 1. Математика, природоведение :Практическое пособие для учителей начальных классов – Ростов ТЦ « Учитель», 2002.
-
Мельникова Е.Л. « Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.,2002.
-
Нуждина Т.Д.Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия Холдинг,2000
-
Энциклопедия современного учителя. М.,2000.
-
Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
Сост. Круглов Ю.Г.,М.,1990.