Тема «Водоёмы нашего края»

Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей.

— Сегодня мы оправимся туда,

Где чистая плещется вода.

Чтоб тему урока нам узнать,

Кроссворд придется разгадать.

  1. Проверка д/з.

  1. Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (овраг)

  2. Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (гора)

  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)

  4. Гора в Астраханской области – Большое… (Богдо)

  5. Горы, созданные руками человека из отходов, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (терриконы)

  6. Форма поверхности высотой от 10 до 200 метров. (холм)

-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о водоемах Астраханского края.

3. Работа над новой темой.

— Разгадайте, ребятки такую загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу.

(вода)

Правильно, ребята. Это вода. А каким цветом обозначена вода на глобусе и карте?

(синим, голубым)

— Верно. А как вы считаете, одинакова ли вода на вкус?

(нет, вода бывает пресная и соленая)

— Правильно, молодцы. А какая вода на вкус в нашей реке Болде?

(пресная)

-Скажите, пожалуйста, что такое водоем? (…)

— Ребята, скажите, какие водоемы вы знаете?

(…)

— Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой, называются естественные. К ним относятся : океан, море, озеро, река, ручей. Водоемы, созданные человеком, называются искусственные. Это канал, водохранилище, пруд.

— Ребята, скажите, какие естественные водоемы расположены на территории Астраханской области?

(Каспийское море, озеро Баскунчак, реки Волга и Болда)

— Верно. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. На берегу какой реки расположен наш город?

(на берегу реки Волга)

— Правильно. Посмотрите, какая это красивая, величественная река. Перед вами план описания реки. В ваших учебниках дан такой же. Давайте вместе с вами попробуем описать реку Волгу. Читаем первый пункт плана. (пункты плана читают дети)

— Река называется Волга. (2-й пункт)

— На севере Калининской области, на Валдайской возвышенности, близ озера Селигер есть деревня Волгово-Верховье. Недалеко от деревни стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине этого колодца видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга.

Место, где река берет свое начало, называется исток. Слабеньким ручейком выглядит Волга в своем истоке. Дальше, пройдя через несколько озер, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой. (3-й пункт)

— Как вы считаете, какое течение у Волги, быстрое или медленное?

(быстрое)

— Верно. Волга — широкая, полноводная река с быстрым течением.(4-й пункт)

— Много более мелких рек несут в Волгу свои воды, они называются притоками. Самые крупные из них — это Ока и Кама. (5-й пункт)

— Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем. Кто знает, куда впадает Волга?

( в Каспийское море)

— Правильно. Кто не знает, запомните, Волга впадает в Каспийское море.(6-й пункт)

— Ребята, давайте вместе ответим на этот вопрос. Что происходит с рекой в зимнее время? (она замерзает). А что происходит весной в период половодья? (она широко разливается)

-Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами обобщим все то, что мы сейчас сказали. Как называется место, где река берет свое начало? Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море? Куда впадает река Волга?(…)

(7-й пункт)

— Вы все знаете, какие рыбы водятся в наших реках. Но кроме рыб на Волге живет множество водоплавающих птиц: цапли, лебеди, бакланы, пеликаны. Посмотрите, ребята, какие это красивые птицы. Но водоемы – это удивительный дом не только для животных, но и для растений. Это кувшинка, чилим, кубышка и конечно гордость астраханского края — лотос. (8-й и 9-й пункт)

— На эти вопросы давайте ответим, прочитав материал в ваших учебниках.(с.155 абз. 1-4)

— Итак, ребята, как же люди используют реку?(…) Но что, к сожалению часто происходит с рекой?(…)

Посмотрите, ребята, как выглядит чистый и ухоженный водоем. Это известная нам всем река Болда. Но не только удобрения и ядохимикаты сельского хозяйства виноваты в загрязнении воды. О том, что еще является причиной загрязнения, мы поговорим после того, как немного отдохнем.

4. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже, солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать,

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

5. Исследовательская лаборатория.

— Значение водоемов очень велико. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду.

Лаборант: представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло.(показ ситуации)

— Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.

Лаборант: кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду. (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.

— Посмотрите, ребята, как выглядит берег нашей реки Болды. И у нас в селе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться этим людям и не будем засорять нашу реку. И еще, ребята, никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться. (10-й пункт)

— В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из таких же как вы школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И мы с вами, как только растает снег, выходим на уборку территории школы – сада.

6. Закрепление .

— Давайте с вами составим памятку «Правила поведения у водоема». Что нельзя делать у водоемов?

(Нельзя мыть транспортные средства! Нельзя бросать мусор в воду! Нельзя оставлять мусор на берегу! Нельзя купаться в незнакомом месте! )

7. Сообщения учащихся.

— А сейчас, ребята, давайте с вами прослушаем сообщения ваших товарищей еще о двух великолепных водоемах нашего края: о Каспийском море и об озере Баскунчак. (…)

— Волга, Баскунчак, Каспийское море являются главными водоемами нашего края. Но кроме них есть еще много других рек и озер. Это и Ахтуба, и Бузан. И наша с вами Болда, а также интересное озеро Тинаки с ее лечебной грязью.

8. Итоги урока. Выставление оценок.

— Давайте, ребята, теперь подведем итоги нашего урока. Какое значение в природе имеют водоемы?

Как мы должны вести себя у водоемов?

С какими водоемами Астраханской области мы сегодня познакомились?

9. Д/З. с.154-156, работа в тетрадях.

Каспийское море

С юга нашу область омывает каспийское море, получившее своё название от племени каспийцев, населявших побережье в далеком прошлом. Титул моря Каспий получил за «морскую» соленую воду, большие размеры, значительные глубины, присутствие морских видов животных и растений. И все же Каспийское море – это озеро, так как не имеет связи с океаном. Северная часть Каспия очень мелкая и хорошо прогревается, поэтому является «родильным домом» для тюленей. Каспийское море – богатейший рыбный район. По обилию и разнообразию рыб оно не имеет себе равных.

Баскунчак .

На севере области расположено озеро Баскунчак. В переводе с казахского языка — «собачья голова».

Давным-давно ехал мимо озера человек с собакой. Отстала она от хозяина, попала в соленую воду и погибла. Затем все её тело обросло солью. Люди проезжали мимо и говорили: «Вон голова собаки», а потом и само озеро стали так называть.

В этом озере изобилие соли. Поэтому его называют «всесоюзной солонкой».

Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль осаждается и пополняет запасы озера. Соли в Баскунчаке столько, что можно кормить всю нашу страну 400 лет. Вода настолько солёная, что в озере нельзя утонуть. Не успеет человек войти в воду, как его тут же вытолкнет на поверхность и закачает на волнах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here