Григорьева Ольга Николаевна
МКОУ «ПСОШ №3», г. Петухово
учитель начальных классов
Тема. Петр Великий
(урок окружающего мира в 4 классе)
Цели:
1. Формирование представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
2. Развитие коммуникативных умений и навыков.
3.Развитие интеллектуальных умений (умение выделять главное, обобщать, делать выводы).
4.Развитие устной речи.
5.Воспитание интереса к изучению истории Отечества, чувства патриотизма и гордости за величие дел своих соотечественников.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок- беседа
Методы обучения:
по источнику «передачи знаний»: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные (методы иллюстрации), практические (упражнения, дидактические игры);
по типу познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративный, проблемное изложение.
Формы обучения : фронтальная, парная.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, видео-ролик «Санкт-Петербург»(с выходом в интернет) , карта, СД- диск « Интерактивный мир» (Энциклопедия истории России), аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов»(Пролог), рабочие листы, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Стоит всем нам потрудиться,
Чтобы новое узнать
Об одном царе Великом.
-
Повторение изученного
1. Работа в парах
У. — Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. Работать будете в парах. У вас на столе лежат листочки с заданием. Соедините прозвище с именем.
Иван IV Мудрый
Ярослав Вещий
Олег Грозный
Владимир Красное Солнышко
Дмитрий Калита
Александр Донской
Иван Невский
У.- Давайте проверим. Поменяйтесь листочками с соседом.
2. Дидактическая игра «Неотосланная депеша».
У.- Кто мог сказать такие слова?
1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег
и драгоценности жены на вооружение народного ополчения».
(Кузьма Минин.)
—Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в
Москве».
(Иван Федоров.)
3. «И повел я войско навстречу Ахмату».
(Иван Грозный.)
4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».
(Дмитрий Пожарский.)
-
Сообщение темы и целей урока.
У. -Рассмотрите изображения этих людей. Что можете о них сказать?
(слайд 1)
У.— Почему человека на третьем рисунке вы не назвали царем?
Д. — Он не изображен в царских одеждах и с символами власти.
У.- Но это тоже царь, про него говорят «необычный царь» и называют его Великим . Так необычно выглядел царь Петр Первый, он был законным наследником царя Алексея Михайловича
У.- Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром Первым, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление и почему его называют Великим, какой город называют городом Петра.
-
Работа над новым материалом.
У. — В момент рождения Ивана Грозного была страшная буря, колокола звонили сами собой, один колокол упал и разбился, народ говорил о божественном предзнаменовании грядущих больших несчастий на Руси.
(слайд 2)
(звучит аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов»)
Появление на свет Петра 1 также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем , с которым не сравнится никто из его современников.
В ночь на 30мая 1672года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент появился на свет маленький царевич. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.
( слайд 3)
Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович.
У Алексея Михайловича были ещё дети от первой жены, в том числе 2 сына, Фёдор и Иван. Фёдор был старшим. Очень болезненный, мягкий, тем не менее, управлять Россией стал он.
(слайд 4)
А в это время подрастал Пётр. Когда ему исполнилось 5 лет, его стали понемногу обучать грамоте, а в начале восьмого года началась систематическая учёба. Обучение маленького царевича мало, чем отличалось от обучения других детей. Его первым учителем был Никита Зотов. Пётр получил скромное образование. Его учитель Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, Большинство знаний он приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться. Во время уроков любил слушать царевич разные истории, особенно о своих далёких предках и их ратных делах. Зотов не только интересно рассказывал, но и показывал специально припасённые для такого случая чужеземные «потешные листы». Петруше нравилось рассматривать рисунки разных сражений, воинов и оружия, изображения кораблей и пушек.
В 1682 году Петру исполняется 10 лет, и в это время умирает царь Фёдор. Царями России были провозглашены сразу два мальчика – Иван, ещё более болезненный, чем Фёдор, и Пётр.
У. — Прочитайте текст на рабочем листе №1, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.
Рабочий лист №1
После смерти своего старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет , то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи .Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.
Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Петр ……
(был еще маленьким)
(слайд 5)
У. — Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий:
(слайд 6)
1. Софья стала управлять государством , во всем советуясь со своей мачехой, матерью Петра.
2. Софья стала управлять единолично, а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля.
(Мнения детей)
У.- Жизнь во дворце для Петра и его матери стала невозможной. Наталья Кирилловна с Петром переехала в село Преображенское.
(слайд 7)
Переезд в Преображенское был большим счастьем для Петра. Здесь он рос на свободе, одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Эта крепость называлась «потешная»(для потехи, забав).Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семеновский и Преображенский.
(слайд 8)
Потешные солдатики со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира, они были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.
У. — Прочитайте текст на рабочем листе №2. Какое еще увлечение было у Петра1?
Рабочий лист №2
Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем страстную любовь к мореплаванию.
(слайд 9)
У.- В последствии Петр 1 называл этот ботик «дедушкой русского флота»
Физминутка.
У. — Послушайте текст, который читает диктор, приготовьтесь ответить на вопросы:
(Диск « Интерактивный мир» (Энциклопедия истории России)
1.Во сколько лет Петр 1 начал править государством? (17лет)
2. Что нового вы узнали о Петре 1?
(отличался умом , здоровьем, волей, энергией; способности имел к кораблестроению, градостроительству, к полководству; создал флот, регулярные войска, ввел европейские порядки, превратил Россию в великую державу , Россия провозглашена империей, Петр Первый – первый российский император)
У. — Придя к власти, Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Еще несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды..
У. — Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.
(слайд10)
У.- Её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки. Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Петр любил там бывать, и молодой царь, общаясь с ними ,понимал, насколько он необразован.
У. -Какие последствия это имело, вы узнаете, послушав разговор двух купцов.
Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина.
Кузьма: Скажи ,Савелий, а на что ж ему это7
Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.
Кузьма: Да не царское это дело, а мужицкое.
У. — Итак, в чем же необычность поступка Петра 1?(мнения детей)
— Зачем царь отправился за границу? (мнения детей)
У. —Его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.
(слайд 11)
С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали перемены и преобразования. Недаром Петра 1 называют царем – преобразователем.
Пользуясь схемой, расскажите о переменах, которые произошли сразу же по возвращению Петра 1из-за границы.
(слайд 12)
Петр1
Петр1
запретил
заставил
Есть картофель
Мужчинам жениться,не получив образования
Женщи-нам сидеть дома
Обрезать рукава и полы кафтанов
Пить
кофе
Мужчинам брить бороды
У. — Опираясь на схему, достройте следующие предложения:
1.Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без …. – значит испортить образ божий.(бороды)
2.Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных ….. (рукавов)
3. Царь издал указ: если дворянин не закончит «цифирную» (начальную школу), ему не разрешалось …. (жениться)
4. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам питбь ненавистный …(кофе)
5. Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр 1 приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе ,на все обеды и вечера со своими …. и….(женами и дочерьми)
У. -Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращению из Европы, Россия все более и более становилась похожей на европейскую страну.
У. — А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь – не веришь».
1.Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью,1сентября?(Именно Петр 1 в 1700году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.)
2.Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?
3.Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету? (Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название «Ведомости») (слайд 13)
4.Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?
5. Верите ли вы ,что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие, заспиртованных уродов ит.д.?( таким образом , были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера(в переводе с немецкого -кабинет редкостей), и Публичная библиотека. Они существуют и посей день.)
(слайд 14 — 15)
Физминутка для глаз.
У. — Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95-97 учебника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим?
У. —О каком городе написал свое стихотворение А. С. Пушкин? Кто основал этот город?
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Д.- Это город Санкт-Петербург. Его основал царь Петр I. ( показ на карте)
У.- Послушайте сообщения учеников «Град Петра» (приложение) и скажите, почему город носит такое название.
(сообщения учеников по теме «Град Петра» ( сопровождается показом слайдов 16 — 20)
У.- Сейчас мы совершим заочную экскурсию по городу Петра и познакомимся с его достопримечательностями.
(выход в интернет : Видео- экскурсия по Санкт- Петербургу
—
-
Дом.задание: учебник, стр.94-100.
Приложение
Сообщение 1
Не любил Петр Москву. Непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменные дома по пальцам пересчитать можно — большая деревня да и только. Столица могучего государства должна быть другой — многоэтажной, каменном, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом.
Но в России нет такого города. Нет? Значит, надо построить!
Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает): до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда — земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но, коли царь Петр решил, значит, городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза — трех камней. И город рос.
Сообщение 2
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя — святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.
В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания — 16 мая 1703 года — считается днем рождения города. Адмиралтейство — вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью — Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре -на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. А позднее — с середины прошлого века — ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.
В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла — усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге — напротив Летнего сада, на Фонтанке — заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки — зрелище бывало просто сказочное.
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важны были только благо и польза целого народа.
Вслед за государем сюда стали переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе основана была также лавра, и в нее, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи св. Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.
Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.
К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.
Литература
1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:4класс.- 2 – е изд., перераб. и доп.- М.:ВАКО,2007.- 400с.
2.Соловьева Т.А. Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»:Деятельностный развивающий подход. 4класс. – М.: ВАКО, 2006. -320с.
Интернет – источники
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%B8%F2%F0_I
-
http://www.mega-stars.ru/politics/petr_i.php
3.http://school-collection.edu.ru/
4.http://www.informio.ru/publications/id137
5.http://www.zavuch.info/methodlib/313/63422/
6.http://www.zavuch.info/methodlib/313/36971/