Крюченко Елена Викторовна

МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области

Учитель начальных классов

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Земля рассказывает о себе»

Фамилия, имя, отчество учителя:

Крюченко Елена Викторовна.

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о развитии Земли и жизни на ней посредством изучения различных источников

Задачи

  • обозначить роль археологов, реставраторов, историков в восстановлении истории человеческого общества;

  • дать представление об археологии, как науки, изучающей быт и культуру древних народов;

  • познакомить с различными видами керамической посуды Древней Руси; восстановить, «отреставрировать» предложенные предметы ( Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»;

  • способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся;

  • формировать чувство ответственности и бережного отношения к историческому наследию;

I этап. Мотивация к деятельности (2 мин)

— Какой удивительный солнечный день сегодня.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как называется всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека?

— Природа.

— Назовите четыре царства живой природы.

— Царство растений, царство грибов, царство животных, царство растений.

Назовите объекты неживой природы.

— Воздух, вода, вулканы, звёзды, планеты.

(дети читают хором)

СЛАЙД

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас.

Раз Меркурий, два Венера,

Три — Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь уран, за ним Нептун

— Молодцы ! Какая у вас замечательная память!

— Как вы думаете, память — это свойство только человеческого мозга?

Память есть у компьютера. Если в него заложат информацию, то она может долго храниться.

Хорошая память у животных. Лошадь, собака всегда найдут путь к дому, если даже с хозяином случится беда.

— Память есть и у растений. Они точно знают, когда должны цвести, когда приносить плоды…

— Память есть у птиц. Они с удовольствием прилетают к кормушкам, потому что помнят, что здесь есть корм

-А как вы думаете, есть ли память у объектов неживой природы?

— Память есть у вулканов, у реки…

— Память есть даже у планет.

— Память есть и у нашей планеты.

— А сейчас трудный вопрос: как вы думаете, что может помнить наша планета Земля?

Планета помнит, как бродили по ней огромные динозавры, как появился первый человек. Земля ещё помнит о катастрофах, наводнениях. До сих пор она хранит в себе много тайн… Некоторыми из них она готова с вами поделиться….

— Кто догадался, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Что помнит Земля?

— Память планеты Земля.

— Что может рассказать о себе планета Земля?

— Земля рассказывает о себе.

II.Актуализация знаний

Планета Земля может рассказать о себе много интересного. Например, какие животные жили много лет назад.

Выполните задание в технологической карте

Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка.

пещерный лев – лев мамонт – слон

большерогий олень – олень эласматерий – носорог

щитокрокодил – крокодил тарпан – лошадь

Тур – корова муфлон – овца

Предлагается слайд «Современные животные и их предки»

Проверьте, правильно ли вы справились с заданием ( Дети проверяют свои работы. Самооценка. Учащиеся в технологической карте отмечают – выполнили работу без ошибок, допустили ошибки, не справились с работой)

3. Выявление места и причины затруднений

Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно? Некоторые животные жили даже до появления человека….

— Мы говорили об этом на прошлом уроке.

— Я смотрел такой мультфильм.

— А мне бабушка об этом рассказывала.

А у меня энциклопедия есть.

— А я Интернете об этом прочитал.

Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки.

Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов…

По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе

СЛАЙД Тема урока: «Земля рассказывает о себе»

4. Изучение нового материала.

Откройте учебник на 22 странице. Прочитайте тему урока. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли.

Осторожно кисточками снимают слой вулканического пепла, песка.

Что могут обнаружить археологи на раскопе?

-Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты…

А как вы думаете, зачем учёные это делают?

— Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.

— Чтобы изучать историю Земли

Археологи — это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

Человек всегда оставляет следы своей жизнедеятельности в земле. Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое хранилище разнообразных вещей и сооружений.

Рассмотрите иллюстрацию на 23 странице учебника

1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины.

2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет.

3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя.

4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое.

5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет.

Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях

Демонстрируются слайды

«Палеонтологический музей», «Исторический музей.»

Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов.

Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки.

Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города.

(на партах ящички с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, старые фото, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.)

Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан.

Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет )

(У каждой группы на парте карточка –«помогайка» с началом ответа)

— на месте археологических раскопок был найден….

— мы считаем …

— на основании данной находки, можно сделать вывод….

дети высказывают своё мнение о найденном предмете)

Находки-

монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины….

Каждой группе выдаётся информационный листок о находке

Рефлексия учебной деятельности (3мин)

— Что нам сегодня «рассказала» Земля о себе?

В земле хранится много различных предметов

— Где Земля хранит свои тайны?

В осадочных породах.

— Какие силы создают слои земли?

Ветер, вулканы ,наводнения

Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты — слои Земли.

Пласт Земли — слой земли

— Кто раскрывает тайны Земли?

Археологи, историки, реставраторы, палеонтологи и многие другие…

— Чему учились на уроке, работая в парах?

— Получили ли удовольствие, работая сообща?

Самооценка

Ах, как часто, глядя в поднебесье,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.

Удивляться их могуществу, величью,

Раскрывать секрет небесной выси,

И, конечно же, ловить себя на мысли:

Им с Землёю нашей не сравниться….

Домашнее задание.

Подумайте, может быть в вашем доме или доме ваших бабушек и дедушек сохранились интересные предметы. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками – может быть они расскажут вам еще о каких-нибудь предметах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here