Урок информатики в 5 классе по теме «Таблицы»
Структура урока:
-
Организационный этап
-
Актуализация изученного с подведением к теме урока
-
Постановка проблемы
-
Открытие нового знания
-
Развитие умений
-
Итог урока
-
Домашнее задание
Этап урока | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Здравствуйте ребята, доброго всем утра |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке: — расскажите о текстовой форме представления информации; — какие другие формы представления информации вы знаете (рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат, таблицы и т.д.) — в какой форме удобнее представить арифметические выражения в текстовой или числовой? Что это? В какой форме представлена информация в кроссворде? Предлагаю вам разгадать кроссворд: Вопросы кроссворда: (сл. 2)
Учащиеся: разгадывают кроссворд Учитель: и так, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Учащиеся: о таблице Учитель: правильно. (сл. 3) Записываем тему урока «Таблицы» Учитель: Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше». Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему? Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Цветик-семицветик». Я раздам вам лепестки цветка и на обратной стороне вы должны написать, то, что вы хотите узнать в ходе изучения темы «Таблицы», читают то, что записали на лепестках. Давайте посмотрим, а всегда ли текстовая форма представления информации удобна? Учитель: Вернемся к тому, что текстовая форма представления информации не всегда удобна. А сейчас мы разобьемся на небольшие подгруппы и я вам раздам текст. Задание прописано в карточке. Прочитайте на листе, что вы должны сделать. (Каждой группе дается карточка с разными видами представления информации) 1-я группа — назовите глубину озера Байкал; — какое самое глубокое озеро?; 2-я группа — какое озеро самое мелкое?; — глубина какого озера равна 127 метров? Учащиеся: находят в тексте, отвечают. На эту работу отводится 1-2 минуты. Учитель: Ребята, всегда ли текстовая форма удобна? Учитель: скажите когда вы отвечали быстрее? Учащиеся: в табличной форме узнать информацию быстрее Учитель: Подумайте и назовите преимущества таблицы Учащиеся: высказывают свое мнение Учитель: Действительно таблицы очень удобны для представления и обработки информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Скажите, где вам приходится встречаться с таблицами? Учащиеся: школьный дневник, расписание уроков, график дежурства …………. (на слайде)(сл.4) Учитель: представьте себе, что вам нужно составить толковый словарь и объяснить значение слова «таблица» Учащиеся: предлагают свои варианты Учитель: (слайд) Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации. (опред.) (Сл. 5) Так как вы мне уже сказали, что с таблицами вы уже встречались, давайте выделим основные части таблицы, скажите, из каких частей состоит таблица. Учащиеся: отвечают Учитель: а теперь давайте, сравним наши предположения с учебником, открываем учебник на стр. 38 и рассмотрим схему.
Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк. Заголовок таблицы
↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки
Учащиеся: работают с учебником Учитель: вы знаете, какие бывают таблицы, из каких элементов состоят, Откройте рабочие тетради на стр. 38 и задание 36. Вашим домашним заданием будет, преобразовать текстовую информацию в табличную. Откройте дневники, запишите д/з: § 1.10, РТ: стр. 38 упр.36. Давайте вместе назовем составные части таблицы и заполните первую строку.
Учитель: как вы уже убедились, таблицы встречаются повсюду, а значит, наверняка, есть таблицы, с которыми работает компьютер. Подумайте и скажите, какие вы знаете программы, в которых можно работать с таблицами. Учащиеся: отвечают Учитель: в Windows – Microsoft Excel (электронные таблицы, для работы с большими объемами чистовой информации), Microsoft Word (для работы с текстом) в Linux – Open Office org. Редактор текстов Open Office org. Calc А сейчас вы сами попробуете составить таблицу в одной из программ. Учитель: Прежде чем мы с вами начнем выполнять практическую работу, ответьте мне, зачем вам нужно уметь составлять таблицы? Учащиеся: отвечают Учитель: сядьте за компьютеры и выполните все шаги за мной. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, но прежде чем вы начнете выполнять задание посмотрите на экран. Посмотрите, пожалуйста, что вам необходимо будет выполнить.
Учитель: Выполните практическую работу по карточкам. Вам необходимо построить таблицу по следующим данным: Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.
Учащиеся: выполняют практическую работу. Учитель: заканчивайте работу и сядьте за свои места. Учитель: А теперь давайте вернемся к лепесткам, зачитываем и если вы считаете, что вы это узнали и научились, то крепим лепесток на доску. Учащиеся: сопоставляют. А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою работу за урок. Выставление отметок Учитель: У вас на столах имеются смайлики, выберите один из них, тот, который отражает ваше настроение в конце урока и приколите его на доске (если останется время, каждый может объяснить, что обозначает выбранная картинка).
| орг. момент Актуализация знаний
Подведение к теме урока
Постановка проблемы
Открытие нового знания
Д/з
Развитие умений
Открытие нового знания
Практическая работа
контроль
рефлексия
Итог урока | Коммуникативные (внимание, речь, мотивация, интерес)
Определение темы урока
Постановка и формулировка проблемы
Умение находить в тексте конкретные сведения
Умение работать в группах
Умение извлекать и преобразовывать информацию
Умение работать с тетрадью и преобразовывать информацию
Самостоятельное выполнение учащимися заданий, формирование умений создавать таблицу в текстовом редакторе
Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог
Умение осуществлять самоконтроль |