Урок информатики в 5 классе по теме «Таблицы»

Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация изученного с подведением к теме урока

  3. Постановка проблемы

  4. Открытие нового знания

  5. Развитие умений

  6. Итог урока

  7. Домашнее задание

Ход урока.

Этап урока

УУД

Учитель: Здравствуйте ребята, доброго всем утра

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

— расскажите о текстовой форме представления информации;

— какие другие формы представления информации вы знаете (рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат, таблицы и т.д.)

— в какой форме удобнее представить арифметические выражения в текстовой или числовой?

Что это? В какой форме представлена информация в кроссворде?

Предлагаю вам разгадать кроссворд:

Вопросы кроссворда: (сл. 2)

  1. Вид информации по форме представления (текст)

  2. Как можно назвать внутреннюю память человека?(оперативная)

  3. Единица измерения информации (бит)

  4. Один из способов кодирования информации (числовой)

  5. Одно из действий человека с информацией (чтение)

  6. Сведения об окружающем нас мире (информация)

  7. Носитель информации (книга)

Учащиеся: разгадывают кроссворд

Учитель: и так, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Учащиеся: о таблице

Учитель: правильно. (сл. 3) Записываем тему урока «Таблицы»

Учитель: Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше».

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему?

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Цветик-семицветик». Я раздам вам лепестки цветка и на обратной стороне вы должны написать, то, что вы хотите узнать в ходе изучения темы «Таблицы», читают то, что записали на лепестках. Давайте посмотрим, а всегда ли текстовая форма представления информации удобна?

Учитель: Вернемся к тому, что текстовая форма представления информации не всегда удобна.

А сейчас мы разобьемся на небольшие подгруппы и я вам раздам текст. Задание прописано в карточке. Прочитайте на листе, что вы должны сделать. (Каждой группе дается карточка с разными видами представления информации)

1-я группа — назовите глубину озера Байкал;

— какое самое глубокое озеро?;

2-я группа — какое озеро самое мелкое?;

— глубина какого озера равна 127 метров?

Учащиеся: находят в тексте, отвечают.

На эту работу отводится 1-2 минуты.

Учитель: Ребята, всегда ли текстовая форма удобна?

Учитель: скажите когда вы отвечали быстрее?

Учащиеся: в табличной форме узнать информацию быстрее

Учитель: Подумайте и назовите преимущества таблицы

Учащиеся: высказывают свое мнение

Учитель: Действительно таблицы очень удобны для представления и обработки информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Скажите, где вам приходится встречаться с таблицами?

Учащиеся: школьный дневник, расписание уроков, график дежурства …………. (на слайде)(сл.4)

Учитель: представьте себе, что вам нужно составить толковый словарь и объяснить значение слова «таблица»

Учащиеся: предлагают свои варианты

Учитель: (слайд) Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации. (опред.) (Сл. 5)

Так как вы мне уже сказали, что с таблицами вы уже встречались, давайте выделим основные части таблицы, скажите, из каких частей состоит таблица.

Учащиеся: отвечают

Учитель: а теперь давайте, сравним наши предположения с учебником, открываем учебник на стр. 38 и рассмотрим схему.

  1. Таблица состоит из строк и столбцов.

  2. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки.

  3. Самая главная строка называется головкой таблицы и содержит заголовки отдельных столбцов и боковика.

Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк.

Заголовок таблицы

Головка таблицы

Строки

Боковик

↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки

Учащиеся: работают с учебником

Учитель: вы знаете, какие бывают таблицы, из каких элементов состоят, Откройте рабочие тетради на стр. 38 и задание 36. Вашим домашним заданием будет, преобразовать текстовую информацию в табличную. Откройте дневники, запишите д/з: § 1.10, РТ: стр. 38 упр.36.

Давайте вместе назовем составные части таблицы и заполните первую строку.

Название

Вес, карат

Время (место) находки

Куллинан

3106

1905 год

Эксцельсиор

995

1893 год

Звезда Сьерра-Леоне

970

1972 год

Кохинор

800

XIV век (Индия)

Великий Могол

787

XVII (Индия)

Алмаз Победы

770

1945 год (Западная Африка)

Учитель: как вы уже убедились, таблицы встречаются повсюду, а значит, наверняка, есть таблицы, с которыми работает компьютер.

Подумайте и скажите, какие вы знаете программы, в которых можно работать с таблицами.

Учащиеся: отвечают

Учитель: в WindowsMicrosoft Excel (электронные таблицы, для работы с большими объемами чистовой информации), Microsoft Word (для работы с текстом)

в Linux – Open Office org. Редактор текстов

Open Office org. Calc

А сейчас вы сами попробуете составить таблицу в одной из программ.

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем выполнять практическую работу, ответьте мне, зачем вам нужно уметь составлять таблицы?

Учащиеся: отвечают

Учитель: сядьте за компьютеры и выполните все шаги за мной. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, но прежде чем вы начнете выполнять задание посмотрите на экран.

Посмотрите, пожалуйста, что вам необходимо будет выполнить.

  1. чтобы создать таблицу в главном меню выбираем пункт меню «Таблица» — Вставить – таблицу.

  2. указываем количество строк, количество столбцов.

  3. обратите внимание на то, как можно добавлять и удалять строки и столбцы в таблице.

  4. Назовите основные элементы таблицы

Учитель: Выполните практическую работу по карточкам. Вам необходимо построить таблицу по следующим данным:

Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука.

Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.

Имя

Капуста

Морковь

Огурец

Лук

Незнайка

45

15

10

18

Торопыжка

50

25

12

2

Кнопочка

30

30

20

5

Учащиеся: выполняют практическую работу.

Учитель: заканчивайте работу и сядьте за свои места.

Учитель: А теперь давайте вернемся к лепесткам, зачитываем и если вы считаете, что вы это узнали и научились, то крепим лепесток на доску.

Учащиеся: сопоставляют.

А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою работу за урок.

Выставление отметок

Учитель: У вас на столах имеются смайлики, выберите один из них, тот, который отражает ваше настроение в конце урока и приколите его на доске (если останется время, каждый может объяснить, что обозначает выбранная картинка).

орг. момент

Актуализация знаний

Подведение к теме урока

Постановка проблемы

Открытие нового знания

Д/з

Развитие умений

Открытие нового знания

Практическая работа

контроль

рефлексия

Итог урока

Коммуникативные (внимание, речь, мотивация, интерес)

Определение темы урока

Постановка и формулировка проблемы

Умение находить в тексте конкретные сведения

Умение работать в группах

Умение извлекать и преобразовывать информацию

Умение работать с тетрадью и преобразовывать информацию

Самостоятельное выполнение учащимися заданий, формирование умений создавать таблицу в текстовом редакторе

Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог

Умение осуществлять самоконтроль



2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here