Окружающий мир (3-й класс)

Тема: Живые участники круговорота веществ. Растения – производители.

Цели:

Образовательная: ознакомить учащихся с различными группами растений и их строением;

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся и навыки анализа и сравнения;

Воспитательная: формировать коммуникативные навыки учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, карточки- задания для групповой работы.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный (демонстрация презентации), частично-поисковый.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(Слайд 1)

— На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.)

— Как вы думаете, у всех растений такое строение? (Да.)

— А что вы скажите о строении этих растений? (Слайд 2)

(Дети затрудняются назвать части у этого растения.)

— Хотите узнать, как устроено растение?

— Откройте учебники на с. 78. (Слайд 3)

— Прочитайте, что сказал Миша? (Можете читать по учебнику, можете по слайду)

— На какое противоречие обратил внимание Миша? Всё ли нужное собрала Лена?

— Какой возникает вопрос? (Из каких частей состоит растение)

(Если дети не смогут – с.136.)

— Итак, тема нашего урока: «Растения производители» (Слайд 4)

— Вспомним то, что мы знаем, ответив на вопросы. (Слайд 5)

— Какую роль в экосистеме играют производители? (Производители — это растения. Они снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)

— Какие растения вы знаете?

— Что необходимо для роста растений? (Свет, тепло, вода, минеральные вещества )

— Откуда растения берут воду и минеральные вещества? (Из земли через корни)

III. Работа над новым материалом. (Слайд 6)

1) Работа с иллюстрацией.

— С помощью текста и рисунков объясните, почему тело растения состоит

из разных органов. Какова их роль? (Слайд 7)

— Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступны свет, а каким – вода, рассмотрев картинку на слайде. (Наземным – свет, подземным – вода)

Сложные задачи приходится решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах.

(Слайд 8)

2) Групповая работа.

1.Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78.

(Слайд 9)

— Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части.

2.Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79.

(Слайд 10)

— Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный.

3.Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.

(Слайд 11)

— Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён.

4.Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.

(Слайд 12)

— Цветок – орган размножения. Яркий, душистый.

Цветок – самый совершенный орган размножения. Кто помогает опылять цветы? (Насекомые.)

Эта работа так понравилась насекомым, что цветковые стали самой многочисленной группой растений.

5.Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили? Используйте текст на с. 80.

(Слайд 13)

— Плод участвует в распространении семян. Сочный.

— Как вы думаете, чем отличаются плоды, распространяемые ветром, от плодов, распространяемых животными? (Животными – земляника, орешник, голубика, рябина, кедр, яблоко (плоды яркие, съедобные), репейник цепляется к шерсти, клён, одуванчик – ветром, т.к лёгкие семена с парашютом или крылом).

3) Итог.

Какие органы имеют растения? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)

Физминутка

IV. Актуализация знаний.

— Прочитаем диалог на странице 81.

-Чем отличаются мнения Лены и Миши?

— Как ты думаешь, у каких растений есть цветки?

(Высказывают свои мнения)

V. Работа над новым материалом.

1) Работа по тексту учебника.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся за помощью к учебнику. Прочитайте текст на с. 81-82, рассмотрите рисунки и объясните, все ли растения цветут.

(Слайд 14)

— Высшая ступень развития растений – цветковые растения.

— Какой орган появляется у этих растений? (Цветок)

— Хвойные растения размножаются семенами, но цветов у них нет.

Древние наземные растения – мхи – не имеют корней, плауны и папоротники хотя и имеют корни, но также предпочитают селиться около воды, потому что эти растения не имеют цветов и размножаются спорами, а спорам нужна водная среда.

2) Рассказ учителя.

— Я вам расскажу о папоротнике: летом на Руси праздновали день Ивана Купала. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купала зацветает папоротник. Тот, кто его найдёт, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок папоротника? (Нет, у него нет цветов. Папоротник размножается спорами.)

3) Итог.

(Слайд 15)

— Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня. Цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные. Хвойные растения не имеют цветков.

VI. Закрепление.

1) Самостоятельная работа в рабочей тетради.

— А теперь поработаете самостоятельно: выполните задание 2 в рабочей тетради на с. 42.

-Проверим работу.

(Слайд 16)

2) Ответы на вопросы.

— На какие органы разделено растение? (Корень, стебель, лист)

— Почему самые красиво цветущие растения становятся редкостью вблизи населённых пунктов? (Люди их уничтожают)

— Что надо сделать, чтобы красивых растений вокруг нас стало больше? (Охранять)

VII. Итог урока.

— Над какой проблемой мы работали сегодня? (Как устроено растение)

— Мы справились с проблемой урока?

Кому было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Какую бы отметку вы себе поставили?

Вывод: Мы работали над проблемой… Мне сегодня понравились…

VIII . Домашнее задание.

(Слайд 17)

— Чтение текста темы 19, 1 и 3 задание из рабочей тетради.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here