Окружающий мир (3-й класс)
Тема: Живые участники круговорота веществ. Растения – производители.
Цели:
— Образовательная: ознакомить учащихся с различными группами растений и их строением;
— Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся и навыки анализа и сравнения;
— Воспитательная: формировать коммуникативные навыки учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, карточки- задания для групповой работы.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный (демонстрация презентации), частично-поисковый.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
(Слайд 1)
— На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.)
— Как вы думаете, у всех растений такое строение? (Да.)
— А что вы скажите о строении этих растений? (Слайд 2)
(Дети затрудняются назвать части у этого растения.)
— Хотите узнать, как устроено растение?
— Откройте учебники на с. 78. (Слайд 3)
— Прочитайте, что сказал Миша? (Можете читать по учебнику, можете по слайду)
— На какое противоречие обратил внимание Миша? Всё ли нужное собрала Лена?
— Какой возникает вопрос? (Из каких частей состоит растение)
(Если дети не смогут – с.136.)
— Итак, тема нашего урока: «Растения производители» (Слайд 4)
— Вспомним то, что мы знаем, ответив на вопросы. (Слайд 5)
— Какую роль в экосистеме играют производители? (Производители — это растения. Они снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)
— Какие растения вы знаете?
— Что необходимо для роста растений? (Свет, тепло, вода, минеральные вещества )
— Откуда растения берут воду и минеральные вещества? (Из земли через корни)
III. Работа над новым материалом. (Слайд 6)
1) Работа с иллюстрацией.
— С помощью текста и рисунков объясните, почему тело растения состоит
из разных органов. Какова их роль? (Слайд 7)
— Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступны свет, а каким – вода, рассмотрев картинку на слайде. (Наземным – свет, подземным – вода)
— Сложные задачи приходится решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах.
(Слайд 8)
2) Групповая работа.
1.Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78.
(Слайд 9)
— Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части.
2.Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79.
(Слайд 10)
— Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный.
3.Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.
(Слайд 11)
— Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён.
4.Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.
(Слайд 12)
— Цветок – орган размножения. Яркий, душистый.
—Цветок – самый совершенный орган размножения. Кто помогает опылять цветы? (Насекомые.)
—Эта работа так понравилась насекомым, что цветковые стали самой многочисленной группой растений.
5.Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили? Используйте текст на с. 80.
(Слайд 13)
— Плод участвует в распространении семян. Сочный.
— Как вы думаете, чем отличаются плоды, распространяемые ветром, от плодов, распространяемых животными? (Животными – земляника, орешник, голубика, рябина, кедр, яблоко (плоды яркие, съедобные), репейник цепляется к шерсти, клён, одуванчик – ветром, т.к лёгкие семена с парашютом или крылом).
3) Итог.
– Какие органы имеют растения? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)
Физминутка
IV. Актуализация знаний.
— Прочитаем диалог на странице 81.
-Чем отличаются мнения Лены и Миши?
— Как ты думаешь, у каких растений есть цветки?
(Высказывают свои мнения)
V. Работа над новым материалом.
1) Работа по тексту учебника.
— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся за помощью к учебнику. Прочитайте текст на с. 81-82, рассмотрите рисунки и объясните, все ли растения цветут.
(Слайд 14)
— Высшая ступень развития растений – цветковые растения.
— Какой орган появляется у этих растений? (Цветок)
— Хвойные растения размножаются семенами, но цветов у них нет.
— Древние наземные растения – мхи – не имеют корней, плауны и папоротники хотя и имеют корни, но также предпочитают селиться около воды, потому что эти растения не имеют цветов и размножаются спорами, а спорам нужна водная среда.
2) Рассказ учителя.
— Я вам расскажу о папоротнике: летом на Руси праздновали день Ивана Купала. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купала зацветает папоротник. Тот, кто его найдёт, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок папоротника? (Нет, у него нет цветов. Папоротник размножается спорами.)
3) Итог.
(Слайд 15)
— Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня. Цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные. Хвойные растения не имеют цветков.
VI. Закрепление.
1) Самостоятельная работа в рабочей тетради.
— А теперь поработаете самостоятельно: выполните задание 2 в рабочей тетради на с. 42.
-Проверим работу.
(Слайд 16)
2) Ответы на вопросы.
— На какие органы разделено растение? (Корень, стебель, лист)
— Почему самые красиво цветущие растения становятся редкостью вблизи населённых пунктов? (Люди их уничтожают)
— Что надо сделать, чтобы красивых растений вокруг нас стало больше? (Охранять)
VII. Итог урока.
— Над какой проблемой мы работали сегодня? (Как устроено растение)
— Мы справились с проблемой урока?
— Кому было трудновато?
— Кто доволен сегодня своей работой?
— Какую бы отметку вы себе поставили?
Вывод: Мы работали над проблемой… Мне сегодня понравились…
VIII . Домашнее задание.
(Слайд 17)
— Чтение текста темы 19, 1 и 3 задание из рабочей тетради.