Методическая разработка урока окружающего мира
Значение диких животных
Цель: Формирование универсальных учебных действий (УУД) и предметных результатов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), классифицировать, обобщать.
Регулятивные УУД: сотрудничестве с учителем учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выстраивать последовательность необходимых операций, оценивать результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ИКТ — компетентность: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке.
Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру.
Предметные результаты: научатся называть признаки, отличающие домашних животных от диких, наблюдать характерные для животных признаки, определять характер взаимоотношений человека и природы, называть представителей животного мира
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые технологии: развитие критического мышление через чтение и письмо, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие.
Методы: кластер, «тонкие» вопросы, мозговая атака.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Оборудование:
Средства ИКТ:
ноутбук «Asus»(учительский);
ноутбук «Asus»(ученический)-23 шт.;
мультимедийный проектор;
экран;
мультимедийная презентация в программе POWER POINT
Оборудование: фотографии и рисунки с изображением диких животных; книги о диких животных В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева; загадки, ребусы о диких животных
Раздаточный материал:
Карточки для работы в парах, магнитные карточки с классификацией птиц.
иллюстрации
Ход урока
I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
– Разгадайте ребусы:
Ответы лиса, волк, заяц, олень.
– Что объединяет всех этих животных? (Это дикие животные.)
-
Тема нашего урока – «Значение диких животных». Слайд 2
( включите компьютер для дальнейшей работы)
Постановка учебных задач
Постановка цели по фразам
Мы повторим…
Мы узнаем …
Мы научимся…
Мы запомним
Найдите тему урока в оглавлении учебника
А какие мы группы животных знаем?
В презентации на компьютере найдите недостающее слово и запишите.
Животные
Рыбы птицы насекомые
Звери земноводные пресмыкающиеся
Как по научному мы называем зверей? (млекопитающие)
Прочитайте название главы. Какая она по счёту? Связана ли она с 1 главой? Какие группы животных мы уже изучили?.
Проверка имеющихся знаний. Работа в парах. Посмотрите на слайде иллюстрации животных и отнесите их название в нужную колонку. Заполните таблицу.
Какую группу мы выделяем ещё кроме диких?
Дикие животные | |
|
|
Взаимопроверка в группах
Найдите тему урока в оглавлении учебника
Какой вывод можно сделать прочитав название 2 главы и тему сегодняшнего урока? ((мы выясним значение диких животных для человека).
Назовите страницу.( С. 21) Откройте.
Нам предлагаю вспомнить названия диких животных. Посмотрите на чучело птиц какие из них дикие?
II. Формирование новых знаний.
Просмотрите текст учебника (с 35) и выделите слова для работы с словарём
Мамонты, (на доске) Вспомнить мы его встречали в учебники русского языка. Прочитать в словаре. Подчеркнуть слово вымершее. О какой проблеме говорит нам это слово. Что люди сделают в защиту животных?
-
Какое значение имеют дикие животные в жизни древнего
человека? Обратите внимание на рисунок с изображением древнего человека, рассмотрите его одежду, жилище, украшения, орудия труда. И в наши дни люди занимаются охотой и рыболовством, чтобы разнообразить свою пищу. На прилавках продовольственных магазинов можно увидеть свежую, замороженную, соленую, копченую морскую и речную рыбу, рыбные консервы, икру, а также кальмаров, мидий, креветок, крабов, мясо кабанов и оленину
Чтение текста. Что вы знали +. Новое –.
И сейчас крыши некоторых домов острова Сахалин покрыты крупными, величиной с чайное блюдце, раковинами морского гребешка. На солнце необыкновенные крыши переливаются голубым, нежно-розовым, фиолетовым цветом. Ракушки не только красивый, но и практичный строительный материал. Крыши из него не требуют ремонта многие годы. Но в наше время дома строят из кирпича, древесины, железобетонных блоков, а крыши покрывают черепицей, различными пластмассами, стеклом.
Люди научились изготавливать одежду из искусственного меха, кожи, тканей. Хотя жители полярных областей и сейчас предпочитают теплую одежду из натурального меха.
иглы, орудия труда, которые делают из металла.
И украшения сейчас другие: из золота, серебра, драгоценных камней, пластмассы, искусственного жемчуга.
Однако и в настоящее время натуральный жемчуг добывают из раковин моллюсков.
Вывод: Значение
— обеспечивали пищу. (фразы на доске)
— изготавливают предметы быта: иглы, украшения, одежду и обув (слайд)
Откроем С36
работаем со словарём
рабоводные заводы (из каких корней состоит слово «рыбу водить»)
Мальки
Учащиеся читают текст учебника.
-
Как люди заботятся о диких животных?
– Животным необходимо помогать и их охранять. Зимой в водоемах делать лунки во льду, чтобы рыба не задохнулась от недостатка кислорода; следует расчищать стоки в озерах, в которых от застоя начинает портиться вода.
Весной, когда водоемы выходят из берегов, на затопленных лугах остается много мальков. Когда уровень воды спадает и реки входят в свои берега, дети и взрослые на лугах набирают воду с мальками в ведра и выпускают мальков в реки.
Рассмотрите рисунок в учебнике. Только ли с охотой связано значение диких животных для современного человека? Что дает человеку наблюдение за животными?
-
Наблюдения за животными помогли ученым сконструировать и усовершенствовать многие технические аппараты.
Работа со словарями
Бионика ( в учебнике)
Конструкция (толковый словарь)
Доклад ученика «Что изучает бионика!» с презентацией (приложение)
Вывод: Люди создают новую технику по образцу диких животных
Проблемный вопрос всегда ли только положительное значение принося животные: мухи, кроты, акулы.
-
А еще изучение диких животных позволило человеку выявить животных-вредителей.
А сейчас вы скажите нужно ли их истреблять. (Нет в природе всё взаимосвязано).
III. Применение новых знаний (работа в тетради).
Задание 43. Отметьте одинаковыми значками рисунок с изображением изделия и того животного, секрет которого человек разгадал и использовал в создании этого изделия.
Ответ:
а) пингвин и снегоходная машина «Пингвин»;
б) вертолет и стрекоза;
в) дельтаплан и летучая мышь.
– Пингвины заинтересовали ученых своеобразным способом передвижения по рыхлому снегу. Они ложатся на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами, скользят по снегу со скоростью 25 км/ч. Используя механизм этого передвижения, ученые создали снегоходную машину «Пингвин». Машина дном скользит по рыхлому снегу, а колесами отталкивается от него.
Стрекозы не только легко передвигаются в воздухе (вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз), но и «зависают» в пространстве. Ученые изучили механизм передвижения и «зависания» стрекозы, и это помогло им в создании вертолета.
Задание 44. Напишите названия животных – вредителей сельского хозяйства. Соедините каждое нарисованное животное с изображением культурного растения, которому оно наносит вред.
Ответ:
Яблонная плодожорка – яблоня.
Капустная белянка – капуста.
Колорадский жук – картофель.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Чему сегодня научились?
– Сравните диких и домашних животных.
– Как бы вы оценили свою работу? Почему?
Домашнее задание: Х стр. 149 сайты и животных.
Приготовить доклад о животных вредителях: комар, платяная моль, бабочка и гусеница капустной белянки, колорадский жук и его личинки, мышь. По выбору.