Конспект занятия для детей 5-6 лет
«Зимующие птицы»
Цели:
— активизировать в речи названия зимующих птиц;
— упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый , длиннохвостая, белобока;
— упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.
Материал:
Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики
о птицах .
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями
Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,
Дятел в пестрых перышках. начиная с больших
Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные
Беседа о зимующих птицах с педагогом.
Педагог:- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)
— Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)
По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.
— Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей ,потому что они остаются зимовать на родине.)
Педагог: — Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.
Красногрудый, чернокрылый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
(Разобрать слово «красногрудый»)
А вот еще она загадка.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
(Разобрать слово «длиннохвостая»)
Педагог : предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».
(Выставить предметные картинки : семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)
Ребята назовите , чем питаются зимой птицы и составить предложение:
-Снегирь зимой питается ягодами, семенами.
-Голубь, ворона , дятел и т.д.
Педагог : С этим упражнением мы справились .Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало»
(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)
Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
В красных майках снегири.
Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными
Греются на солнышке. вниз
Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками
За метелью, за метелью! как крылышками
Педагог : ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить «Найди ошибку»- черный ворона,
— серое голубь,
— сорока сидел на заборе,
— длиннохвостый снегирь,
— красногрудая синичка.
-Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»
А) На даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)
б) Среди жирных голубей
Скачет тощий … (воробей)
В) По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная … (птица)
Г) Вещунья – белобока,
Все зовут ее … (сорока)
Педагог: — На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.
Дети: Ласковое слово, что солнышко.
Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.
— Продолжим произносить ласковые слова о птицах.
Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)
Итог занятия педагог:— Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)
— А что мы должны сделать для зимующих птиц.
Дети: — Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.
Педагог: Молодцы!