Окружающий мир -1 класс УМК « Школа России».
Тема: Где живут белые медведи?
Цели деятельности учителя: формировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах, находить данные районы на карте, отличительные признаки растительности и животных; воспитывать чувство любви к своей родине.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научится находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Личностные: формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; признавать возможность существования различных тоек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Образовательные ресурсы: карта полушарий, глобус, слайды с изображением животных, магнитофон.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Муравей. Недавно я ходил в зоопарк и видел там в вольере с бассейном белого медведя, моржа. Ребята, я задумался, а где родина этих животных?
Где живут белый медведь и морж? Может быть ,вы знаете?
Ученики. Белый медведь живёт на Севере.
Учитель. Давайте мы с вами отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, моржи, пингвины и другие обитатели холодных территорий земного шара.
-Ребята, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:
Лети- лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по – моему, вели.
II. Работа по теме урока.
Вели, чтобы мы всем классом оказались на Севере. Одеты вы все тепло.
Вот и Северный Ледовитый океан.
(Слайд 2)
-Чем покрыта большая часть Северного ледовитого океана?
Ученики. Льдом и снегом.
Учитель. Какой полюс здесь расположен?
Ученики .Северный полюс. ( Показ Северного полюса учителем на глобусе.)
Учитель. Это Арктика. С давних пор она привлекала людей. К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности её природа. Сейчас охота на редких животных запрещена. На острове Врангеля (показывает на карте) открыт заповедник.
( Слайд 3)
-А вот и белый медведь…
— Опишите его.
Ученики. Пушистый, густая длинная шерсть, широкие лапы.
Учитель. Для чего это нужно?
Ученики. На севере холодно. Это нужно для жизни на севере.
Учитель. Белый медведь- самый крупный хищный зверь на Земле. Он живёт только в Арктике. Всю жизнь проводит во льдах.
— Как вы думаете, чем он питается?
Ученики. Рыбой.
Учитель. Конечно, рыбой, но иногда не против полакомиться птицами и тюленями. ( Слайд 4)
Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей белых медведей. Вес белого медведя около 700 кг. Это самый крупный хищный зверь на земле.
Учитель. (Слайд 5) – Это кто бродит среди льдин?
Это самцы белых медведей, а самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят. В берлоге морозы и ветры морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.
Физкультминутка.
(Звучит песенка про медведе из кинофильма « Кавказская пленница» .)
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось,
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся спиной медведи,
Вертится Земля.
(Слайд 6)
Учитель. Ребята! А это кто?
Ученики. Моржи.
Учитель. Да это же моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее их. Видите, как мало стало животных на севере. Белый медведь и морж занесены в Красную книгу. Задача всего человечества- сохранить их. Многочисленные суда, проходящие по морскому пути, загрязняют воду, сюда попадают различные вредные вещества. Загрязнение северных морей очень плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных. Мудрая Черепаха. Подумайте, ребята, а охотятся белые медведи на пингвинов?
Учитель. Давайте узнаем, где живут пингвины.
-Оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:
Лети- лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по – моему, вели.
Вели, чтобы мы всем классом оказались в Антарктиде. (Показывает на глобусе).
(Слайд 5)
Учитель. Что такое Антарктида?
Ученики. Это огромный кусок суши.
Учитель. Чем покрыта Антарктида?
Ученики. Льдом.
Учитель. Какой полюс здесь расположен?
Ученики. Южный полюс.
Учитель. Здесь в Антарктиде живут пингвины. ( Слайд 6)
Самые большие- императорские пингвины. Их рост-80см,а вес от 25 до 40кг. Пингвины- отличные пловцы. Питаются рыбой, кальмарами. В воде пингвин может мчаться со скоростью 36км/ч. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лёд.
Так едят, ли белые медведи пингвинов?
Ученики. Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли.
Учитель. Кроме пингвинов в Антарктиде живут альбатросы. ( Слайд 7)
Это большая птица, которую можно увидеть у берегов Антарктиды. Разхмах крыльев этой птицы-3-3,5м. ( Встать трём ученикам рядом, вытянув руки).
— Наше путешествие подошло к концу, но мы к нему будем возвращаться ещё раз. А сейчас я взмахну волшебной палочкой, а мы окажемся в нашем классе.
III. Первичное осмысление и закрепление.
Работа в рабочей тетради (с.11)
IV. Итоги урока.
-О чём говорили на уроке?
-Где же живут белые медведи?
-О чем бы вам хотелось узнать подробнее?
Урок подготовлен
учителем нач. классов
МОБУ СОШ№4
г. Мелеуза
Крючиной Л.В.