4

Познание мира Тема: Зима в жизни растений.

Класс 1 «А»

Учитель: Филонова Елена Павловна

Дата проведения: 5 декабря 2012г.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный

Задачи: закрепить представления детей о зиме, повторить как приспособились растения и животные к зиме, познакомить со значением ели для человека и животных, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Средства: учебник, тетрадь, ИКТ, наглядный материал.

  1. Мобилизирующий момент. Создание эмоционального настроя

  2. Объявление темы урока, постановка целей и задач урока.

Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года в нем говорится:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы
.

Правильно, о зиме.

В конце урока мы должны с вами ответить на несколько вопросов:

-Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить, жизнь замирает?

Какие изменения происходят в неживой природе?

-Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

-Какие изменения происходят в живой природе?

-Какие изменения происходят зимой в жизни растений?

Кому и как ты можешь помочь?

  1. Актуализация знаний учащихся.

-Посмотрите на слайд и назовите объекты живой природы.

Давайте вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися «Какие изменения происходят в природе с приходом зимы»

Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее).

2. Сообщение Лимарева Георгия о зиме.

3. – На какие группы делятся все растения?

Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

Какие бывают деревья?

— Все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

Умирают ли лиственные деревья зимой?

Как определить дерево зимой?

(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

Как зимуют кустарники и травы?

(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной).

Определите деревья.

3. Работа по учебнику стр.50-52.

-Что вы узнали нового из материала учебника?

Физминутка

IV. Посмотрите на иллюстрации в учебнике и скажите, на каких растениях сохранились плоды и семена и кому они пригодятся?

Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

Почему птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются зимовать?

На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

Ребята, а знаете вы, как птицы готовятся к зиме?
Послушайте как Сорока и Глухарь готовятся к зиме.
Сорока и Снегирь.
-Здорово, Сорока! Где была? Куда летала?
-Летом в тёмном лесу жила, осенью – на лесной опушке.
-А теперь куда?
-В деревню, милок, в деревню!
-Чем же плохо тебе в лесу?
-Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яички не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!
-Чем же в деревне-то хорошо?
-Да как же, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
Учитель: Трудно приходится птицам зимой, голодно, холодно. Как они готовятся к зиме? По-разному. Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

И всё же птицы зимой нередко голодают.

Мы можем помочь птицам зимой?”

Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Игра на внимание «Прилетели птицы».
Ведущий перечисляет птиц, но если услышите что-то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
-Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы -соплюшки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

  1. Невидимые нити

Ель – это хвойное, вечнозелёное дерево, которое растёт на влажных почвах.

Хвоинки ели опадают через 6 – 7 лет, шишки созревают зимой.

Белка: питание (семена шишек), укрытие (гнёзда высоко на елках)

Лесная мышь: укрытие, питание

Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер. Оттого тут и теплее, поэтому птицы в непогоду и летят в ельник.

— Какие же птицы дружат с елью?

Дятел: питание, укрытие

Клёст: питание, укрытие.

Под Новый год клёст выводит своих птенцов и прячет их от холода в еловых ветках.

С елью дружат не только эти животные, но и другие. Посмотрите на нашу ель. Кто к ней ещё пришёл? (лиса, сова, волк)

Перед Новогодним праздником люди приносят в дом елочки. Спору нет, украшенная елка в доме – радость.

У кого из вас уже есть дома ёлка?

— Представьте, что пришел в лес человек и срубил ель. Что произойдет? На новый год можно нарядить и искусственную елочку, сделать разные новогодние веночки.

Мы с вами говорим, что Нового года без елки не бывает. А ведь это было не всегда. Раньше Новый год встречали 1 сентября без елок, без всяких украшений. Пётр I издал указ Новый год встречать 1 января и все дома украшать еловыми и сосновыми ветками.

VI. Рефлексия деятельности на уроке

Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить, жизнь замирает?

Какие изменения происходят в неживой природе?

-Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

-Какие изменения происходят в живой природе?

-Какие изменения происходят зимой в жизни растений?

Кому и как ты можешь помочь?

Чему вы научились на уроке?

Какая работа понравилась больше?

Рефлексия: вспомнил…

Я узнал …

научился….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here