Сведения об учебнике:

учебник «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф., Издательский центр «Вентана-Граф»,Москва,2010 г. Образовательная система «Начальная школа XXI века», 2 класс

Учитель: Назарова Наталья Николаевна

Дата проведения: апрель 2014 год

Тема. Рыбы-обитатели водоёмов

Цель: организовать деятельность младших школьников на уроке для усвоения представлений о рыбах-обитателях водоёмов, при работе с информацией, её сбору, синтезу, анализу.

Предметная: сформулировать первичное представление о рыбах-животных, которые приспособились к жизни в воде, их строении, о сходствах и отличительных признаках от других животных

Метапредметная: развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление; речь, воображение, познавательный интерес, владение рассуждением, описанием, повествованием

Личностная: развитие навыков сотрудничества при работе в группе, соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Образовательные технологии: технология проблемного диалога

Методы: анализ, сравнение, наблюдение, выдвижение гипотез

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедиа, дидактический материал для каждой творческой группы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)

Планируемый результат

I Психолого-мотивационный

1 мин.

Показ слайдов 2-3 «Подводный мир» . Слышны звуки моря.

-Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть — не говорю,

Глаза есть- не мигаю,

Крылья есть- не летаю. (Рыба)

-Какие особенности животного отмечены в загадке? (Плаваю в воде, есть рот, глаза, хвост, плавники)

Познавательные УУД:

учащиеся внимательно смотрят видеоряд, делают выводы

Настрой уч-ся на учебную деятельность.

Пробуждение интереса к учебному занятию.

II Постановка учебной цели.

5-8 мин.

Подводящий к теме диалог

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?Постарайтесь определить тему нашего урока.

-Верно, тема звучит так: «Рыбы-обитатели водоёмов»

– Сегодня на уроке мы подробнее узнаем о рыбах, живущих в водных глубинах.

Слайд 1

Человек всегда стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная, притягивающая синева морей и океанов, озёр и рек. Не каждый из нас сможет проникнуть в глубины водной среды. Но каждый может иметь «небольшой водоём» у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

-Кто из вас дома открывает тайны ? Что интересного можете рассказать про обитателей водных глубин? (Дети делятся личным опытом)
– Что же объединяет всех рыб в одну группу? (Они очень хорошо приспособлены к жизни в воде, дышат жабрами.)

-Определите, верно ли высказывание: «Рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде» (Дети высказываются, предполагают)

Для того, что определить истинность высказывания, предлагаю провести наблюдение по плану:

  1. В каких водоёмах могут встретиться рыбы?

  2. Чем рыба отличается от других животных? Чем похожа на других животных?

  3. Каков внешний вид рыбы(форма и цвет тела, его части, чем покрыто тело рыбы)?

  4. Как рыба отыскивает корм? Как приспосабливается к жизни?

Регулятивные УУД:

определение темы и цели занятия, составление плана действий

Личностные УУД:

организация своей деятельности на основе сотрудничества, сопоставление своей точки зрения с мнениями одноклассников.

Формирование и развитие регулятивных действий: анализа, синтеза, выделение главного

Личностное развитие: умение планировать свою деятельность на занятии.

III Открытие нового знания

13-15 мин

Подводящий к знаниям диалог

Работа по плану. В каких водоёмах могут встретиться рыбы?

-Какие водоёмы вы знаете? (Реки, пруды, озёра, моря, океаны) На доске карточки данных слов

-Чем различается вода в реках, озёрах, прудах от воды в морях , в океанах? (Пресная, солёная) Распределили карточки на 2 группы.

Предлагаю вам игру «Исследователи» . Попробуем представить, что мы решили изучить подводный мир. Как мы можем это сделать? При помощи чего? (Акваланг, гидрокостюм, батискаф, лодка) На доске модель батискафа, морские и речные обитатели.

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на земле человека, в океанах уже плавали рыбы. Именно из водных глубин и зародилась жизнь. С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.

-Итак, мы плывём на батискафе. По какому водоёму?

-Каких животных мы можем увидеть? Выберите нужные карточки.(Краб, дельфин, рак, карась, морская звезда, осьминог, акула)

-Каких животных мы не выбрали? Почему?

Плывём на лодке. Отгадайте, какие ещё рыбы живут в речных водоемах.

Слайд 2
Слайд 3

Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (Ерш.)

Слайд 4

 Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)

Слайд 5

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (Щука.)

-Как вы думаете, какие животные встречаются в водоёмах Саратовской области?(Дети перечисляют: налим, сом, карась, рак, лещ) Что вы о них знаете? (Дети рассказывают о некоторых животных. Например. Сом. Одна из самых крупных пресноводных рыб. Длина его бывает более 4 метров.

Щука. Питается рыбой, лягушками. Масса щуки может доходить до 12 кг. За всю жизнь она съедает до 300 кг всякой рыбы)

Вывод: Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – озерах, речках.

Слайд 6. Некоторые виды рыб живут в пещерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики.

Слайд 7. А некоторые рыбы живут только на дне океанов.

-Работа по плану. -Рассмотрите рисунки. Посмотрите на наш план и вспомните 2 вопрос. Чем рыбы отличаются от других животных?( фронтальная работа)

-Делаем вывод: В отличие от других живых существ рыбы живут только в воде, дышат жабрами, питаются тем, что есть в воде.

Работа по плану. Каков внешний вид рыб? Чем рыбы схожи меж собой?

Слайд 8

-Чем чаще всего покрыто туловище рыб?

-Почему плавники у рыб разные? Что помогают они делать рыбам? Давайте найдем ответ в тексте учебника с. 94-95 (Слайд 9. Тело рыб может быть покрыто чешуйками,  

Слайд 10, а может быть совершенно гладким.)

Слайд 11

Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок.

-Зачем рыбе жабры и где они расположены? Найдите ответ в тексте учебника.

-Какой цвет тела? Работа по плану.

Слайд 12. Очень разнообразна цветовая окраска рыб.

— Как рыба двигается в воде?

Слайд 13. Большинство рыб используют свой хвост как мотор.

При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями.

Слайд 14. Как и другие животные, рыбы, тоже чувствительны к боли. У рыбы очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.

Слайд 15. Размножаются рыбы, откладывая икру.

Слайд 16.через некоторое время из икры развиваются мальки будущих рыб.

Слайд 17. Есть рыбы, у которых рождаются живые рыбки. Прочитаем об этом в тексте учебника.

Слайд 18

Борьба за существование под водой настолько напряженна, что рыбы привыкли быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких живых существ, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых.

Слайд 19. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.

Слайд 20. Оказывается, рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.

Слайд 21. Беседа о водной экологии, бережном отношении к водоёмам и их обитателям. Воды Океана снабжали человека пищей многие тысячелетия. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.

-Вернёмся к высказыванию «Рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде». Верно ли оно? Докажите.

Делаем вывод: как и любые живые существа, рыбы дышат, передвигаются, питаются, продолжают свой рыбий род, растут, развиваются, умирают. Значит, рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде.

Физминутка (в игровой форме)

Регулятивные УУД:

сравнение, анализ

Познавательные УУД:

поиск новых знаний, сопоставление с имеющимися, расширение кругозора

Формирование и развитие регулятивных действий:анализа, синтеза, выделение главного

Развитие познавательной деятельности: умение извлекать информацию, перерабатывать её и использовать в дальнейшем.

IV Этап первичного закрепления и преодоления трудностей

15 мин.

Работа малыми группами

-К жизни в солёной воде океана(моря) приспособились самые разные животные: раки, медузы, рыбы. Среди них много хищников, которые имеют самые разные удивительные органы для нападения.

Каждой группе дается кусочек текста из энциклопедии и иллюстрация рыбы. Ребята читают отрывок, готовятся отвечать, защищают свой мини – проект по плану, данному в начале урока .

I Задание: подготовьте совместный рассказ об особенностях внешнего вида и жизни морских и океанических рыб (во время подготовки дети могут взять энциклопедию с выставки и использовать при ответе дополнительную информацию).

1 группа:

Тунец – великолепный представитель рыб, совершающих так называемое крейсерское плавание. В поисках добычи ему приходится преодолевать огромные расстояния, поэтому у тунца широкое мощное тело с толстой спиной, узкими грудными плавниками и серповидным хвостом.

2 группа:

Акула. У акулы длинное обтекаемое тело, рот с острыми зубами, присущий морским хищникам. Среди 350 видов акул, опасными являются не более 50 видов – остальные акулы вполне безобидны. Многие акулы довольно малы, не более полуметра длиной, и нападают только на моллюсков и крабов, а самые крупные акулы, вообще, питаются планктоном.

3 группа:

Рыба-бабочка. Легко маневрирующей рыбе-бабочке для того, чтобы сновать между расщелинами рифов и кораллами, не обязательно развивать большую скорость и делать броски. Поэтому у неё округлённое тело и мягкие плавники, приспособленные для движения на малых скоростях. Но у этой рыбки есть тоже мелкие зубки, которые позволяют общипывать обрастания на кораллах.

II Задание Поразмыслите -карточка для каждой группы- «Любопытные факты из жизни рыб» (Обсудили в своей группе.) Задайте вопрос другой группе.

1 группа Как вы думаете…

когда щука на берег выходит?

а) Никогда не выходит;

б) в жаркий летний день;

в) весной, по холодку.

(в). Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.

2 группа Как вы думаете…

какая из пресноводных рыб самая большая?

а) щука;

б) осётр;

в) сом.

(в). Пресноводными акулами называют у нас старых щук, достигающих 1,5 метра и 50 килограммов веса. В Ладожском озере вылавливали осетров длиной 2,6 метра и весом 128 килограммов. Но этих рыб перещеголяли сомы. В Днепре ловили сомов до 5 метров и 300 килограммов.

3 группа Как вы думаете…

как рыбы разговаривают?

а) молча;

б) тайно;

в) шёпотом.

(в). Шепот — это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как! Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.

Дополнительно

Зачем рыбе жабры?

а) чтобы поесть и поболтать;

б) чтобы лучше слышать;

в) только для дыхания.

(а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими), для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода становится чище). Чувствительными вкусовыми луковицами не только рот усажен, но и жабры.

Вывод: Обитатели морей и океанов, так же как и представители пресных водоёмов, приспособились к жизни в воде.

Задание «Узнайте животное по описанию»

-Как называются эти животные? (Кит и дельфин)

Работа по учебнику с. 97 «Почему киты молчат?»

1 группа -Прочитайте выразительно стихотворение

2 группа- Что про них можно сказать? (Млекопитающие, не рыбы)

3 группа- Какую поговорку использовал автор?

Личностные УУД:

умение работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников, проявлять инициативу, брать ответственность за принятое решение

Регулятивные УУД: самоанализ деятельности, выявление «пробелов» в знаниях, опора на полученные знания в решении новых задач, применении теории на практике.

Развитие личностных действий: умений выстраивать отношения с окружающими,ответственность за принятые решения при работе в группе

Развитие регулятивных УУД: навыков самоорганизации, выстраивания связи теории с практикой, выявление причин успеха и неудач.

V Этап рефлексии

2 мин.

Что нового узнали на уроке?
Что больше всего понравилось? Что поразило?Что удивило?
Что больше всего запомнилось?

-На какие вопросы из жизни водоёма вам бы хотелось получить ответы на следующем уроке?
На каждом столе лежат рыбки для каждого. Нарисуйте своей рыбке такую улыбку, которая соответствует вашему настроению.

Домашнее задание

С помощью энциклопедий в школьной библиотеке и учебнику подготовьте рассказ об особенностях внешнего вида и жизни морских и океанических рыб (рыба-ёж, рыба-меч, большерот) или о речных обитателях по изученному плану.

Регулятивные УУД:

самооценка, представление о качестве собственной учебной деятельности

Личностные УУД:

умение оценить результативность собственную, заинтересованность в самостоятельном поиске знаний и стремление поделиться ими с окружающими

Развитие регулятивных УУД: саморазвитие, самосовершенствование

Развитие личностных УУД: самостоятельность в работе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here