Окружающий мир 2 класс

Тема: «Зима в жизни растений».

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: сформировать у учащихся умение определять разные виды деревьев и кустарников в зимнее время годя.

Задачи:

  1. Учить выделять признаки, способы определения пород деревьев зимой.

  2. Развивать универсальные учебные действия

    • Принимать и сохранять учебную задачу, формировать гипотезы, исследования

    • Извлекать и обрабатывать информацию

    • Делать выводы

    • Принимать и выполнять обязанности при работе в группе, уметь договариваться

  1. Развивать интерес к предмету окружающий миру, развивать адекватную самооценку, понимание практической значимости изучаемого материала

Предметные результаты:

  • Знают признаки растений и умеют применять при определении пород деревьев

Метапредметные результаты:

Осознанно решают учебную задачу, действуют в группе согласно предложенным правилам/инструкциям

Исследовательские умения…

Личностные результаты:

— сохраняют учебную мотивацию, осознают практическую значимость материала урока.

Оборудование: раздаточный материал: кора и веточки растений, изображения силуэтов растений; учебник окружающего мира 2 класс, атлас-определитель, презентация, памятки как определять деревья в зимнее время года

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности и проблемная ситуация

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— Здравствуйте!

Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем волшебные слова:

МЫ ВСЁ ЗНАЕМ

МЫ ВСЁ УМЕЕМ

У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ

Слайды с зимним лесом.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

— Нравятся ли вам данные пейзажи?

— Видели ли вы когда-нибудь такое?

— Посмотрите внимательно на экран (на слайде природа зимой и одно летнее растение)

— Что вам показалось необычным?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока

— На какие группы можно разделить все растения?

— Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас и мы попробуем отгадать.

Силуэты деревьев на доске.

— Определите какие это деревья и подпишите их.

Проверка на доске. Те же силуэты деревьев, учитель записывает все варианты названий деревьев предложенные детьми.

— Почему получились разные ответы?

— Чего мы с вами не знаем?

— Какую цель поставим перед собой на уроке?

— Как можно определить растения зимой?

— Итак, вы считаете, что

  • деревья и кустарники зимой можно различать по коре;

  • деревья и кустарники зимой можно различать по наличию или отсутствию листьев и почек;

  • деревья и кустарники зимой можно различать по расположению ветвей;

  • деревья и кустарники зимой можно различать по силуэту;

— Мы с вами выдвинули гипотезы. Вы слышали это слово?

— Это предположение, которое в ходе исследования доказывают или опровергают.

— Вы любите исследовать?

Действуют указаниям учителя

Ответы детей

— Лишнее летнее растение

— Растения зимой, зимние растения

Растения

деревья кустарники травы

На столах у детей карточки с этими же силуэтами: берёза, осина, дуб, ель/сосна, шиповник.

Дети выполняют задания индивидуально.

— Как определять деревья и кустарники зимой

— Научиться определять деревья и кустарники зимой

(Коммуникативные УУД).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2. Исследование

Цель: сформировать у учащихся представление об особенности жизни растений зимой.

-Я предлагаю вам сегодня провести исследование.

— Какие правила работы в группе вы знаете?

После ответов детей на слайде появляются правила:

1. В группе работают все

2. Разговариваем тихо, спокойно и только по делу

3. Умеем слушать и понимать других

  1. Умеем договариваться

— Не забудьте, что каждому в группе отводится своя роль: организатор, секретарь, консультант, докладчик и т.д.

— Подойдите по одному представителю из группы и выберите тему своего исследования.

Ответы детей

На рабочих местах

-ветки, кора, изображения силуэтов

-иллюстрации растений лето и зима

-информация о деревьях и кустарниках

рабочий лист

Алгоритм работы:

1.Внимательно прочитайте текст

2. Рассмотрите образец растения

3. Найти и записать признаки образца

4. Сделать вывод

5. Заполнить таблицу на доске

3. Обмен информацией

— Спасибо за работу, пришло время рассказать о своей проделанной работе.

— Спасибо. Следующая группа.

Учащиеся по очереди представляют свои результаты

Результаты исследования:

— Наша группа проверила гипотезу, что растение можно узнать по коре. Мы обнаружили ……….

Вывод: таким образом, мы подтвердили гипотезу, что растение можно узнать зимой по коре.

4 . Организация информации

— Скажите, какое растение имеет следующие признаки: …

— Мы смогли определить растения по его признакам. Теперь сможете это сделать самостоятельно?

— Вы прослушали выступления всех групп. Какой вывод можно сделать?

— Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах

— Вернёмся к заданию в начале урока. Проверим правильно ли мы определили название растений.

— Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах

Если останется время

Давайте выполним задание из учебника стр.23.

Попробуйте определить деревья по силуэтам.

— Для самопроверки воспользуетесь «Страничкой Умного Совенка».

— Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах

— Какой вывод можно сделать?

— Какие деревья можно узнать даже без атласа-определителя?

Почему?

— Отгадайте загадку:

Зимой и летом

Одним цветом.

— А я знаю другие растения, которые и зимой не меняют своего цвета. Это травы.

Например земляника, копытень. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает замерзнуть. Под снегом зимуют зеленые и маленькие кустарнички -брусника и клюква. На них в разгар зимы можно даже ягоды найти, они очень вкусные.

— Как вы думаете, кто ещё об этом знает?

— То есть растения зимой помогают выжить животным.

— Чем ещё питаются животные в зимнем лесу?

— Молодцы. Вы очень много знаете!

— Да

— Деревья и кустарники можно узнать по цвету коры, сухим листьям на ветках.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником на стр.23

-Деревья можно узнать и по силуэтам.

-Хвойные.

-Потому что они вечно зеленые

-Ель

Учащиеся заслушивают рассказ учителя

-Животные

-Корой и ветвями деревьев.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

— Наш урок близок к завершению. Вернемся к цели урока. Достигли ли мы ее?

— Как достигали поставленной цели? Что делали, чтобы ответить на главный вопрос?

— Посмотрите на листы оценивания. Как вы поработали.

Продолжи фразу:

  1. На уроке я узнал ….

  2. Мне понравилось ….

  3. Теперь я смогу….

  4. Было интересно …..

  5. Я бы хотел узнать ….

— Какое бы вы хотели выполнить домашнее задание по теме сегодняшнего урока?

— Спасибо за урок!

Раздать памятки определения растений зимой по определенным признакам.

Версии детей

— Проводили исследования, выполняли практическое задание…

Нарисовать разные деревья зимой, потренироваться определять деревья в зимнем лесу, обратить внимание на признаки других деревьев, поработать с атласом-определителем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here