Окружающий мир 2 класс
Тема: «Зима в жизни растений».
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать у учащихся умение определять разные виды деревьев и кустарников в зимнее время годя.
Задачи:
-
Учить выделять признаки, способы определения пород деревьев зимой.
-
Развивать универсальные учебные действия
-
Принимать и сохранять учебную задачу, формировать гипотезы, исследования
-
Извлекать и обрабатывать информацию
-
Делать выводы
-
Принимать и выполнять обязанности при работе в группе, уметь договариваться
-
Развивать интерес к предмету окружающий миру, развивать адекватную самооценку, понимание практической значимости изучаемого материала
Предметные результаты:
-
Знают признаки растений и умеют применять при определении пород деревьев
Метапредметные результаты:
Осознанно решают учебную задачу, действуют в группе согласно предложенным правилам/инструкциям
Исследовательские умения…
Личностные результаты:
— сохраняют учебную мотивацию, осознают практическую значимость материала урока.
Оборудование: раздаточный материал: кора и веточки растений, изображения силуэтов растений; учебник окружающего мира 2 класс, атлас-определитель, презентация, памятки как определять деревья в зимнее время года
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
1. Мотивация к учебной деятельности и проблемная ситуация Цели: — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| — Здравствуйте! Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем волшебные слова: МЫ ВСЁ ЗНАЕМ МЫ ВСЁ УМЕЕМ У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ Слайды с зимним лесом. Чародейкою зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…
— Нравятся ли вам данные пейзажи? — Видели ли вы когда-нибудь такое? — Посмотрите внимательно на экран (на слайде природа зимой и одно летнее растение) — Что вам показалось необычным? — Сформулируйте тему сегодняшнего урока
— На какие группы можно разделить все растения?
— Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас и мы попробуем отгадать.
Силуэты деревьев на доске. — Определите какие это деревья и подпишите их.
Проверка на доске. Те же силуэты деревьев, учитель записывает все варианты названий деревьев предложенные детьми. — Почему получились разные ответы? — Чего мы с вами не знаем?
— Какую цель поставим перед собой на уроке?
— Как можно определить растения зимой?
— Итак, вы считаете, что
— Мы с вами выдвинули гипотезы. Вы слышали это слово? — Это предположение, которое в ходе исследования доказывают или опровергают. — Вы любите исследовать? | Действуют указаниям учителя
Ответы детей
— Лишнее летнее растение — Растения зимой, зимние растения
Растения
деревья кустарники травы
На столах у детей карточки с этими же силуэтами: берёза, осина, дуб, ель/сосна, шиповник. Дети выполняют задания индивидуально.
— Как определять деревья и кустарники зимой
— Научиться определять деревья и кустарники зимой
| (Коммуникативные УУД). Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
2. Исследование Цель: сформировать у учащихся представление об особенности жизни растений зимой.
| -Я предлагаю вам сегодня провести исследование. — Какие правила работы в группе вы знаете? После ответов детей на слайде появляются правила: 1. В группе работают все 2. Разговариваем тихо, спокойно и только по делу 3. Умеем слушать и понимать других
— Не забудьте, что каждому в группе отводится своя роль: организатор, секретарь, консультант, докладчик и т.д. — Подойдите по одному представителю из группы и выберите тему своего исследования.
|
Ответы детей
На рабочих местах -ветки, кора, изображения силуэтов -иллюстрации растений лето и зима -информация о деревьях и кустарниках —рабочий лист
Алгоритм работы: 1.Внимательно прочитайте текст 2. Рассмотрите образец растения 3. Найти и записать признаки образца 4. Сделать вывод 5. Заполнить таблицу на доске
|
|
3. Обмен информацией | — Спасибо за работу, пришло время рассказать о своей проделанной работе.
— Спасибо. Следующая группа.
| Учащиеся по очереди представляют свои результаты Результаты исследования: — Наша группа проверила гипотезу, что растение можно узнать по коре. Мы обнаружили ……….
Вывод: таким образом, мы подтвердили гипотезу, что растение можно узнать зимой по коре. |
|
4 . Организация информации | — Скажите, какое растение имеет следующие признаки: … — Мы смогли определить растения по его признакам. Теперь сможете это сделать самостоятельно? — Вы прослушали выступления всех групп. Какой вывод можно сделать?
— Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах
— Вернёмся к заданию в начале урока. Проверим правильно ли мы определили название растений. — Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах
Если останется время Давайте выполним задание из учебника стр.23. Попробуйте определить деревья по силуэтам. — Для самопроверки воспользуетесь «Страничкой Умного Совенка». — Как вы считаете, как вы выполнили свою работу? Оцените ее на оценочных листах
— Какой вывод можно сделать? — Какие деревья можно узнать даже без атласа-определителя? Почему?
— Отгадайте загадку: Зимой и летом Одним цветом. — А я знаю другие растения, которые и зимой не меняют своего цвета. Это травы. Например земляника, копытень. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает замерзнуть. Под снегом зимуют зеленые и маленькие кустарнички -брусника и клюква. На них в разгар зимы можно даже ягоды найти, они очень вкусные. — Как вы думаете, кто ещё об этом знает? — То есть растения зимой помогают выжить животным. — Чем ещё питаются животные в зимнем лесу? — Молодцы. Вы очень много знаете!
|
— Да
— Деревья и кустарники можно узнать по цвету коры, сухим листьям на ветках.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником на стр.23
-Деревья можно узнать и по силуэтам.
-Хвойные. -Потому что они вечно зеленые
-Ель Учащиеся заслушивают рассказ учителя
-Животные
-Корой и ветвями деревьев.
|
|
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| — Наш урок близок к завершению. Вернемся к цели урока. Достигли ли мы ее? — Как достигали поставленной цели? Что делали, чтобы ответить на главный вопрос? — Посмотрите на листы оценивания. Как вы поработали. Продолжи фразу:
— Какое бы вы хотели выполнить домашнее задание по теме сегодняшнего урока?
— Спасибо за урок! Раздать памятки определения растений зимой по определенным признакам. | Версии детей
— Проводили исследования, выполняли практическое задание…
Нарисовать разные деревья зимой, потренироваться определять деревья в зимнем лесу, обратить внимание на признаки других деревьев, поработать с атласом-определителем.
|
|