Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 363 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани
Конспект урока русского языка для 4 класса
«Парные согласные звуки Г — К»
Подготовила
учитель-логопед
Костюхина Ольга Сергеевна
г. Казань
2014
Цели:
-
Образовательные:
Закреплять навыки правильного произношения звуков К – Г.
Формировать умение дифференцировать звуки Г и К в словах и соотносить их с буквами Г и К.
Закреплять различение звонких и глухих согласных.
Совершенствование звуко-слогового анализа слов.
Закрепление правописания сомнительных согласных в конце слова.
Закреплять навык печатания, чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Г, К.
2. Коррекционные:
Работа над коррекцией зеркального письма.
Развивать слуховое и речевое внимание; фонематический слух и анализ; речеслуховую память; логическое мышление.
Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, умение слушать друг друга и учителя.
Оборудование: тетради, карандаши, индивидуальные зеркала, звуковые пеналы, карточки для чтения (с пропущенными буквами Г, К); наборное полотно; листочки и перфокарты; карточки для индивидуальной работы, карточки для игры «Кто внимательный?», магнитная (демонстрационная) азбука: буквы Г, К, О, А, И, Д, Н, Ы, М, Б, Т; герои Звуковички, мяч.
План занятия:
I. Орг. момент
II. Знакомство с темой:
-
Назвать количество звуков в стихах
-
Сопоставление звуков.
-
Игра «Наоборот» с мячом
-
Звуко-слоговой анализ слов.
-
Сосчитайте сколько здесь букв Г и К:
-
Игра «Кто внимательный?».
-
Игра «День – ночь». Чтение слов.
III. Работа в тетрадях.
1. Игра «Где звук?»
2. Игра «Блиц-контроль».
IV. Физкультминутка.
V. Индивидуальная работа (карточки)
VI. Игра «Проверь и назови последний согласный»
VII. Игра «Закончи слово».
VIII. Итог.
Ход занятия
I. Оргмомент. Сядет тот, кто придумает слово со звуком К или Г.
II. Знакомство с темой.
1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г(4) и К(12)?
К – кино, компот, котлета, Книга, краски и конфета, Кружева, корабль, кит – Слышишь К — везде звучит. |
Назовите слово с мягким звуком Кь? (кино, кит)
2. Сопоставление звуков Г — К. (Звуковички).
Возьмите зеркало. Ребята, сидящие в правом ряду, произносят звук [к], в левом — звук [г], держа руку на горле.
Логопед. Чем похожи звуки?
Дети. Язык «горкой», губы округлены, они оба согласные и твердые.
Логопед. Чем они отличаются?
Дети. Звук [к] — глухой, а звук [г] — звонкий, произносим с голосом.
Логопед. Как можно назвать два этих сходных по произношению звука?
Дети. Парные согласные звуки.
-
Сегодня мы будем учиться различать звуки Г и К.
3. Игра «Наоборот».
Замени звук К на Г или звук Г на К в словах:
куст густ кол кости корка | кусты колос кора калина |
4. Звуко-слоговой анализ слов.
Возьмите звуковые пеналы и составьте схемы слов, выделив в них звуки Г и К. Образец ответа: «В слове губы 4 звука, из них Г— первый».
Слова: коза, нога, окно, гусь.
5. Сосчитайте сколько здесь букв Г и К:
Г Г К к Г г К Г к К к г г Г К Г г К
Ответ: Г – 10, К – 8.
6. Игра «Кто внимательный?».
Каждому ребенку дается карточка с набором букв ( Приложение 1).
Подчеркните букву Г одной чертой, К — двумя.
Оценка правильности работы после занятия.
7. Игра «День – ночь» (магнитная (демонстрационная) азбука)
Сейчас я на доске напишу слово. На команду «ночь» вы закрываете глаза, а я дописываю или стираю одну букву, на команду «день» — открываете глаза и смотрите, что изменилось.
КОД – ГОД – ГОН – КОН – КОТ – КОМ – ТОМ – ТОК – БОК – БЫК –БАК – МАК – МАГ – МИГ
Какая буква сбежала?
Какая буква прибежала?
III. Работа в тетрадях.
1. Игра «Где звук?».
В какую сторону смотрит буквы Г и К? (вправо)
Откройте тетради. Послушайте слова, определите, какой звук употреблен: Г или К. Цифрой обозначьте его место в слове: цифрой 1 если звук вначале, 2 если звук в середине, 3 если звук в конце слова.
Например: В слове «рыбка» звук К стоит в середине слова, поэтому записываем букву К и цифру 2.
Слова: коза, гном, кот, гусь, окно, нога, азбука.
Самопроверка: К 1, Г 1, К 1, Г 1, К 2, Г 2, К 2.
2. Игра «Блиц-контроль».
Напишите на первой строке букву К, а на второй – Г. Послушайте слово, если в нем звук К, то напишите цифру 1 около буквы К, а если в слове звук Г, то напишите цифру 1 около буквы Г.
-
окно 2) гусь, 3) азбука, 4) коза, 5) кот, 6) гном 7) нога.
Самопроверка. Г: 2, 6, 7. К: 1, 3, 4, 5.
VI. Физкультминутка — Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
V. Индивидуальная работа (карточки)
Каждому ребенку дается карточка с 4 словами и пропущенными буквами К и Г в соответствии с логопедическим заключением (уровень сложности) (Приложение 2)
Вставьте в слово буквы Г или К, а затем выберите правильный ответ и обведите соответствующую цифру в кружок.
VI. Игра «Проверь и назови последний согласный» (правописание сомнительных согласных в конце слова).
Проговариваем слова с комментированием. В слове КРУГ последний согласный Г, т.к. можно проверить словом КРУГИ.
флаг — ожог — веник — мак — порог — | маяк — урок — венок — прыжок — сапог — | пирожок — снег — снега рог — творог — стог — |
VII. Игра «Закончи слово».
Возьмите листок, положите на него перфокарту, над первым столбиком кружочков на листке напишите букву К, а над вторым столбиком – букву Г. Я произношу начало слова, а вы про себя должны его закончить. Если слово оканчивается на звук К, то вы ставите точку в первом столбике, а если – на звук Г, то во втором столбике. А затем соединяете точки на листке зигзагообразной линией. Проверяйте сомнительные согласные проверочным словом с гласным звуком.
(МАЯ., МА., ДО., ВЕНИ., САПО.)
Проверка правильности ответа по образцу. Перфокарта и ответ см. Приложение 4.
VIII. Итог.
Какие звуки сравнивали? Чем они похожи? (Оба согласные и твердые)
Чем они отличаются? (Г – звонкий, К – глухой).
Какие согласные звуки называются парными?
В какую сторону смотрят буквы Г и К? (вправо)
Что вам понравилось на занятии?
Приложение 1.
Игра «Кто внимательный?». Каждому ребенку дается карточка с набором букв.
Подчеркните букву Г одной чертой, К — двумя:
С К О Г Х Ж Н К З С Г С Ж К Ш Г С Ж К
Х Б Г С К Н Ж Г К С О Ж Э Н З С К З С Г
Э М Ж Г Ж Г Э Х Н С Г Б Ж Г К Х З Г Ж
Приложение 2
Индивидуальная работа (карточки). Каждому ребенку дается карточка с 4 словами и пропущенными буквами в соответствии с логопедическим заключением (уровень сложности)
Вставьте в слово пропущенные буквы, а затем выберите правильный ответ и обведите соответствующую цифру в кружок.
Вариант 2 | Вариант 3 | |||||||||||
…ино во…зал но…и …ном | 1 К К Г Г | 2 Г Г К К | 3 К Г К Г |
…убы тан… бан… но…а | 1 К К Г Г | 2 Г К К Г | 3 Г Г К К |
…од …от ма… …ад | 1 Г Г К К | 2 К К Г Г | 3 Г К К Г |
|
Приложение 4. Перфокарта.
Ответ:
К Г
|
Список использованной литературы
-
Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. — М.: 5 за знания, 2005
-
Волина В. В. Праздник букваря. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
-
Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в попготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2 период.- М.: Издательство Гном и Д, 2002.