Олимпиадные задания школьного тура
для учащихся ВТОРЫХ классов
по окружающему миру
Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.
Укажи номер правильного ответа.
Задание 1: Что находится в мыльном пузыре?
1) мыло
2) воздух
3) вода
Задание 2: Укажи, в какой группе все слова обозначают объекты живой природы:
1) берёза, гроза, стол, вода
2) дождь, камень, заяц, книга
3) стрекоза, осина, лисица, стриж
4) иней, школа, ромашка, почва.
Задание 3: Совершим путешествие в мир растений.
А) Какое растение называют в народе порезник, ранник?
1) ландыш
2) одуванчик
3) подорожник.
Б) Мягкие сочные стебли имеют
1) деревья
2) кустарники
3) травы.
Задание 4: Совершим путешествие в мир животных.
А) Укажи правильный ответ: Сколько ног у паука?
1) четыре
2) шесть
3) восемь
Б) Напиши названия птиц нашего края. Подчеркни названия зимующих птиц. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Почему осенью последними улетают утки и гуси?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5: Прочитай названия животных. Подчеркни в каждом ряду название того животного, которое является «лишним». Объясни свое решение.
1.Бабочка, муравей, паук, стрекоза-…………………………………………………….
2. Соловей, воробей, летучая мышь, сорока-………………………………………….
3. Жаба, уж, лягушка, тритон -…………………………………………………………….
Рекомендации
к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру во 2 классе
Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.
Задание 1: проверяет умение анализировать.
За ответ – воздух— 2 балла
Задание2: проверяет умение различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы от изделий.
за правильный ответ (пункт 3 )-3 балла
Задание3:
А) проверяет умении находить ассоциацию ( порезник, ранник, — значит лекарство от порезов и ран, т.е подорожник).
За правильный ответ – 3 балла
Б) проверяет знание отличительных особенностей травянистых растений, которые имеют мясистые стебли.
За правильный ответ – 2 балла
Задание 4: А)проверяет умение отличать насекомых от паукообразных, у которых 8 ног.
За правильный ответ— 3)- 1 балл
Б) : проверяет знание птиц нашего края, в том числе зимующих.
Оценка: за каждую правильно названную птицу- 1 балл
( в случае грамматической ошибки снимается 0,5 балла за ошибку)
За правильно подчеркнутое название каждой зимующей птицы – 1 балл
В): проверяет умение устанавливать зависимость между объектами живой природы.
За правильное объяснение ( водоплавающие птицы улетают последними, потому что водоемы долго не замерзают и птицы могут находить себе пищу)– 2 балла
Задание 5: проверяет умение анализировать, обобщать, делать выводы.
За каждый правильно выделенный «лишний» объект в строке— 1 балла
За правильное объяснение причины выделения «лишнего» объекта- 2балла за каждый объект.
Анализ
олимпиадной работы по окружающему миру учащихся ВТОРЫХ классов
______________________________________________________________школы
Параметры анализа | Кол-во уч-ся | |
| Всего учащихся |
|
| Писали работу |
|
1задание | Выполнили задание верно |
|
Ошиблись в выполнении задания |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
2 задание | Отметили верно строчку, в которой все объекты относятся к живой природе |
|
Ошиблись в определении объектов, относящихся к живой природе. |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
3задание | Ответили верно ( 8 ног) |
|
Ошиблись в ответе на вопрос |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
4 задание | Правильно определили название растения (подорожник) |
|
Ошиблись в определении названия растения |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
5 задание | Отметили, что мясистые стебли имеют травянистые растения |
|
Ошиблись в ответе на вопрос |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
6 задание | Записали названия птиц нашего края ( 5 и более) |
|
Записали названия птиц нашего края ( меньше 5) |
| |
Подчеркнули названия зимующих птиц верно |
| |
Подчеркнули названия и зимующих и перелетных птиц |
| |
Подчеркнули названия перелетных птиц |
| |
Назвали кроме птиц нашего края, птиц, обитающих в других краях |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
7 задание | Объяснили причину позднего отлета водоплавающих птиц верно |
|
Ошиблись в объяснении причины позднего отлета водоплав. птиц |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
8задание | Все «лишние» объекты каждой строки выделены верно |
|
Есть ошибки в выделении «лишних» объектов в строках |
| |
Не приступили к выполнению задания |
| |
Верно объяснили причины выделения «лишнего» объекта во всех строках |
| |
Объяснили причины выделения «лишнего» объекта верно в 2 строках |
| |
Объяснили причины выделения «лишнего» объекта верно в 1 строке |
| |
Неверно объяснили причину выделения «лишнего» объекта. |
| |
Не приступили к выполнении задания |
|
Директор школы _________________________________________
Учитель ________________________________________________
Дата выполнения работы __________________________________
Олимпиадные задания
для учащихся ТРЕТЬИХ классов по окружающему миру
Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.
Задание 1: Прочитай названия животных: Волк, коршун, коза, лошадь, сова, снегирь, рысь, корова, кошка, лось, верблюд.
Сгруппируй названия животных по выделенным основаниям:
Дикие: _______________________________________________________________
Домашние: ___________________________________________________________
Хищные: _____________________________________________________________
Растительноядные: ___________________________________________________
Задание 2: Назови известные тебе группы «царства» растений, приведи один пример растений каждой группы:
а) водоросли:___________________________________;
б) мхи:_________________________________________;
в) папортники:___________________________________;
г) хвойные растения: _____________________________;
д) цветковые растения:____________________________.
Задание 3: Составь 2 цепи питания, которые сложились в лесном сообществе: _________________________________________________________________________________
Задание4 А: Изобрази при помощи схемы «Круговорот воды в природе»
Задание 4 Б: Соедини линиями каждое свойство воды с тем, как его использует человек:
• обладает выталкивающей силой • водопровод •растворитель • паровой двигатель;
• расширяется при нагревании • изобретение кораблей;
• текучесть • стирка, сахар в чае.
Задание 5: Каковы, по твоему мнению, правила здорового образа жизни? Перечисли эти правила:
Рекомендации
к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру в 3 классе
Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.
Задание1 проверяет умение учащихся проводить классификацию животных по разным основаниям, умение анализировать, сопоставлять.
Оценка: За каждое правильно названное животное в группе— 0,5 балла;
За каждую грамматическую ошибку в названиях животных снимается 0,5 балла.
Задание2 проверяет знание групп растений, умение назвать представителей каждой группы.
За каждое правильно названное растение в группе — 1 балл
Максимальное количество баллов за это задание- 5.
Задание3: проверяет знание леса, как природного сообщества и умение установить взаимосвязи между объектами живой природы.
За каждое правильно составленное звено цепи питания – 1 балл
Задание 4 А: проверяется умение показать цикл превращения воды из одного состояния в другое (жидкое, газообразное, твердое) под воздействием разных природных факторов.
Оценка:
За верно нарисованную схему круговорота воды в природе, в которой отражен полный цикл движения воды- 3 балла.
Задание 4Б проверяет умение учащихся применить полученные знания о свойствах воды в практической ситуации
Оценка: за каждое правильно установленное соответствие- 2 балла
Задание5 проверяет знание правил здорового образа жизни.
Оценка: за каждое верно написанное правило здорового образа жизни— 1 балл.
Снимается 0,5 балла за допущенную грамматическую ошибку
Схема анализа олимпиадной работы по окружающему миру
учащихся ТРЕТЬИХ КЛАССОВ
___________________________________________________ школы
Параметры оценки | Кол-во уч-ся | |
| Количество учащихся всего |
|
| Писали работу |
|
1 задание | Все названия животных распределили по группам верно |
|
| Допустили 1- 2 ошибки при распределении животных на группы |
|
| Допустили более 2 ошибок при распределении на группы |
|
| Записали названия животных без орфографических ошибок |
|
| Допустили орфографические ошибки при записи названий животных |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
2 задание | Привели примеры растений каждой группы верно |
|
| Ошиблись в приведении примеров растений 1-2 групп |
|
| Ошиблись в приведении примеров растений 3-4 групп |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
| Записали примеры растений каждой группы без орфограф. ошибок |
|
| Допустили орфографические ошибки при записи названий растений |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
3 задание | Составили верно цепи питания, сложившиеся в лесном сообществе |
|
| Допустили незначительные ошибки в составлении цепей питания |
|
| Допусти грубые ошибки в составлении цепей питания |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
4 задание А | Нарисовали схему круговорота воды в природе верно |
|
| Допустили неточности в изображении схемы кругов. воды в природе |
|
| Допустили ошибки в схеме круговорота воды в природе |
|
| Не справились с заданием |
|
4 задание Б | Установили соответствие между св-ми воды и их применением верно |
|
| Ошиблись при установлении соответствия между cвойствами воды и их применением ( 1-2 ош) |
|
| Ошиблись при установлении соответствия между cвойствами воды и их применением ( больше 2 ошибок). |
|
5 задание | Написали основные правил ЗОЖ |
|
| Написали менее 4х правил |
|
| Ошиблись в указании правил ЗОЖ |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
| Прочие ошибки |
|
Директор школы _______________________________
Учитель _______________________________________
Дата проведения работы _______________________________
Олимпиадные задания
для учащихся ЧЕТВЕРТЫХ классов по окружающему миру
Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.
Задание1А: Ты знаешь источники изучения исторического прошлого? Назови их виды и приведи примеры.
Виды источников изучения исторического прошлого | Названия предметов, соответствующих каждому виду | |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Задание 1Б): Археология — одна из главных помощниц истории. Докажи это письменно_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 : Предлагаем совершить путешествие по карте России:
А)На ней разными цветами изображена поверхность суши. Как цвета помогают тебе дать характеристику земной поверхности? Не забудь, что ты — исследователь:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Б) Исследуй водную поверхность. Как тебе в этом помогают цвета?
___________________________________________________________________________________________
В) Напиши соответствующие географические названия:
• Горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну- ___________________________________________________________________________________________
• Равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор,_______________________________________________________________________________________
• Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор,- ___________________________________________________________________________________________
• Самое большое в мире озеро, называемое морем___________________________________________________________________________________
•Великая русская река, протекающая, по европейской части нашей страны
___________________________________________________________________________________________
•Самое глубокое в мире озеро- ___________________________________________________________________________________________
Задание 3: А) Перечисли, какие природные сообщества есть в нашей местности:_________________________________________________________________________________
Б) Опиши то сообщество, которое тебя больше всего привлекает. Можешь воспользоваться планом: какие организмы составляют природное сообщество, цепь питания, которая сложилась в этом сообществе:
___________________________________________________________________________________________
Задание4: Ты с ребятами пошел в поход. Напиши, как ты будешь действовать, если один товарищ получил солнечный удар, а другой незначительно поранил руку:
___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо тебе за участие!
Рекомендации учителю
к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру в ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССАХ
Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.
Задание 1: проверяет знание учащимися исторических источников и их значения при изучении истории.
Оценка: за верно указанный вид исторических источников:
вещественные – 1 балл,
письменные – 1 балл,
устные – 1 балл
За верно приведенные примеры к каждому источнику— 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 1А- шесть.
За правильный обоснованный ответ о роли археологии в изучении истории
вопрос 1Б — 3 балла.
Максимальное количество баллов за первое задание -9.
Задание 2А проверяет умение учащихся читать карту и расшифровывать ее условные обозначения.
Оценка: Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения на карте : горы – коричневым цветом разной интенсивности, равнины — желтым или зеленым цветом.
2Б Разные глубины морей и океанов — синим цветом разной интенсивности.
За каждое верно указанное цветовое обозначение на карте- 1 балл.
За каждое указание интенсивности цвета— 1 балл
Задание 2В: проверяет умение ориентироваться в географической карте.
Оценка: За каждый верно указанный объект – 1 балл
Уральские горы— 1 балл;
Восточно-Европейская или Русская равнина— 1 балл;
Западно-Сибирская равнина— 1 балл;
Каспийское море (озеро) – 1балл;
река Волга- 1 балл;
озеро Байкал— 1 балл.
В случае орфографической ошибки — снимается 0,5 балла за ошибку
Задание 3: проверяет знание природных сообществ нашей местности
К ним относятся: лес, луг, водоем
За каждое правильно названное природное сообщество – 1 балл,
За наиболее полный перечень организмов природного сообщества- 3 балла
За каждое правильно составленное звено цепи питания – 1 балл
За орфографическую ошибку снимается 0,5 балла.
Задание 4 проверяет умение оказывать практическую помощь людям, попавшим в беду. За каждое правильно указанное действие при оказании первой помощи или при солнечном ударе, небольшой ране- —1 балл.
Снимается 0,5 балла за орфографическую ошибку
Схема анализа
Олимпиадной работы по окружающему миру учащихся ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ
___________________________________________________ школы
Параметры оценки | Кол-во уч-ся | |
| Количество учащихся всего |
|
| Писали работу |
|
1задание(А) | Верно указали названия видов ист. изучения исторического прошлого |
|
| Неверно указали виды источников изучения исторического прошлого |
|
| Привели примеры предметов к каждому виду источников изучения историч. прошлого верно |
|
| Привели примеры предметов к источникам изучения исторического прошлого и верно с ошибками |
|
| Прочие ошибки (указать какие) |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
1 задание (Б) | Дали обоснованный и полный ответ о значении археологии для изучения исторического прошлого |
|
| Дали неполный ответ о значении археологии для изучения истории |
|
| Дали ответ о значении археологии для изучения исторического прошлого с ошибками |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
2 задание
| Полно охарактеризовали цветовые обозначения и их оттенки на физич. карте России при изучении суши и воды |
|
| Охарактеризовали цветовые обозначения на карте России верно, но не полно |
|
| Ошиблись в характеристике цветового обозначения на физич.карте России |
|
| Прочие ошибки |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
2 заданиеВ | Верно написали название географических объектов |
|
| Записали часть назв. географ. объектов верно, часть — неверно |
|
| Допустили орфографические ошибки в названиях географических объектов |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
| Прочие ошибки |
|
3 задание А | Написали названия природных сообществ верно |
|
| Ошиблись в названиях природных сообществ |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
3 заданиеБ | Назвали организмы, составляющие природное сообщество верно |
|
| Допустили ошибки в определении организмов природного сообщества |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
| Составили цепь питания верно |
|
| Ошиблись в составлении цепи питания |
|
| Допустили орфографические ошибки при ответе на вопрос |
|
| Не приступили к выполнению задания |
|
4 задание | Написали по каждому пункту не менее трех мер оказания первой помощи |
|
| Написали по каждому пункту минимальное кол-во мер ( менее двух)оказания первой помощи |
|
| Не приступили к выполнению задания. |
|
Директор школы _______________________________
Учитель _______________________________________
Дата проведения работы _______________________________