Паничкина Елена Александровна

МБОУ Пожарская СОШ

Нижегородская область. Сергачский район. с.Пожарки

Учитель начальных классов

Тема: Царство грибов.

Цель урока: познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

Развивающая: развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Оборудование: компьютер, проектор, Презентация, карточки «Строение шляпочного гриба», тест «Правила сбора грибов».

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я рада вас видеть.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
— А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте передадим друг другу частичку тепла и доброты пожатием руки.

До меня сигнал дошел,

Начинаем разговор.

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы говорили об охране животных.

-Расскажите, как и почему нужно охранять животных.

-Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?

— Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

— Ребята, а что такое лес?

— Какое значение имеет лес в природе?

— А для нас, человека, какое значение имеет лес?

— Итак, мы отправляемся в лес на природу.

— Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти?

— А давайте вспомним, что такое природа?

— Какая бывает природа?

— Чем отличается живая природа от неживой?

III. Сообщение темы и задач урока.

— Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

— Что это?

Верно. Речь пойдет о грибах.

— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

— Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.

— Как можно перевести “микология” с латыни?

— Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.

Запись голоса боровика: Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

— Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

— Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

— Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”?

IV. Изучение материала.

— Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.

— Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?

— Почему?

— А к какому миру живой природы можно отнести грибы?

— Почему?

— А какие части растений нам известны?

— Есть ли они у грибов?

— А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

— А к миру животных?

— Так, что же такое грибы?

— Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

— А какая часть гриба упоминалась в загадке?

— Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.

— Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.

Просмотр по диску «Строение гриба»

— На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.

— Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

Работа со словарём.

Мицелий-подземная часть гриба, которая состоит из тонких белых нитей.

— Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

— А как гриб питается?

— Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему?

— Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

— Встаньте, ребята, пожалуйста!

V.Физкультминутка.

Мы в лес за грибами сегодня пошли

И в лесу грибы нашли.

Раз грибок, ещё грибок,

Положили в кузовок.

Содружество растений и грибов.

— Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Написаны слова:“подберезовик”, “подосиновик”.

— О чем говорят названия этих грибов?

— Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами.

— Почему так происходит?

— У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

— А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.

— Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы.

— Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки.

Работа в тетрадях (разукрашивание грибов)

Как вы думаете, где мы их можем еще встретить?

— А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

— Что это?

— А я называю плесень грибами.

— Из каких частей состоит плесень?

— Можно назвать ее грибом?

— Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?

— Почему?

— Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?

— Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?

— Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

— А люди используют грибы в пищу

— Что они с ними делают?.

А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

— Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.

Обобщение о значении грибов.

— На какие группы делятся грибы?

— А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе?

Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему?

— Все ли грибы можно использовать в пищу?

— Почему?

Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

— А какой самый ядовитый гриб вы знаете?

Работа по учебнику, с 122

— Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.

— Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить?

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

— Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).

Звонит мобильный телефон.

— Ой, ребята, извините, пожалуйста.

— Алло, доктор Пилюлькин?

— Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.

— Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

— Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?

— Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

И вообще! Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

— Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!

V. Подведение итогов урока.

— Давайте подведем итоги.

Грибы – это растения или животные?

— Какая часть грибов является самой важной?

— Какие бывают грибы?

-Назовите самый ядовитый гриб.

-Что нужно делать при отравлении грибами? .Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?

— Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

— Сегодня мы так много узнали на уроке.

— Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

— Мы собираемся все дружно со своими корзинками на поляне в кругу. И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.

— Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.

— Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – боровику.

Запись слов боровика: “Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю”.

Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята”.

Домашнее задание.

Оценки за работу.

Поработали на “5”,

А теперь всем отдыхать!

— Всем спасибо за хорошую работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here