Паничкина Елена Александровна
МБОУ Пожарская СОШ
Нижегородская область. Сергачский район. с.Пожарки
Учитель начальных классов
Тема: Царство грибов.
Цель урока: познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
Развивающая: развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация, карточки «Строение шляпочного гриба», тест «Правила сбора грибов».
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я рада вас видеть.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
— А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте передадим друг другу частичку тепла и доброты пожатием руки.
До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
II. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы говорили об охране животных.
-Расскажите, как и почему нужно охранять животных.
-Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?
— Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
— Ребята, а что такое лес?
— Какое значение имеет лес в природе?
— А для нас, человека, какое значение имеет лес?
— Итак, мы отправляемся в лес на природу.
— Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти?
— А давайте вспомним, что такое природа?
— Какая бывает природа?
— Чем отличается живая природа от неживой?
III. Сообщение темы и задач урока.
— Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
— Что это?
Верно. Речь пойдет о грибах.
— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
— Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.
— Как можно перевести “микология” с латыни?
— Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.
Запись голоса боровика: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.
— Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
— Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.
— Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”?
IV. Изучение материала.
— Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.
— Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
— Почему?
— А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
— Почему?
— А какие части растений нам известны?
— Есть ли они у грибов?
— А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
— А к миру животных?
— Так, что же такое грибы?
— Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
— А какая часть гриба упоминалась в загадке?
— Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
— Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.
Просмотр по диску «Строение гриба»
— На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.
— Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.
Работа со словарём.
Мицелий-подземная часть гриба, которая состоит из тонких белых нитей.
— Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
— А как гриб питается?
— Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему?
— Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
— Встаньте, ребята, пожалуйста!
V.Физкультминутка.
Мы в лес за грибами сегодня пошли
И в лесу грибы нашли.
Раз грибок, ещё грибок,
Положили в кузовок.
Содружество растений и грибов.
— Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!
Написаны слова:“подберезовик”, “подосиновик”.
— О чем говорят названия этих грибов?
— Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами.
— Почему так происходит?
— У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
— А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.
— Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы.
— Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки.
Работа в тетрадях (разукрашивание грибов)
Как вы думаете, где мы их можем еще встретить?
— А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
— Что это?
— А я называю плесень грибами.
— Из каких частей состоит плесень?
— Можно назвать ее грибом?
— Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?
— Почему?
— Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?
— Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?
— Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
— А люди используют грибы в пищу
— Что они с ними делают?.
– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?
— Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.
Обобщение о значении грибов.
— На какие группы делятся грибы?
— А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе?
Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему?
— Все ли грибы можно использовать в пищу?
— Почему?
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
— А какой самый ядовитый гриб вы знаете?
Работа по учебнику, с 122
— Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
— Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.
Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить?
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
— Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).
Звонит мобильный телефон.
— Ой, ребята, извините, пожалуйста.
— Алло, доктор Пилюлькин?
— Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.
— Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
— Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?
— Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– И вообще! Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
— Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
V. Подведение итогов урока.
— Давайте подведем итоги.
—Грибы – это растения или животные?
— Какая часть грибов является самой важной?
— Какие бывают грибы?
-Назовите самый ядовитый гриб.
-Что нужно делать при отравлении грибами? .Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?
— Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
— Сегодня мы так много узнали на уроке.
— Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
— Мы собираемся все дружно со своими корзинками на поляне в кругу. И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.
— Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.
— Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – боровику.
Запись слов боровика: “Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю”.
Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята”.
Домашнее задание.
Оценки за работу.
– Поработали на “5”,
А теперь всем отдыхать!
— Всем спасибо за хорошую работу!