Автор: Бирюк Рита Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №7» (корпус №2), г. Когалым.
Тема урока: «Средства информации и связи».
Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК «Перспектива».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: формировать учебные действия при ознакомлении с историей развития средств информации и связи.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование личности ученика, мотивации к познанию «нового»;
— воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявление готовности к их обсуждению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) (познавательные УУД);
формирование умения выстраивать речевые высказывания, умение вступать в коллективное учебное сотрудничество (коммуникативные УУД);
— умение оценивать свои действия в учебной деятельности (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— усвоение понятий «средства информации и связи»;
— формирование представления о способах передачи информации в старину и в современном мире.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: «Окружающий мир», 3 класс, часть 1. — М.: Просвещение, 2013г;
компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
карандаши, фломастеры, листы А4, карточки для работы в паре, цветные полоски (стикеры).
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I. Мобилизующее начало урока. Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. Цель для ученика: формирование самооценки готовности к уроку | — Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» Сильней, чем «я». Мы – семья И мы – друзья.
| -Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
| Личностные: — самоопределение. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Ориентировочно-мотивационный этап. Цель для учителя: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («я хочу»), определить тему урока и сформулировать цель.
Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и определить тему урока и сформулировать цель. | Слайд 1 — Представьте себе, что наша школьная семья, а это может быть, ваша группа попала в далёкий, совершенно незнакомый для вас остров. Что вы будете делать? | — Высказывают своё мнение и делают вывод, что надо держаться вместе и сообщить родителям.
| Познавательные: — умение самостоятельно формулировать познавательную задачу, уметь анализировать. Личностные: — ценить и принимать базовые ценности: «друг», «семья».
|
— Определите, как вы сообщите родителям? Можно это выразить в рисунке, а можно записать на листе, а потом расскажите о своей версии.
| — Работают в группе, находят способ, с помощью которого смогут сообщить родителям, рисуют рисунок. Представители каждой группы защищают свою версию, прикрепляют свой рисунок с помощь магнита на доске. | Регулятивные: — умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.
| |
— А как ещё можно сообщить?
— Пересмотрите ещё раз рисунки на доске, перечитайте записи, которые у нас получились и попробуйте всё это назвать общим свойством, что это? | — Высказывают своё мнение, дописывают.
— В коммуникативном взаимодействии выходят на тему урока и формулируют цель. | Коммуникативные: — умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные: — умение анализировать, обобщать. | |
III. Операционно-исполнительный этап. Цель для учителя: регулировать учебную деятельность учащихся для решения поставленных задач, направленных для достижения цели урока.
Цель для учащихся: решить все поставленные коллективом задачи, направленные для достижения цели урока. | 1.Группировка средств информации и связи. — Разделите все средства информации и связи, которые вы назвали на две группы.
| — Высказывают своё мнение и приходят к выводу, средства информации и связи можно разделить на 2 группы: старинные и современные. | Познавательные: — осуществление анализа с выделением существенных признаков. Коммуникативные: — умение слушать собеседника и вести диалог.
|
— О каких средствах вам интересно узнать?
— А где можем узнать?
| — Высказывают своё мнение, о каких средствах информации и связи им интересно узнать. В ходе обсуждения приходят к выводу, что интересно узнать о старинных, т. к. о современных знают больше.
— В учебнике.
| Предметные: — формирование понятий «средства связи и средства информации». Коммуникативные: — умение формулировать собственное мнение и позицию.
| |
2. Добывание новых знаний. — Прочитайте в учебнике о старинных средствах информации и связи и составьте справку о прочитанных средствах.
| — Работа в паре. Работают над статьёй стр.40-41 и составляют справку о старинных средствах информации и связи. (Справку составляют по таблице)
| Познавательные: — осуществление поиска нужного материала. Коммуникативные: — умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. | |
3. Первичное закрепление. — Презентация. Пролистывает слайды с изображением старинных средств информации и связи. — Назовите, какие старинные средства информации и связи изображены.
|
— Просматривают слайды и по изображению называют старинные средства информации и связи.
|
Познавательные: -знакомство со старинными средствами информации и связи распознавание их на фотографии, рисунке. Коммуникативные: — осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |
4. Динамическая пауза. — Даёт установку на здоровый образ жизни и на здоровьесбережение. — Какое старинное средство информации и связи вы можете изобразить?
|
— Выполняют движения, следят за правильностью выполнения движений. Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг.(дети изображают костёр) Дружно сделали прыжок, Над головкою — хлопок. А теперь все дружно Перепрыгнем лужу! А сейчас идём по кругу, Улыбаемся друг другу. |
Личностные: — соблюдают основные моральные нормы поведения.
| |
5. Работа по карточке — Прочитайте внимательно и выполните задание.
— Выясняет, кто из детей умеет пользоваться всеми средствами информации и связи.
-А где мы об этом можем узнать, научиться?
| — Работа в паре по карточкам. Ученики отмечают, какими средствами информации и связи умеют пользоваться, а какими не умеют. Обсуждают задания в паре, а отвечает каждый за себя, в отдельном столбике. — Поднимают руки, отвечают. Делают вывод, что дети не умеют отправлять письма и телеграммы.
— Высказывают свои версии и приходят к мнению, что узнать, как отправлять письма и телеграммы мы сможем на почте. Дети предложили организовать экскурсию на почту. — Некоторые дети проявили творчество и дополнили таблицу средства информации и связи | Познавательные: самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: — умение договариваться, приходить к общему решению. Регулятивные: — умение оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (таблицей) материалом при сотрудничестве с одноклассниками. Коммуникативные: — умение формулировать собственное мнение и позицию.
| |
6. Знакомство со средствами массовой информации. -Читает загадки: а). Что за чудо, что за ящик? Сам певец, и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. б). По волне, волне Плывёт музыка ко мне. в). Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей.
— Записывает на доске отгадки. — Что это? Как это можно назвать? — А где мы можем узнать об истории развития средств массовой информации? | — Отгадывают загадки, доказывают свои версии: Телевизор. Радио. Газета.
— Предлагают свои версии и приходят к мнению, что это средства массовой информации. — Высказывают свои версии: в журналах, энциклопедиях, в интернете. | Познавательные: — анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: — умение слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные: — умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| |
7. Выход в интернет. — Набирает в поисковой строке: «Средства массовой информации» |
— Рассказывают, как находить информацию. — делают вывод, что можно узнать о первом телефоне, о телеграфе, газете. | Личностные: — проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. Познавательные: — выполнение действий по алгоритму.
| |
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Цель для учителя: проанализировать работу на уроке, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу. Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
| 1. Информация о домашнем задании. — Стр.40-43; — подготовить сообщение о изобретении телеграфа, телефона, появлении газеты ( задание по желанию и по выбору). 2. Рефлексия учебной деятельности. — Какую цель мы ставили? — Достигли цели? — К какому выводу пришли? — Над чем еще надо поработать? — Подумайте, как вы оцените свою работу на уроке? — Для оценки нам помогут стикеры зеленого и жёлтого цвета. — Если вы довольны своей работой на уроке и сможете рассказать родителям о том, что нового вы узнали о древних и современных средствах информации и связи — прикрепляете в круге на доске стикер зелёного цвета. — Если вы не очень довольны своей работой и без учебника не сможете рассказать родителям о древних и современных средствах информации и связи — прикрепляете в круге на доске стикер жёлтого цвета.
|
— Слушают, записывают задание в дневник.
— Отвечают, высказывают своё мнение, оценивают свою работу с помощью рефлексивного экрана. — Делают вывод, что цели достигли: узнали, что относится к средствам информации и связи, познакомились с их историей развития, но над данной темой надо ещё поработать, узнать об истории развития средств массовой информации, организовать экскурсию на почту. — Дают оценку своей работе. (Прикрепляют цветные стикеры на доске) — Выслушиваем детей, которые прикрепляют стикеры жёлтого цвета.
— Высказывают своё мнение, делают вывод, что знания, полученные на уроке, нужны в повседневной жизни.
| Регулятивные: -умение адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; -умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Личностные: -умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|