Урок окружающего мира, 3 класс, программа «Школа 2100»
Учитель МБОУ лицея №90 Сиротенко Оксана Алексеевна
Тема: Экосистема
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир — М.: Баласс, 2012.
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» — М.: Баласс, 2012.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Задачи урока: Познакомить с понятиями экосистема, местообитание, показать пищевую связь между элементами экосистемы.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
2. Регулятивные.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
3. Познавательные.
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
— осуществлять анализ объектов;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
— обобщать на основе выделения сущностной связи;
— осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
4. Коммуникативные.
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Оборудование: презентация к уроку (14 слайдов), алгоритм-план (плакат), индивидуальные листы успешности, цветные карандаши, учебник А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, предметные картинки, кроссворд, физическая карта полушарий.
Ход урока | Примечание | Формируемые УУД | |
1.Организационный этап.
| Чтоб природе другом стать, Подпишите лист успешности. | Слайд 2 |
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| Составление плана урока. Давайте составим план, по которому мы будем работать сегодня на уроке. Итак, как мы организуем нашу работу, что бы быстро и легко усвоить материал? 1.Вспомним, что изучили на предыдущих уроках. 2.Проведем словарную работу с уже известными и новыми понятиями. 3.Рассмотрим предлагаемую проблему и пути ее решения. 4.Сверим наши выводы с научным источником (эталоном). 5.Попробуем применить наши знания на практике. 6.Получим инструктаж к выполнению домашнего задания. 7.Подведем итоги урока.
— Мы сегодня будем работать по данному алгоритму. – Что нового мы узнаем сегодня? (Познакомимся с новыми понятиями). – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) — А для чего это нам необходимо? | Слайд 3 | —учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
|
3. Актуализация знаний.
| Напомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? С какой картой мы работали? У вас на столах лежат карточки с изображением физической карты полушарий (работа в парах).
Обоснуйте, почему северный путь неудобен. Сравните результат с эталоном.
На листе успешности оцените свою работу цветом.
Объясните, что значит слово обитатели. Назовите, где обитает волк, дельфин, северный олень.
|
Слайд 4
Слайд 5 |
|
3.Первичное усвоение новых знаний. Постановка учебной задачи и пути её решения
4. Первичная проверка | Постановка проблемы. Подумайте и обоснуйте свой ответ, что произойдет, если волка поместить в пустыню. (Работа в группах).
Словарная работа. Объяснение понятий экологи, экология. Попробуйте объяснить понятия «местообитание» (складывается из слов место и обитание) и «экосистема» (из слов эколог и система). Объявление темы урока.
Работа с учебником. Прочтите, как объясняются эти понятия в учебнике на стр. 4. Назовите элементы неживой природы необходимые для роста растений. Сверьте свои ответы с эталоном в учебнике на стр.5. На листе успешности оцените свою работу цветом.
Объясните понятия «едоки», «кормильцы», «мусорщики». Каким образом они связаны?
Рассказ о звеньях пищевой цепи. В экосистеме 3 главных звена: Кормильцы (от них поступает еда), Затем едоки (должен же кто-то есть) От них мусора просто не счесть. Мусорщик сор этот переберет и Минеральным его назовет. Его через время кормильцы возьмут И этот круг непрерывный замкнут. Эту природную цепь рвать нельзя! Иначе может случиться беда. Все эти звенья очень важны, Они для жизни планеты нужны.
На доске строится цепь:
К
М
Каким образом человек вмешивается в жизнь экосистем? Беседа о Красной книге растений и животных. (Словарная работа).
Постановка проблемы: Что произойдет, если исчезнет одно из звеньев пищевой цепи? (Работа в группах). Давайте обсудим варианты ваших ответов. На листе успешности оцените свою работу цветом.
Физминутка: Потрудились? Отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, ровно стать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили И улыбки подарили. | Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12 | Регулятивные навыки
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные навыки -строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Метапредметные связи осуществлять анализ объектов; Коммуникативные навыки -формулировать собственное мнение и позицию; — формулировать собственное мнение и позицию; -выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); — формулировать собственное мнение и позицию;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
здоровьесбереже-ние; |
4. Первичное закрепление.
Применение нового знания
| Назовите тех, кто выполняет роль «едоков». Назовите тех, кто выполняет роль «кормильцев». Назовите тех, кто выполняет роль «мусорщиков».
Разгадайте кроссворд стр. 38 в рабочей тетради (работа в парах). Сравните результат с эталоном и оцените свою работу цветом. |
Слайд 13 |
|
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание (по желанию, творческое) Базовый уровень: Постройте свой вариант пищевой цепочки на примере конкретных животных. Если первое задание окажется для вас легким, подготовьте рассказ о том, что произойдет, если из построенной вами цепи убрать одно из звеньев. |
|
—
|
Рефлексия (подведение итогов урока) | Давайте подведем итог работы на уроке. — Какую цель ставили на уроке? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Расскажите по алгоритму, чему научились на уроке. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Вместе мы преодолеем любые трудности! | Слайд 14 |
|