План-конспект
открытого урока в 1 классе
На тему «Почему радуга разноцветная?»
Учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1279
Саенко Л.В.
Тема. Почему радуга разноцветная?
Цели: формировать начальное представление о свете и цвете, о причинах возникновения радуги, познакомить с цветами радуги, их последовательностью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приема.
Оборудование: mac-буки, слайд с изображением радуги, звукозапись (дождя, ветра, грома)
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
1) Послушайте стихотворение:
Было тихо, очень тихо —
Тихий час теней…
Лишь будильник громко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.— Можно ли сказать, что было тихо?
— Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка? (Звуки).
— Как же получается звук?Предметы от каких-либо действий начинают дрожать. Дрожь передается воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают звук. (Ответ учащегося).
— А как образуется такой звук? (Учитель оттягивает резинку, учащиеся слышат звук и объясняют, как он получился).
— А почему звенит звонок? (Учитель звенит звонком, дети объясняют)
— Как надо беречь уши?
Молодцы!2) Работа с mac-буками
А сейчас проверим ваши знания на mac-буке.
— Откройте их. Найдите тему урока «Почему звенит звонок», наводим курсор и нажимаем.
— Закрываем mac-буки!
Подготовить звуки птиц, ветра, грома -
Физкульт-минутка
Упражнения для глаз -
Самоопределение к деятельности.
— Ну, а сейчас послушайте вот такие звуки.
(Слушают пение птиц, шум ветра, шум дождя и гром)
— Какие звуки мы слышим?
(Ответы детей)
— Дождик заканчивается, на небе выглядывает солнышко и появилось чудо:
-
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти!
Картинка
— О каком чуде шла речь в загадке? (О радуге).
— Кто из вас видел радугу?
— Почему она разноцветная?
(Высказывания детей)
— Вы уже, наверно, догадались, что тема нашего урока «Почему радуга разноцветная?»
— Прочитайте, какие учебные задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка:.
— узнаем, как возникает радуга
— научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
-
Работа по теме урока.
1) – Какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Радостное, сказочное, светлое, приятное, праздничное…)
2) Рассказ учителя.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут её – РАДУГА.
Дождь заканчивается, редкие капли ещё падают на землю, а из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и распадаются на разноцветные лучи и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется еле заметной.
— В радуге семь цветов и все они расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запомнить цвета нам поможет фраза
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
(Упражняемся в запоминании этой фразы – хором и по одному ученику)
— Радуга бывает большой, когда солнце находится ад горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.
— Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты (например, с самолета), она будет казаться кругом.
— Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги и очень редко даже три.
(Слайд с изображением 2 и 3 радуг)
3) Работа по учебнику, с. 41
— Давайте прочитаем объяснение Мудрой Черепахи.
— Так как возникает радуга?
(Читают вывод на с. 41 учебника)
Молодцы!
4) Выполнение заданий на mac-буке:
— Открываем mac-буки.
— Ищем тему «Почему радуга разноцветная?»
— Наводим курсор на задание №1
— Задание №2
Молодцы! -
Физкульт-минутка
Дети поют о радуге. -
Продолжение работы по теме урока.
— Кто из вас знает загадки или стихи о радуге, расскажите!
(Дети рассказывают стихи). -
Рефлексия.
— Оцените свои достижения на уроке. -
Итог.
— Перечислите ещё раз цвета радуги по порядку.
— На какой вопрос нам нужно было найти ответ на уроке?
— Кто знает ответ на этот вопрос?
Урок закончен. Молодцы!
Использованная литература:
-
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс.
Издательство «Просвещение». Г. Москва. 2011 г. -
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Издательство «Просвещение». Г. Москва. 2011 г. -
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Тесты.
Издательство «Просвещение». Г. Москва. 2011 г. -
А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва. 1994 г.
-
Электронное приложение к учебнику Окружающий мир А.А. Плешакова, 1 класс.
-
В. Луниню Загадки. Скороговорки. Москва. «Аст-Пресс». 1997 г.