МБОУ «Краснинская средняя общеобразовательная школа»
Ленинск-Кунецкого района
План-конспект урока окружающий мир
в 1 классе
Учебник Вахрушева А.А. «Мир вокруг нас»
Учителя: Лазебина Лидия Дмитриевна
Куракина ТатьянаГригорьевна
Тема урока: Путешествие колобка.
Цели урока: — Ознакомление учащихся с тем, что каждый предмет, прежде,
чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превраще-
ний (1-я линия развития — уметь объяснять мир).
— Развитие умения устанавливать связи в природе (1-я линия
развития — уметь объяснять мир)
— Развитие логического мышления (общеучебные, интеллектуа
ные умения)
— Воспитание уважения к людям труда, бережное отношение
к хлебу (2-я линия развития — уметь объяснять свое отношение
к миру)
Ход урока.
-
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
II. Актуализация опорных знаний
— Ребята, мы с вами живем в селе.
— На прошлом уроке знакомились с профессиями людей.
— Давайте вспомним их ( врачи, учителя, повара, продавцы, водители, пожарники, трактористы, доярки и т.д.)
— Нас окружает много разных вещей (слайд №1).
— Как появились эти вещи (их сделали люди).
— А могли бы мы прожить без этих вещей?
— А представьте себе, что существуют только профессии учителя, врача, дворника.
— У нас были бы эти вещи (нет).
— Докажите — (врач не может снять рубашку, учитель не может изготовить книгу и т.д.)
III. Постановка проблемы, определение темы урока
— Чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать загадку.
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел,
И от дедушки ушел.
У него румяный бок
Кто же это-колобок (2-й слайд)
— Ребята, а вы помните русскую народную сказку «Колобок»?
— Давайте вспомним еще раз – звучат слова
— Из чего старуха испекла колобок? (из муки замесили тесто)
— Значит колобок это что такое? (хлеб)
( Выходит девочка и выносит на рушнике каравай хлеба, говорит слова)
Вот он хлебушко душистый
Вот он теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло
— А в чем сходство колобка и хлеба (сделаны из теста).
— Хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок из сказки.
— Хотите узнать почему? (да)
— Значит какая у нас будет тема урока? (как путешествует хлеб, путешествие колобка)
— Что мы сегодня узнаем на уроке? (Почему хлеб называют путешественником. Откуда пришел, кто его сделал?)
— Да, сегодня на уроке мы узнаем, как люди разных профессий помогают хлебу появиться у нас на столе?
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода,
Мать-земля на целый год.
IV. Открытие новых знаний (поиск решений)
И так отправляемся в далекое путешествие вместе с колобком.(слайд 3)
— Ребята, а кто знает, чтобы появился хлеб, с чего нужно начать работу (вспахать поле, подготовить землю, проборонить).
— А кто пашет землю? ( тракторист)- появляется таблица на доске.
Ученик 1 : Упрятав челку под фуражку
Веду я с папой в поле вспашку
Я горд работой на земле
От пота вымокла рубашка
Зато ладони на руле.
Ученик 2: Люблю родной простор полей
Под солнышком лучистым
Вот поскорей бы подрасти
Да стать бы трактористом.
— Тракторист вспахал нам землю, можно сеять семена. (слайд 4)
Посмотрим, как выглядят семена, это у нас какие семена? (пшеницы). (слайд5,6,7)
— Посеяли мы зернышки — появились ростки (8-й слайд).
Пока растет пшеница – сделаем физминутку.
— Пока делали зарядку, пшеница созрела, нужно ее убирать. Посмотрите, какое красивое поле. (9-й слайд)
— Какие машины помогают человеку убирать хлеб? (комбайны).
В поле комбайнов слышится хор
Хлебный корабль ведет ( комбайнер) (10-й слайд)
— Эти люди убирают зерно, работают на комбайнах ( вывеш. таблицу)
— Убрали мы пшеницу, богатый урожай собрали, куда везут наш урожай? ( в зернохранилище, на склад, чтобы сохранить зерно и семена на следующий год.)
— А остальное зерно? ( на мельницу)
— А зачем зерно отправляют на мельницу? (чтобы смолоть муку)
— Давайте мы тоже с вами получим муку при помощи нашей маленькой мельницы. Мелим муку через кофемолку, Что получилось? (мука)
— Кем мы поработали сейчас? (мельниками) (выставляем табличку на доску мельник)
— А куда отправляется мука с мельницы?
— А люди каких профессий доставляют муку. Они же доставляли зерно на мельницу. (шофер) – вывеш. таблички.
Ученик стих: Качу, лечу во весь опор
Я сам шофер и сам мотор
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
— Привезли муку в пекарню, кто работает в пекарне, (слайд 11) (пекарь) — вывеш. табличку.
— А что делают? (пекут хлеб, булочки, батоны и т.д.) (12-й слайд)
— Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? (в магазин)
— А кто там работает? (продавцы)- таблица продавец (13-й слайд)
VI. Итог урока
— Обратите внимание какой долгий путь проходит хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Сколько людей разных профессий работали над этим.
Прочитайте еще раз: (таблички)
комбайнер |
мельник |
шофер |
пекарь |
продавец |
— А как нужно относится к хлебу (бережно, не разбрасывать куски, не кидаться хлебом).
— Хлеб- это святое, вы когда-нибудь садитесь за стол, если нет на столе хлеба (нет) поэтому издавна говорят «Хлеб — всему голова» (слайд 14)
О хлебе много сложено стихов, песен, пословиц.
Давайте послушаем:
1)Радо солнцу небушко
Полюшко – подсолнушку
Рада скатерть хлебушку
Он на ней, как солнышко.
2) Не мечтаем мы о чуде
Как нам полей живая речь
Берегите хлеб вы, люди.
Научитесь хлеб беречь.
— Мы заканчиваем наше путешествие. Как ответить на главный вопрос урока? Почему хлеб называют путешественником? (слайд 15)
VII. Рефлексия.
— У вас на партах колобки. Если вам понравился наш урок нарисуйте румяного, улыбающегося колобка, если были какие-то затруднения, то колобок не очень румяный, грустный.