-
ФИО автора материала: Ширалиева Светлана Вячеславовна.
-
Место работы (название образовательного учреждения): МБУ СОШ № 43 г. Тольятти
-
Должность автора: Учитель начальных классов
План – конспект урока по окружающему миру,
проведенный в 1 «А» классе.
Тема урока: Экология. Правила поведения в природе.
Цели урока:
образовательные:
— конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе;
-устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека, учить анализировать материал, делать выводы,
-расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ, познакомить детей с терминами “Экология ”, “Экологи ”, «Утилизация» “Бытовой фильтр”.
развивающие:
-развивать стремление глубже познавать окружающий мир, беречь его,
-развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
воспитательные:
-воспитывать гуманную, творческую личность,
-воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к своему здоровью.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, презентация «Дать вторую жизнь ненужным вещам!». Бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с “грязной” водой, пустой стакан. Карточки с буквами для индивидуальной работы, для работы в парах. Грамзапись Вивальди «Времена года. Лето».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель читает слова:
Я – природа. Я великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой… И наконец…
— Что может подарить нам природа ещё? (опасности)
2. Проблемная ситуация и актуализация знаний — учить оценивать правильность поведения людей в природе, обобщать, конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе.
Стихотворение читает Букин Даниил:
Только ты мой дар, моё ученье.
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Беседа:
— Почему жизнь человека тесно связана с природой? (ответы детей)
— Без чего невозможно жить на Земле? (ответы детей)
-Послушайте сказку и скажите, над какой темой будем сегодня работать на уроке.
Жил на свете Человек. Жил он на краю леса в маленькой избушке, на зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды пошел Человек на рыбалку через лес и не узнал его: было повсюду много мусора: бумаг, стекол, банок. Пришел он к реке, долго сидел у воды, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует: что-то есть! Вытянул…
-Как вы думаете, что вытянул Человек?
-А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку возле себя и снова закинул удочку. Во второй раз вытянул полиэтиленовый пакет с мусором. Совсем грустно стало Человеку от такой рыбалки, и закинул он удочку в третий раз. Вдруг чувствует — крючок кто-то в глубину тянет… —Вытянул и глазам своим не поверил.… Смотрит, а перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал, ничего сказать от удивления не может. Говорит ему рыбка:
-Ты Человек!!! Значит, попросишь исполнения своих желаний. Загадывай! А за это ты меня отпустишь обратно в реку.
Ладно, — говорит Человек, — Раз уж так заведено, исполни единственное желание, и я тебя отпущу.
-Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить Человек? (ответы)
-Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы по-прежнему в реке ловилась рыба , а не консервные банки. И ответила Золотая Рыбка: «Человек! Ты сам губишь природу, сам и попробуй все исправить»!!!
-Почему Золотая Рыбка отказалась исполнить желание? Может ли Человек сам помочь природе, спасти ее от загрязнения? (ответы детей)
-И понял Человек, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора, а надо самому ее беречь. Поблагодарил он Золотую Рыбку за совет, отпустил ее в реку, сам собрал весь мусор, и больше никогда не бросал его, и детям своим наказывал любить и беречь природу.
-Чему нас учит эта сказка? Как, по вашему мнению, может звучать тема нашего урока?
-На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о том, как должен вести себя человек, чтобы сберечь природу.
-Вы любите наш город? Назовите самые любимые места.
-Каким хотите видеть его? (ответы детей)
-А что, по вашему мнению, портит наш город? (ответы детей)
Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор.
-Что это такое? Где мы видим его? (ответы детей)
Свалки мусора возле жилых домов, возле школ и детских садиков. Повсюду горы бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют места нашего проживания и отдыха, но и наносят вред здоровью человека и природе.
-Какую помощь вы, дети, можете оказать природе? (ответы детей)
3. Совместное открытие знаний — учить анализировать материал, делать выводы, познакомить детей с терминами “Экология ”, “Экологи ”, «Утилизация»
-Есть наука, которая стоит на защите природы. Кто знает ее название? (экология)
-Где мы можем найти точное определение этого нового для вас термина?
Конечно, в толковом словаре.
Практическая работа. (в парах)
-Найдите нужную информацию в словарях, лежащих перед вами, и зачитайте всем.
Экология (от греч. EIKOS – дом, жилище, местопребывание) – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и взаимодействие.
-Подумайте, где еще можно найти определение термина экология? (ответы)
-Есть наука – экология, а как будут называться люди, занимающиеся ею? (экологи)
-Так вот экологи подсчитали, что в Москве на одного человека в год приходится приблизительно 149 кг бытовых отходов (в 5 раз больше веса 9-летнего ребенка)
В Астрахани –161 кг (в 6 раз больше веса 9-летнего ребенка)
В Тольятти — 240 кг (в 8 раз больше веса 9-летнего ребенка)
-Страшные цифры! Правда?!
Вывод: не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой! И тогда она отблагодарит нас чистым воздухом, пением птиц, вкусными ягодами и грибами.
Задание для самостоятельной работы:
1 группа ребят — дома с родителями найдите в других источниках (др. словари, справочники, Интернет) определение экологии, сравните с данным и на следующем занятии поговорим об этом.
2 группа ребят – посетите с родителями «Парк Победы». Понаблюдайте, как наши жители соблюдают его чистоту.
3 группа ребят — посетите с родителями набережную реки Волги. Понаблюдайте, как наши жители охраняют родную природу.
4. Систематизация и обобщение знаний — устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к своему краю.
-Хотели бы вы жить на такой планете? Конечно же, НЕТ!
-И опять, возвращаясь к теме нашего занятия, подумайте, какой помощи ждет от вас природа? Что вы будете делать для ее охраны? (ответы детей)
-Молодцы! Борьбу за чистоту природы каждый должен начать с себя!
Тольятти — наш дом, а в доме должно быть красиво и чисто.
Мусор наносит огромный вред природе, нашему здоровью.
-Подумайте! Могут ли мусорные отходы получить вторую жизнь и еще раз сослужить нам добрую службу? (ответы)
-Хорошо! Но мнения разделились! Что же делать? Давайте поэкспериментируем. Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. (работа в группах)
1 -Картон и бумага
2 -Стекло
3- -Пластик
4- -Металл
-Давайте посмотрим, что у вас получилось? Вы все хорошо справились с заданием!
Во многих странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный вид мусора. Во дворах также стоят контейнеры с разными маркировками под определенный вид отходов. Как вы думаете, зачем это сделано? (ответы детей)
-А сейчас вы попробуйте решить совсем взрослую задачу, а я вам буду помогать! Посовещайтесь одну минутку и придумайте способ продления жизни мусора. ( группа совещаются)
-Итак, слушаем ваши предложения.
Обобщение.
1 — Картон и бумагу сдать в макулатуру. На бумажном комбинате из них сделают бумагу более низкого сорта. Это вторая жизнь на пользу людям!
2 — Стекло отправят на стекольный завод. После переработки получатся новые стеклянные изделия. Это вторая жизнь на пользу людям!
3 — Пластик. При сжигании пластик выделяет очень ядовитый газ. Его можно перерабатывать только на специальных заводах.
4 — Металл сдать в металлолом. На металлургическом комбинате его переплавят и получат новые изделия. Это вторая жизнь на пользу людям!
Вывод: сортировкой мусора Человек спасает природу от загрязнения и помогает себе! Процесс, в результате которого мусору дается вторая жизнь, называется утилизация.
-Найдите в словарях значение слова «утиль».(ответы детей)
Группа наших ребят дала вторую жизнь ненужным вещам, а как они это сделали, давайте посмотрим презентацию. (презентация с показом экологической сказки « Репка».)
-Какой вывод вы сделали, просмотрев эту сказку? (ответы детей)
— А сейчас немного отдохнём на берегу реки.
5. Физкультминутка (с речевкой).
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
6. Самостоятельное применение знаний — развивать стремление глубже познавать окружающий мир и беречь родную природу, расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ
Учитель: Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока:
«Как влияет природа на жизнь человека?»
1. Работа по учебнику:
— Рассмотрите иллюстрацию на странице 74.
— Расскажите, что произошло?
Учитель: Не забывайте, что природа наш дом. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, как можно очистить воду.
2. Практическая работа (проведение опыта)
— Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения детей)
— А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.
(опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске, а дети проводят опыты на парте).
“Как очистить грязную воду” (инструкция написана на доске).
• На дно воронки положить вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка, всё накрыть кружком промокательной бумаги;
• Поставить воронку над чистым стаканом;
• Налить в воронку “загрязнённую” воду.
— Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный фильтр?
— Можно ли пить эту воду?
— Как защитить себя от загрязнённой воды, когда вы отдыхаете на берегу речки и у вас кончилась чистая вода? (ответы детей)
3. Индивидуальная работа по учебнику:
Викторина с. 75.
(проверка ответов устно)
(Дети называют свои варианты ответов, затем подтверждаются ответы показом букв)
7. Итог урока.
— Что нового открыли для себя на уроке? (ответы детей)
— Что такое экология? (ответы детей)
— Что мы можем сказать природе, чтобы на Земле жить стало более безопасно? (ответы детей)
(звучит мелодия Вивальди «Времена года. Лето».)
Читает стихотворение Дружков Семен.
Хочу, чтоб в мире было много света
Хочу, чтоб в мире было много лета.
В котором – солнце, птичьи голоса
И на траве – зелёная роса.
Вывод читаем по учебнику с. 77.
8.Анализ работы учащихся.
Самооценка учащихся.
Оценивают себя при помощи жетонов:
Зелёный — на уроке я был активен и на все вопросы ответил сам;
Жёлтый — на уроке я работал хорошо, но некоторые вопросы у меня вызвали затруднение, после разъяснений я смог на них ответить.
Красный — мне нужна помощь!
Вывод учителя: больше всего было зеленых карточек.
9. Рефлексия
-Ну что, ребятки, понравилось вам сегодняшнее занятие?
-Что нового для себя узнали? Чему удивлялись?
-Нужна природе ваша помощь?
-Что вы будете делать для охраны природы, как будете ей помогать?
— Хочется ли что-нибудь изменить в нашем родном городе-Тольятти?
Читает стихотворение учитель.
Есть на Земле огромный дом Живешь в том светлом доме ты
Под крышей голубой. И все твои друзья!
Живут в нем солнце, Куда б дороги ни вели,
Дождь и гром, Всегда ты будешь в нем.
Лес и морской прибой. Природою родной земли
Живут в нем птицы и цветы, Зовется этот дом!
Весенний звон ручья.