1. ФИО автора материала: Ширалиева Светлана Вячеславовна.

  2. Место работы (название образовательного учреждения): МБУ СОШ № 43 г. Тольятти

  3. Должность автора: Учитель начальных классов

План – конспект урока по окружающему миру,

проведенный в 1 «А» классе.

Тема урока: Экология. Правила поведения в природе.

Цели урока:

образовательные:

— конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе;

-устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека, учить анализировать материал, делать выводы,

-расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ, познакомить детей с терминами “Экология ”, “Экологи ”, «Утилизация» “Бытовой фильтр”.

развивающие:

-развивать стремление глубже познавать окружающий мир, беречь его,

-развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.

воспитательные:

-воспитывать гуманную, творческую личность,

-воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к своему здоровью.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, презентация «Дать вторую жизнь ненужным вещам!». Бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с “грязной” водой, пустой стакан. Карточки с буквами для индивидуальной работы, для работы в парах. Грамзапись Вивальди «Времена года. Лето».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель читает слова:

Я – природа. Я великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

— Что может подарить нам природа ещё? (опасности)

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний — учить оценивать правильность поведения людей в природе, обобщать, конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе.

Стихотворение читает Букин Даниил:

Только ты мой дар, моё ученье.

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь, ты сам моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Беседа:

— Почему жизнь человека тесно связана с природой? (ответы детей)

— Без чего невозможно жить на Земле? (ответы детей)

-Послушайте сказку и скажите, над какой темой будем сегодня работать на уроке.

Жил на свете Человек. Жил он на краю леса в маленькой избушке, на зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды пошел Человек на рыбалку через лес и не узнал его: было повсюду много мусора: бумаг, стекол, банок. Пришел он к реке, долго сидел у воды, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует: что-то есть! Вытянул…

-Как вы думаете, что вытянул Человек?

-А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку возле себя и снова закинул удочку. Во второй раз вытянул полиэтиленовый пакет с мусором. Совсем грустно стало Человеку от такой рыбалки, и закинул он удочку в третий раз. Вдруг чувствует — крючок кто-то в глубину тянет… —Вытянул и глазам своим не поверил.… Смотрит, а перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал, ничего сказать от удивления не может. Говорит ему рыбка:

-Ты Человек!!! Значит, попросишь исполнения своих желаний. Загадывай! А за это ты меня отпустишь обратно в реку.

Ладно, — говорит Человек, — Раз уж так заведено, исполни единственное желание, и я тебя отпущу.

-Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить Человек? (ответы)

-Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы по-прежнему в реке ловилась рыба , а не консервные банки. И ответила Золотая Рыбка: «Человек! Ты сам губишь природу, сам и попробуй все исправить»!!!

-Почему Золотая Рыбка отказалась исполнить желание? Может ли Человек сам помочь природе, спасти ее от загрязнения? (ответы детей)

-И понял Человек, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора, а надо самому ее беречь. Поблагодарил он Золотую Рыбку за совет, отпустил ее в реку, сам собрал весь мусор, и больше никогда не бросал его, и детям своим наказывал любить и беречь природу.

-Чему нас учит эта сказка? Как, по вашему мнению, может звучать тема нашего урока?

-На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о том, как должен вести себя человек, чтобы сберечь природу.

-Вы любите наш город? Назовите самые любимые места.

-Каким хотите видеть его? (ответы детей)

-А что, по вашему мнению, портит наш город? (ответы детей)

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор.

-Что это такое? Где мы видим его? (ответы детей)

Свалки мусора возле жилых домов, возле школ и детских садиков. Повсюду горы бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют места нашего проживания и отдыха, но и наносят вред здоровью человека и природе.

-Какую помощь вы, дети, можете оказать природе? (ответы детей)

3. Совместное открытие знаний — учить анализировать материал, делать выводы, познакомить детей с терминами “Экология ”, “Экологи ”, «Утилизация»

-Есть наука, которая стоит на защите природы. Кто знает ее название? (экология)

-Где мы можем найти точное определение этого нового для вас термина?

Конечно, в толковом словаре.

Практическая работа. (в парах)

-Найдите нужную информацию в словарях, лежащих перед вами, и зачитайте всем.

Экология (от греч. EIKOS – дом, жилище, местопребывание) – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и взаимодействие.

-Подумайте, где еще можно найти определение термина экология? (ответы)

-Есть наука – экология, а как будут называться люди, занимающиеся ею? (экологи)

-Так вот экологи подсчитали, что в Москве на одного человека в год приходится приблизительно 149 кг бытовых отходов (в 5 раз больше веса 9-летнего ребенка)

В Астрахани –161 кг (в 6 раз больше веса 9-летнего ребенка)

В Тольятти — 240 кг (в 8 раз больше веса 9-летнего ребенка)

-Страшные цифры! Правда?!

Вывод: не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой! И тогда она отблагодарит нас чистым воздухом, пением птиц, вкусными ягодами и грибами.

Задание для самостоятельной работы:

1 группа ребят — дома с родителями найдите в других источниках (др. словари, справочники, Интернет) определение экологии, сравните с данным и на следующем занятии поговорим об этом.

2 группа ребят – посетите с родителями «Парк Победы». Понаблюдайте, как наши жители соблюдают его чистоту.

3 группа ребят — посетите с родителями набережную реки Волги. Понаблюдайте, как наши жители охраняют родную природу.

4. Систематизация и обобщение знаний — устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к своему краю.

-Хотели бы вы жить на такой планете? Конечно же, НЕТ!

-И опять, возвращаясь к теме нашего занятия, подумайте, какой помощи ждет от вас природа? Что вы будете делать для ее охраны? (ответы детей)

-Молодцы! Борьбу за чистоту природы каждый должен начать с себя!

Тольятти — наш дом, а в доме должно быть красиво и чисто.

Мусор наносит огромный вред природе, нашему здоровью.

-Подумайте! Могут ли мусорные отходы получить вторую жизнь и еще раз сослужить нам добрую службу? (ответы)

-Хорошо! Но мнения разделились! Что же делать? Давайте поэкспериментируем. Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. (работа в группах)

1 -Картон и бумага

2 -Стекло

3- -Пластик

4- -Металл

-Давайте посмотрим, что у вас получилось? Вы все хорошо справились с заданием!

Во многих странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный вид мусора. Во дворах также стоят контейнеры с разными маркировками под определенный вид отходов. Как вы думаете, зачем это сделано? (ответы детей)

-А сейчас вы попробуйте решить совсем взрослую задачу, а я вам буду помогать! Посовещайтесь одну минутку и придумайте способ продления жизни мусора. ( группа совещаются)

-Итак, слушаем ваши предложения.

Обобщение.

1 — Картон и бумагу сдать в макулатуру. На бумажном комбинате из них сделают бумагу более низкого сорта. Это вторая жизнь на пользу людям!

2 — Стекло отправят на стекольный завод. После переработки получатся новые стеклянные изделия. Это вторая жизнь на пользу людям!

3 — Пластик. При сжигании пластик выделяет очень ядовитый газ. Его можно перерабатывать только на специальных заводах.

4 — Металл сдать в металлолом. На металлургическом комбинате его переплавят и получат новые изделия. Это вторая жизнь на пользу людям!

Вывод: сортировкой мусора Человек спасает природу от загрязнения и помогает себе! Процесс, в результате которого мусору дается вторая жизнь, называется утилизация.

-Найдите в словарях значение слова «утиль».(ответы детей)

Группа наших ребят дала вторую жизнь ненужным вещам, а как они это сделали, давайте посмотрим презентацию. (презентация с показом экологической сказки « Репка».)

-Какой вывод вы сделали, просмотрев эту сказку? (ответы детей)

— А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

5. Физкультминутка (с речевкой).

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.

Одной, другой –

Это кроль.

Все, как один,

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправимся домой.

6. Самостоятельное применение знаний — развивать стремление глубже познавать окружающий мир и беречь родную природу, расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ

Учитель: Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока:

«Как влияет природа на жизнь человека?»

1. Работа по учебнику:

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 74.

— Расскажите, что произошло?

Учитель: Не забывайте, что природа наш дом. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, как можно очистить воду.

2. Практическая работа (проведение опыта)

— Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения детей)

— А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

(опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске, а дети проводят опыты на парте).

Как очистить грязную воду” (инструкция написана на доске).

На дно воронки положить вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка, всё накрыть кружком промокательной бумаги;

Поставить воронку над чистым стаканом;

Налить в воронку “загрязнённую” воду.

— Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный фильтр?

— Можно ли пить эту воду?

— Как защитить себя от загрязнённой воды, когда вы отдыхаете на берегу речки и у вас кончилась чистая вода? (ответы детей)

3. Индивидуальная работа по учебнику:

Викторина с. 75.

(проверка ответов устно)

(Дети называют свои варианты ответов, затем подтверждаются ответы показом букв)

7. Итог урока.

— Что нового открыли для себя на уроке? (ответы детей)

— Что такое экология? (ответы детей)

— Что мы можем сказать природе, чтобы на Земле жить стало более безопасно? (ответы детей)

(звучит мелодия Вивальди «Времена года. Лето».)

Читает стихотворение Дружков Семен.

Хочу, чтоб в мире было много света

Хочу, чтоб в мире было много лета.

В котором – солнце, птичьи голоса

И на траве – зелёная роса.

Вывод читаем по учебнику с. 77.

8.Анализ работы учащихся.

Самооценка учащихся.

Оценивают себя при помощи жетонов:

Зелёный — на уроке я был активен и на все вопросы ответил сам;

Жёлтый — на уроке я работал хорошо, но некоторые вопросы у меня вызвали затруднение, после разъяснений я смог на них ответить.

Красный — мне нужна помощь!

Вывод учителя: больше всего было зеленых карточек.

9. Рефлексия

-Ну что, ребятки, понравилось вам сегодняшнее занятие?

-Что нового для себя узнали? Чему удивлялись?

-Нужна природе ваша помощь?

-Что вы будете делать для охраны природы, как будете ей помогать?

— Хочется ли что-нибудь изменить в нашем родном городе-Тольятти?

Читает стихотворение учитель.

Есть на Земле огромный дом Живешь в том светлом доме ты

Под крышей голубой. И все твои друзья!

Живут в нем солнце, Куда б дороги ни вели,

Дождь и гром, Всегда ты будешь в нем.

Лес и морской прибой. Природою родной земли

Живут в нем птицы и цветы, Зовется этот дом!

Весенний звон ручья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here