Программа кружка

«Мир лекарственных растений»

(2-3 класс)

Составила: Алексеева

Надежда Александровна

Саянск, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления.

  На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззренияЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве.

Программа «Мир лекарственных растений» разработана на основе системы непрерывного экологического образования Т.Шпотовой.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.

  Организация экологического воспитания продиктована актуальной необходимостью человечестванеобходимостью создания в нашем обществе системы воспроизводства и потребления природных ресурсов подобной той, что создана природой на протяжении всего периода существования нашей планеты.

  Экологическое воспитаниецеленаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде.

  Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде можно лишь при непосредственно контакте с природой.

Новизной программы является сам процесс обучения, который базируется на нетрадиционных видах занятия: экскурсии, создание проектов, практическая работа с растениями.

Концепция программы «Мир лекарственных растений» состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности.

  Программа строится по четырем направлениям:

 

1) естественнонаучное направление – ориентировано на передачу системы знаний о лекарственный растениях;

 

2) экологовалеологическое направление – ориентировано на передачу знаний об использовании лекарственного сырья для сохранения здоровья человека;

3) поисково-исследовательское направление – ориентировано на обучение обучающихся исследовательской деятельности.

Особенностью настоящей программы является четвертое направление:

3) направление эмоционально-чувственного развития, целью которого является обучение детей умению восхищаться красотой и гармонией природы, выражать свое восхищение различными художественными способами.

Педагогическая целесообразность.

  Программа представляет собой синтез двух подходов к экологическому образованию:

 

1) традиционного для российской школы, основанного на приоритете

естественнонаучных знаний;

 

2) и более распространенного за рубежом, в основу которого положено чувственное, эмоциональное познание природы.

 

Другими словами, программа предусматривает не только передачу ЗНАНИЙ, но пробуждение ЧУВСТВ ребенка

  Каждое занятие программы построено с учетом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем дети получают «эмоциональный импульс». Следующий шаг – «усвоение порции знаний». И в заключении – задания дающие детям возможность анализа полученных знаний.

  Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы, являются слова Джозефа Корнелла «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» — познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

 

 Цель программы: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.

 

  Задачи:
 
1) Повысить уровень общих и социальных знаний и умений по окружающему миру.
 2) Сформировать представление о современных достижениях народной медицины.
 3) Развивать творческие способности обучающихся.
 4) Научить работать с дополнительными материалами ( справочной литературой, видеосъемками, фотографированием и.т.д.).
 5) Формировать умение разрабатывать проекты.

6) Воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека

Работа кружка построена на методе проектов.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

—       метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

—       метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

—       метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогических процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Данная программа рассчитана для учащихся 2-3 классов по 34 часа в год: из расчета 1 час в неделю. Она включает в себя теоретическую, практическую часть. Практическая часть представлена экскурсиями, творческими работами учащихся.

К концу изучения программы обучающиеся должны знать:

— историю использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности;

— группы лекарственных растений;

— биологические формы лекарственных растений;

— биологически активные вещества лекарственных растений и их значение.

— части растений;

— лекарственные растения различных экосистем;

— способы размножения растений;

— сроки и правила сбора лекарственных растений;

— классификацию лекарственных препаратов, изготовленных из растений.

Обучающиеся должны уметь:

— различать дикорастущие и культурные лекарственные растения.

— искать информацию о растениях в словарях и справочниках.

— составлять гербарии.

— собирать лекарственные растения, обрабатывать их, хранить.

— готовить настои из лекарственных трав, сборы.

— самостоятельно разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций.

Критериями и механизмами отслеживания результативности программы являются:

— психолого-педагогическая диагностика;

— учебно-исследовательская деятельность обучающихся;

— творческие работы;

— участие в школьных и городских олимпиадах по окружающему миру;

— повышение познавательного интереса к окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

2 класс

1. Вводное занятие (2 ч)

Цель: развитие у обучающихся стойкого интереса к изучению программы, формирование умения находить нужную информацию из словарей и справочников.

1.1. История использования лекарственных растений.

1.2. Лекарственные растения, содержащие витамины.

1.3. Творческая работа обучающихся по составлению сопроводительных карточек на каждое растение (ромашка, шиповник, боярышник, валериана, мята, белладонна, наперстянка, алтей).

2. Дикорастущие лекарственные растения (18 ч)

Цель: учить различать дикорастущие лекарственные растения различных экосистем, формирование умения выделять их характерные признаки.

2.1. Лекарственные растения леса.

2.2. Лекарственные растения луга.

2.3. Рудеральные растения.

2.4. Экскурсия в лес, на луг.

2.5. Сбор и составление гербария.

3. Культурные лекарственные растения (14 ч)

Цель: учить различать культурные растения, имеющие лекарственные свойства, формировать умение выделять их характерные признаки.

3.1. Культурные лекарственные растения.

3.2. Экскурсия в кабинет биологии.

3.3. Практическая работа по посадке комнатных лекарственных растений.

3.4. Практическая работа по выращиванию рассады лекарственных растений.

3.5. Оформление клумбы.

3 класс

1. Сбор и хранение лекарственного сырья (7 ч)

Цель: освоить правила сбора, обработки и хранения лекарственного сырья.

1.1. Правила сбора лекарственных растений.

1.2. Обработка лекарственного сырья.

1.3. Условия и сроки хранения сырья.

1.4. Экскурсия в аптеку.

1.5. Экскурсия в лес.

1.6. Практическая работа по обработке собранного лекарственного сырья.

2. Использование лекарственного сырья (12 ч)

Цель: работать над умением приготовления сборов из лекарственных трав, соков, настоев, отваров.

2.1. Правила составления лекарственных сборов, соков, настоев, отваров.

2.2. Практическая работа по приготовлению лекарственных сборов.

2.3. Практическая работа по приготовлению соков.

2.4. Практическая работа по приготовлению настоев.

2.5. Практическая работа по приготовлению отваров.

3. Подготовка проектов (10 ч)

Цель: учить поисково-исследовательской работе.

3.1. Теоретическая часть.

3.2. Практическая часть.

4. Самопрезентация проектов (5 ч)

Цель: обучать умению представлять свой проект и защищать его.

4.1. Защита проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

Тема

Кол-во часов

Обуч-ся должны знать

Обуч-ся должны уметь

Понятийный аппарат

1

Тема 1:Вводное занятие

История использования лекарственных растений.

Лекарственные растения, содержащие витамины.

2

1

1

— историю использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности;

— биологические формы лекарственных растений;

— группы лекарственных растений;

— значение биологически активных веществ;

— лекарственные растения, содержащие витамины

— находить необходимую информацию из словарей и справочников по лекарственным растениям;

— различать дикорастущие и культурные лекарственные растения;

— различать части растений, содержащие биологически активные вещества;

— составлять сопроводительные карточки на каждое растение.

Дикорастущие и культурные лекарственные растения, биологически активные вещества, витамины

2

Тема 2: Дикорастущие лекарственные растения

Лекарственные растения леса

Экскурсия в лес

Составление гербария «Лекарственные растения леса»

Лекарственные растения луга

Экскурсия на луг

Составление гербария «Лекарственные растения луга»

Рудеральные растения (растения у нас под ногами)

Составление гербария «Рудеральные растения»

18

3

1

3

3

1

3

2

2

— лекарственные растения леса;

— лекарственные растения луга;

— рудеральные лекарственные растения.

— выделять характерные признаки лекарственных растений;

— составлять гербарии.

Экосистема, рудеральные растения

3

Тема 3: Культурные лекарственные растения

Культурные лекарственные растения

Лекарственные растения, размножаемые семенами

Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом

Экскурсия в кабинет биологии

Защита лекарственных растений от вредителей

Посадка комнатных лекарственных растений

Выращивание рассады лекарственных растений

Оформление клумбы

14

3

2

2

1

2

2

1

1

— культурные растения, имеющие лекарственные свойства;

— лекарственные растения, размножаемые семенами;

— лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом;

— правила посадки лекарственных растений.

— производить посадку комнатных лекарственных растений;

— выращивать рассаду;

— пересаживать лекарственные растения в открытый грунт и оформлять клумбу.

Вегетативный способ размножения, однолетники, двулетники, многолетники.

3 класс

Тема

Кол-во часов

Обуч-ся должны знать

Обуч-ся должны уметь

Понятийный аппарат

1

Тема 1: Сбор и хранение лекарственного сырья

Правила сбора лекарственных растений

Обработка лекарственного сырья

Условия и сроки хранения лекарственного сырья

Экскурсия в аптеку

Экскурсия в лес

Практическая работа по обработке лекарственного сырья

7

1

1

1

1

1

2

— правила сбора лекарственных растений;

— способы обработки лекарственного сырья;

— условия и сроки хранения лекарственного сырья.

— правильно собирать лекарственные растения;

— обрабатывать лекарственное сырье;

— упаковывать, хранить лекарственное сырье.

Сырье.

2

Тема 2: Использование лекарственного сырья

Правила составления лекарственных сборов, соков, настоев, отварок

Практическая работа по составлению лекарственных сборов

Практическая работа по приготовлению соков

Практическая работа по приготовлению настоев

Практическая работа по приготовлению отваров

12

4

2

2

2

2

— правила составления лекарственных сборов;

— правила приготовления соков, настоев, отваров

— составлять лекарственные сборы;

— готовить соки, настои, отвары.

Сбор, настой, отвар, пропорции.

3

Тема3: Подготовка проектов

Теоретическая часть

Практическая часть

10

2

8

— специфику поисково-исследовательской работы

— проводить поисково –исследовательскую работу и оформлять ее результаты.

Проект

4

Тема 4: Самопрезентация проектов

5

— представлять свой проект и защищать его.

Самопрезентация

Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристко-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка). – М.,1992.

2. Георгиевский В.П. Биологически активные вещества лекарственных растений. – Новосибирск, 1990.

3. Горский В.А. Живое образование. – Ногинск, 2007.

4. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения. – М., 2003.

5. Гулимова В.И. Эфирные масла в косметике и медицине //Медицина и косметика, — М., 2005.

6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000.

7. Энциклопедия лекарственных растений. – СПб., 2006.

8. Интернет – сайт http//www.floranimal.ru

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Замятина Наталья Георгиевна. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «ABF», Москва.

2. Лекарственные растения и их применение. – Л 43 Владивосток: МП «Экслибрис», 1992. – 240 с. – (Сотворение гармонии).

3. Энциклопедия лекарственных растений. – СПб., 2006

4. Интернет – сайт http//www.floranimal.ru

Методическое обеспечение программы

1. Образец сопроводительной карточки растения.

2. Игра «Приготовь лекарство».

3. Конспект занятия «Аптека на подоконнике».

4. Секреты сбора лекарственного сырья.

5. Кубышка – травница.

6. Гербарий.

7. Таблица «Части растений».

8. Таблицы «Лес», «Луг».

ОБРАЗЕЦ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ КАРТОЧКИ РАСТЕНИЯ

Русское название: Белладонна (красавка, красавица, сонная одурь, сонный дурман, немица, бешеная вишня, бешеница).

Латинское название: Atropa belladonna.

Семейство: Паслёновые.

Родина: Западная Европа, Азия, Афганистан, Пакистан, Гималаи, Америка, Северная Африка.

Лекарственное сырьё: листья и корни.

Использование: С давних времен её применяли при врачевании кожных заболеваний, эпилепсии, желтухи и коклюша.

Препараты, изготовленные на основе экстракта белладонны, применяют для изучения сосудов глазного дна, воспалительных заболеваниях слизистой оболочки желудка, бронхиальной астме, при лечении гастритов и почечнокаменной болезни.

Рисунок:

ИГРА «ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО»

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, учитель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами — это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают группе детей (двум — трем):

— выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

— отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

— подбери «посуду» для приготовления лекарства;

— расскажи о своем лекарстве.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «АПТЕКА НА ПОДОКОННИКЕ»

Цель:

  • Закрепить и систематизировать знания о растениях (лекарственных, садовых и дикорастущих);

  • Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ, кислица, лавр), познакомить и исследовать их лечебные свойства.

  • Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками.

  • Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал:

  • серия открыток “Лекарственные растения”;

  • плакаты “Комнатные растения”, “Размножение растений”;

  • дидактические игры “Кузовок”, “Вершки и корешки”;

  • посадочный материал – отводки хлорофитума.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

  • Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).

  • Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки).

  • Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник).

  • На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек)

Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Игра “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?

А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

Молодцы.

Мы знаем, что мало знать какую травку надо использовать при лечении болезни, необходимо так же знать какая часть растения нам пригодиться.

Давайте вспомним, из каких частей состоит любое травянистое растение?

(Показать на плакате – корень, стебель, лист, цветок, плод.)

Следующую игру мы так и назовем “Вершки и корешки”.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”.

Играют 3–4 человека.

Каждому ребенку предлагается 2–3 карточки с какими-либо лекарственными растениями, которые он должен определить в одну из трех корзин: 1 – для лечения используются цветы и плоды; 2 – листья и стебли; 3 – корни.

После игры раздается телефонный звонок (разыгрывается кукольный спектакль за ширмой).

— У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
Что вам надо?
– Микстуру.
Для кого?
– Для сына моего.
-Что случилось?
– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.
Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.
А потом позвонили цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.
Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.
А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.
Повести, пожалуйста, трубку.
– А потом позвонила свинья.

Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.
– Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.
– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать? Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные «цветочки в горшочках» тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Это не только общеизвестные алоэ, каланхоэ или герань, целебными свойствами обладают многие декоративные растения от плюща и традесканции, украшающие едва ли не каждую квартиру, до экзотического цитрусового или оливкового деревца. Достоинства комнатной «аптеки» очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире, по уверениям цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего «садика».

Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. Например, посмотрите на этот цветок. У него, прямостоячий стебель, листья вытянутые, заостренные, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие. Называется цветок – АЛОЭ.

Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов?

Какой приятный запах.

Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья сердцевидной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ (Каланхоэ Дегремона).

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.
Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхое. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

Давайте рассмотрим следующий цветок. Кто из вас сможет мне описать его? (Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые). Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Вы узнали? – Это “лаврушка” или ЛАВР БЛАГОРОДНЫЙ.

Является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет.
Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме – когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем. Кому была нужна микстура от кашля? Сейчас мы приготовим отвар для слоненка (залить несколько лавровых листьев горячей водой). Микстура готова. Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд.

Ребята, а это растение может помочь при болях в желудке. Может, кто-то узнал его? – КИСЛИЦА.

У нее не виден стебель, а листья – на тонких ножках – черешках. Лист у кислицы тройной, зеленовато-бордовый, тонкий. Цветы белые или нежно-розовые. Свое название она получила за кисловатый вкус листьев.

Из листьев кислицы мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Нам потребуется 1 ложка измельченной травы кислицы обыкновенной, 1 ложка черного чая, половина ложки мяты и 1 стакан воды.
Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться на 5 минут. Пейте настой горячим за 30 мин до завтрака.

Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Давайте вспомним, с какими лечебными цветами мы познакомились (алоэ, каланхоэ, лавр, кислица). Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения – ХЛОРОФИТУМ. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы и в других группах всегда был чистый, свежий воздух.

Вспомните, какими способами мы рассаживали с вами растения (семенами, луковицами). Сегодня я познакомлю вас с еще одним способом размножения растений – отводками (рассмотреть таблицу “Размножение растений”).

Далее провести инструкцию по посадке отводков хлорофитума. Предложить детям провести посадку растений самостоятельно, помогая лишь по мере необходимости.

СЕКРЕТЫ СБОРА ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ

Почки. Лучшие месяцы для сбора почек — март и апрель, когда они набухли, а листья еще не распустились. Зимой собирать почки нецелесообразно, так как в это время они содержат мало эфирных масел и смол. При заготовке мелкие почки березы срезают вместе с ветками, а после высушивания обмолачивают. Почки собирают с разрешения лесничества. Крупные почки сосны срезают ножом с частью одревесневшего стебля длиной не более 3 мм и только с боковых ветвей.

Кора. Кору собирают во время сокодвижения только с молодых стволов и ветвей с разрешения лесничества в специально отведенных местах. Кору заготавливают с деревьев и кустарников, предназначенных для расчистки леса или рубки. При заготовке коры ствол предварительно очищают от наростов и лишайников. Затем острым ножом делают два продольных надреза в 20—30 см и соединяют их поперечными полукольцевыми надрезами. Не рекомендуется снимать кору с остатками древесины.

Цветки и соцветия собирают во время цветения. У некоторых растений срывают отдельные цветки (василек, коровяк, подсолнечник), у других — целые соцветия (ромашка). Цветки — самые нежные части растения, поэтому собирать их следует осторожно, не мять, а во время доставки к месту сушки предохранять от солнца.

Листья также заготовляют в период цветения. Исключение — листья мать-и-мачехи (цветет до появления листьев), трилистника, первоцвета и некоторых других растений, которые во время цветения слишком мелки, недоразвиты и не соответствуют требованиям НТД. Листья ландыша майского собирают в период бутонизации или в начальной стадии цветения. Листья срывают вручную с черешком или без него в зависимости от стандартных требований или растение скашивают, а после сушки отделяют листья (например, у крапивы).

Травы заготовляют во время цветения растений, например зверобой, пустырник, чистотел и др. Исключение составляет трава череды, которую собирают в фазу бутонизации. Обычно травы срезают серпом или ножом на уровне нижних листьев. С некоторых трав срезают или обламывают только верхушки (череда). Нельзя срывать траву руками, так как при этом повреждаются листовые почки, закладывающиеся на будущий год.

Плоды заготавливают в пору полного созревания. Чернику, смородину, малину, землянику следует собирать рано утром или вечером, так как в жару они быстро портятся.

Подземные органы — корни, корневища с корнями — выкапывают осенью, когда надземные части растения увядают, или ранней весной, пока надземные части еще не тронулись в рост. Для выкопки корней применяют остроконечные узкие лопаты или копалки.

При заготовке спор плауна колоски срезают ножницами, а не обрывают руками. При этом применяют малую механизацию, т. е. ножницы 9. припаянной к ним коробочкой, чтобы предохранить споры ликоподия от высыпания. Растения нельзя выдергивать! Они имеют короткие тонкие корни и легко отрываются от земли, а возобновляются только через 15—20 лет.

Соплодия, например ольхи (ольховые «шишки»), собирают осенью или зимой. Осенью срезают ветви длиной 25—30 см (до 40 см!) и обрывают соплодия. Целесообразнее заготовку делать зимой, чтобы сохранить ветви (в это время «шишки» легко стряхиваются с деревьев).

КУБЫШКА – ТРАВНИЦА

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.  Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Материал для работы:
1. Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.
2. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт.
3. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт.
4. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт.
5. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.
6. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт.
7. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт.
8. Тесьма для пояса 25см.
9. Красные нитки
10. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. Каждой
11. Синтепон или кусочки ветоши для наполнения куклы.
12. Игла
13. Ножницы

Технология изготовления Кубышки:

1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.

2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.

8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.

9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.

10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.

11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.

12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.

14. Под грудью подвязываем передник навыворот.

15. Сверху подвязываем куклу пояском.

16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.

Вот Кубышка-травница и готова!

СХЕМА

 

28

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here