Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР (по I ступени) _____________ Е. В. Михайлова
«____»____________2014 г.
| «Утверждено» Директор школы _____________ И.Н.Павлов
Приказ № ___ от «___»____2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
Щербаковой Юлии Викторовны
(вторая квалификационная категория)
по учебному предмету «Окружающий мир»
1 класс
Базовый уровень
Рецензент – Заместитель директора школы
по УВР (по I ступени)
Е.В.Михайлова (I КК)
2014 — 2015
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа разработана на основе:
■ федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание»,2009г.
■ базисного учебного плана для начальной школы;
■ программы общеобразовательных учреждений: О. Т. Поглазова «Окружающий мир» Программа 1-4 классы». — Смоленск: Ассоциация XXI век. 2010;
■ примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — Примерная программа по окружающему миру (с. 270-301).
Реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»).
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
— формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
— воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
— развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
— образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
— воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
В учебном процессе использую разнообразные формы урока: дидактические игры, уроки в парке, на улицах села, уроки-экскурсии в музей и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке тоже разнообразна: индивидуальная, в парах, в проектной группе и фронтальная.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится:
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по четвертям | Кол-во часов в год по четвертям | всего | |||||
|
| I | II | III-IV | I | II | III-IV |
|
Обществознание и | Окружающий | 0 | 2 | 2 | 0 | 14 | 34 | 48 |
естествознание | мир |
|
|
|
|
|
|
|
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. — Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. — («Гармония»).
2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. -Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. — («Гармония»).
Часы распределены следующим образом:
Как человек познаёт окружающий мир — 5 ч.
Зелёная страна — 6 ч.
Спасибо щедрая природа — 4 ч.
Урожайные грядки — 5 ч.
Грибная полянка — 4 ч.
Мохнатая азбука — 22 ч.
Творения людей вокруг тебя — 2 ч.
Содержание программы
«Окружающий мир»
1 класс (48 часов)
Раздел «Школа и ученик»
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.
Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).
Дидактическая игра: освоение правил поведения.
Экскурсия по школе и на пришкольный участок.
Окружающий мир и его изучение
Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.
Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.
Разнообразие и красота растений
Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.
Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).
Разнообразие грибов
Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Разнообразие и красота животных
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.
Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.
Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.
Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.
Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в музей ХЛК.
Творения людей вокруг нас
Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры.
Творческие работы( лепка и раскрашивание фигурки из глины), экскурсия в конный завод
Требования
к результатам обучения и освоению содержания курса
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 1 класса сформируются не полько предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
— положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
— ориентация на проявление доброго отношения к людям, в том числе сверстникам;
— умению выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
— навыкам безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
— пониманию важности бережного отношения к своему здоровью;
— бережному отношению к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
— желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
— стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
— эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
— осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и
др.);
— принимать (с помощью учителя) учебно-познавательную задачу;
— планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
— действовать согласно плану, составленному учителем;
— оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
— оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);
— попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
— осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
— подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
— целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
— использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
— пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
— осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
— классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
— строить речевое высказывание в устной форме;
— кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
— адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
— проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
— проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
— выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
— различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам;
— определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
— сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
— различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
— называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
— приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
— описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);
— сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
— различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
— называть части тела человека;
— характеризовать признаки времён года;
— объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
— находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
— оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
— участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
— вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
— ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
— соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
— следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
— соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
— выполнять режим дня;
— рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного села;
— объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
— классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
— объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
— моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
— анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
— интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
— осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
— осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
— создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
— понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относится к ним;
— определять наиболее распространённые в своей местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;
— обеспечивать безопасность своей жизни;
— ухаживать за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными,
— проводить наблюдения объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
— выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; знать правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Методическое и техническое обеспечение курса
1.Литература для учителя:
1.Поглазова, О. Т. Методические рекомендации (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
2.Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
3.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2010
4.Болдырева Г.Е.. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой. – Волгоград: Учитель, 2010
5.Прохорова С.Ю., Бесшапкина Э.А.. Окружающий мир Тесты. 1 класс. М.:Издательство «Грамотей», 2009.
6.Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
7. Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
2.Литература для учащихся:
1.Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
2.Поглазова, О. Т. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 4-е издание, доработанное – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
3.Информационно – методические средства
1.Таблицы (строение растения, организм человека и др.)
2.Журнал «Начальная школа»,
3. Газета «1 сентября».
Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
4.Интернет ресурсы
Официальный сайт «Гармония»(http://www.umk-garmoniya.ru)
«Ассоциация ХХ Ι век» www.ass21vek. ru.
http:www.Nachalka.com.
5.Оборудование
1.Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Принтер
Фотокамера цифровая
2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Микроскоп
2.Глобус
3.Лупа
4.Компас
3.Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера(по возможности)
4. Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов.
5.Предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров(народов родного края)
6.Муляжи грибов, фруктов, овощей.
7.Живые объекты (комнатные растения,)
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1) (урок изучения и первичного закрепления знаний) – УИПЗЗ;
2) (урок закрепления новых знаний и выработки умений) – УЗНЗВУ;
3) (урок комплексного использования знаний) – УКИЗ;
4) (урок обобщения и систематизации знаний) – УОСЗ;
5) (урок проверки, оценки и контроля знаний) – УПОКЗ;
6) (комбинированный урок) – КУ.
7) (экскурсия) – Э
Календарно-тематическое планирование
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Дата | Тема урока | Тип урока | Оборудование | Повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи | Универсальные учебные действия | |||
|
|
|
| Наглядные пособия | ТСО и ИКТ |
|
| |
Как человек познаёт окружающий мир (5ч) | ||||||||
1. |
| Как изучают природу | ОНЗ | Т. 0964-9 |
|
| Регулятивные: -способность ориентироваться в пространстве и во времени. — умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; — проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: 1.Общеучебные: -использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина); — выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; — постановка и формулирование проблемы с помощью учителя. — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; 2. Логические: — уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено — составлять описание предметов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств. -анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков; -выбор критериев для сравнения и классификации объектов; -установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: — умение работать в парах и индивидуально. — формирование собственного мнения и позиции человека к познанию мира. -умение слушать и слышать, вступать в диалог; -участие в коллективном обсуждении проблем; -сотрудничество в группе сверстников; уважение к другой точке зрения; -умение договариваться и находить общее решение; -умение убеждать и уступать. Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении. | |
2. |
| Твои верные помощники | ОНЗ | Органы чувств презентация | ПК, ММ проектор | Органы чувств | ||
3. |
| Признаки предметов | ОНЗ практикум | МТ-9(р/р) |
|
| ||
4. |
| Что нас окружает | Закрепление изученного | Гербарий. Набор фруктов (муляж) |
|
| ||
5. |
| ОБЖ. Наши верные друзья на улицах и дорогах | Обобщение знаний | МТ-5 |
|
| ||
Разнообразие и красота растений (15 ч)
| ||||||||
6. |
| Многообразие растений | ОНЗ | 1288-1 таблица презентация | ПК, ММ проектор |
| Познавательные: — установление причинно-следственных связей; — выбор оснований для сравнения объектов; -овладеть умением наблюдать и сопоставлять. -наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. -характеризовать условия, необходимые для жизни растений. -описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями. -различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели). -сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков. -различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения. -группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). -рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений. -наблюдать за развитием растения из семени Регулятивные: — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; — формирование навыков самоконтроля; Коммуникативные: — готовность слушать собеседника и вести диалог; — умение излагать свою точку зрения. Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; бережному отношению к природе, желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении. | |
7. |
| Растения — живые существа | ОНЗ | М01 таблица |
|
| ||
8. |
| В гости к деревьям | ОНЗ наблюдение | гербарий |
|
| ||
9. |
| Листвы прощальная краса | Закрепление изученного Практикум |
|
|
| ||
10. |
| Зимой и летом одним цветом | Закрепление изученного Практикум |
|
|
| ||
11. |
| Кустарники и травы | ОНЗ |
|
|
| ||
12. |
| Вторая жизнь дерева | ОНЗ Рассуждение |
|
| Разнообразие растений | ||
13. |
| Ягодная полянка (урок-игра) | поиск | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
14. |
| Зеленая аптека | дискуссия | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
15. |
| Удивительные растения мира | ОНЗ |
|
|
| ||
16. |
| Культурные растения | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор | Разнообразие растений | Познавательные: -различать, сравнивать, объединять растения в группы; — установление причинно-следственных связей; — выбор оснований для сравнения объектов; -составлять рассказ по картинкам; — готовить небольшое сообщение — выполнять тестовые задания. -значение культурных растений в жизни человека; -выявляют существенные признаки культурных растений; -описывают плоды разных растений, -работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), -работают с гербарием; -обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; -знакомятся с разными профессиями людей, -актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; — наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; -выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Регулятивные: — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; — формирование навыков самоконтроля; Коммуникативные: -работать в паре. — готовность слушать собеседника и вести диалог; — умение излагать свою точку зрения. — умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению | |
17. |
| Во саду ли, в огороде… | ОНЗ | 0709-3 таблица Презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
18. |
| Что выросло в поле | ОНЗ | гербарий |
|
| ||
19. |
| Природы милое творенье… | ОНЗ | ОМ 11 -6 таблица |
|
| ||
20. |
| Что мы узнали о растениях (обобщающий урок) | Обобщение и систематизация знаний. Викторина | МТ-18,23 Презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
Грибная полянка (4 ч) | ||||||||
21. |
| Многообразие грибов | ОНЗ | Муляжи грибов Презентация | ПК, ММ проектор |
| Познавательные: 1.Общеучебные: Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. определять вид грибов по их признакам; — извлекать информацию из рисунка-схемы; -сравнивают растения и грибы; -обсуждают правила сбора грибов; -составляют памятки безопасности; -обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; 2.Логические: — высказывать предположения и аргументировать их; — сравнивать, классифицировать предметы; — находить отличительные признаки; Коммуникативные: — работать, распределять работу в паре; — учитывать разные мнения и интересы. — умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Регулятивные планировать в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно свои действия -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; — контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); — оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении. | |
22. |
| В лес по грибы | ОНЗ Практикум | Муляжи грибов |
| Разнообразие грибов | ||
23. |
| Удивительные грибы |
|
|
|
| ||
24. |
| Проверь свои знания и умения по теме: «Грибная полянка» | Закрепление изученного |
|
|
| ||
Мохнатая азбука (22 ч) | ||||||||
25. |
| Многообразие животных | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор |
| Регулятивные: — овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии; — умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Познавательные: -проводить простейшие наблюдения за животными ( во дворе дома, за домашними питомцами). -характеризовать условия, необходимые для жизни животных. -описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. -выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб). -группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). -приводить примеры представителей разных групп животных. -рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. -объяснять необходимость создания Красной книги. — обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым — овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей; — овладение базовыми предметными понятиями; Коммуникативные: — практическое овладение навыками устного монологического и диалогического высказывания; — умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе, культуре родного края; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
| |
26. |
| В гости к млекопитающим | ОНЗ Поиск | презентация | ПК, ММ проектор | Многообразие животных | ||
27. |
| В семье друзей пернатых | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
28. |
| Забота о потомстве | Закрепление изученного |
|
|
| ||
29. |
| Удивительные птицы | Творческий урок | МТ-19(Р/р) |
|
| ||
30. |
| Наши маленькие соседи. ОБЖ. Где можно и нельзя играть | ОНЗ | 0699-2 таблица Презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
31. |
| Общественные насекомые | ОНЗ Поиск | 2269009 таблица |
|
| ||
32. |
| Приглядись и удивись | Закрепление изученного | Коллекция жуков и бабочек |
|
| ||
33. |
| В подводном мире | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
34. |
| ОБЖ. Правила поведения на воде |
|
|
|
| ||
35. |
| На суше и в воде | ОНЗ Игра | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
36. |
| Пресмыкающиеся | ОНЗ Поиск | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
37. |
| Верные друзья и помощники | ЗИМ Практикум |
|
| Многообразие животных | ||
38. |
| ОБЖ. Какие опасности подстерегают вас в природе | рассуждение |
|
|
| ||
39. |
| Проверь свои знания и умения | Закрепление изученного |
|
|
| ||
40. |
| Книга тревоги | ОНЗ рассуждение | Красная книга Презентация | ПК ММ проектор |
| ||
41. |
| Проверь свои знания и умения по теме: «Мохнатая азбука» | Обобщение и систематизация знаний |
|
|
| ||
42. |
| ОБЖ. Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения в природе | дискуссия |
|
|
| ||
43. |
| Разнообразие животного и растительного мира (урок-экскурсия) | экскурсия |
|
|
| ||
44. |
| Заповедники нашей страны (заочное путешествие) | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор |
| ||
45. |
| Экскурсия на территорию Хреновского конного завода. | экскурсия |
|
|
| ||
46. |
| ОБЖ. Меры предосторожности с огнем. Детские шалости и их последствия | дискуссия |
|
|
| ||
Творения людей вокруг тебя (2 ч) |
| |||||||
47. |
| Красота изделий народных мастеров. | ОНЗ | презентация | ПК, ММ проектор |
| Регулятивные: — самостоятельно адекватно оценивать правильность поведения во время экскурсии. Познавательные: 1.Общеучебные: -наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны. -обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать. -рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры. -знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. -рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. —наблюдают растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного села -знакомиться с достопримечательностями родного села — осуществлять поиск информации из иллюстрированного материала; — работают с разными источниками информации; — наблюдать, описывать свои наблюдения; — составлять небольшой рассказ по своим наблюдениям в устной форме. 2.Логические: — анализировать рисунки; — находить отличительные признаки. Коммуникативные: — составлять вопросы по теме; — формирование собственного мнения. — умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Личностные: — умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; — навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; — бережному отношению к природе, культуре родного края.
— желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; — стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности; — эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; |
|
48. |
| Памятники культуры на ближайших улицах родного села, (экскурсия) | экскурсия |
|
|
|
|
Итого: Контрольные работы-2
Экскурсии-4
Тест (проверочных работ) – 7
Самостоятельные работы – 4
Практические работы-8
Внеурочных занятий- 18 (36 %)