Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

«Принято»

Руководитель МО

_____________ Е. В. Михайлова

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР (по I ступени)

_____________ Е. В. Михайлова

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________ И.Н.Павлов

Приказ № ___ от «___»____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Щербаковой Юлии Викторовны

(вторая квалификационная категория)

по учебному предмету «Окружающий мир»

1 класс

Базовый уровень

Рецензент – Заместитель директора школы

по УВР (по I ступени)

Е.В.Михайлова (I КК)

2014 — 2015

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по окружающему миру

Рабочая программа разработана на основе:

федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание»,2009г.

базисного учебного плана для начальной школы;

программы общеобразовательных учреждений: О. Т. Поглазова «Окружающий мир» Программа 1-4 классы». Смоленск: Ассоциация XXI век. 2010;

примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 — 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — Примерная программа по окружающему миру (с. 270-301).

Реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»).

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

— формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

— воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

— развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

— образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

— воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.

Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.

В учебном процессе использую разнообразные формы урока: дидактические игры, уроки в парке, на улицах села, уроки-экскурсии в музей и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке тоже разнообразна: индивидуальная, в парах, в проектной группе и фронтальная.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится:

Предметная область

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по четвертям

Кол-во часов в год по четвертям

всего

I

II

III-IV

I

II

III-IV

Обществознание и

Окружающий

0

2

2

0

14

34

48

естествознание

мир

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. — Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. («Гармония»).

2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. -Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. — («Гармония»).

Часы распределены следующим образом:

Как человек познаёт окружающий мир — 5 ч.

Зелёная страна — 6 ч.

Спасибо щедрая природа — 4 ч.

Урожайные грядки — 5 ч.

Грибная полянка — 4 ч.

Мохнатая азбука — 22 ч.

Творения людей вокруг тебя — 2 ч.

Содержание программы

«Окружающий мир»

1 класс (48 часов)

Раздел «Школа и ученик»

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Пра­вила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила лич­ной гигиены школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорож­ные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).

Дидактическая игра: освоение правил поведения.

Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Окружающий мир и его изучение

Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свой­ства предметов, определяемые с помощью зрительных, слухо­вых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опы­тов. Качества, необходимые для успешного познания окружаю­щего мира: любознательность, воображение, фантазия.

Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, из­делия, созданные человеком.

Разнообразие и красота растений

Многообразие растений. Значение растений в жизни чело­века. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличитель­ные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Ра­стения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоратив­ные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.

Практические и творческие работы: дидактическая игра «Уз­най растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).

Разнообразие грибов

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми гриба­ми. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбо­ра шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефир­ные, пенициллиновые), их использование человеком.

Практические и творческие работы: рассматривание муля­жей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Разнообразие и красота животных

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие жи­вотные. Наиболее распространенные дикие и домашние живот­ные родного края.

Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, об­раз жизни, среда обитания. Наиболее распространенные живот­ные разных групп, обитающие в родном крае.

Правила безопасного поведения при встрече с разными жи­вотными.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Береж­ное отношение к животным и забота человека о сохранении мно­гообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Крас­ная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.

Отличительные признаки живого. Растения, грибы, живот­ные — живые существа.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюде­ния за повадками и образом жизни диких и домашних живот­ных; уход за животными живого уголка.

Экскурсии: в музей ХЛК.

Творения людей вокруг нас

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древеси­ны, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расхо­дование бумаги, вторичное исполь­зование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Нацио­нальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах до­мов. Бережное отношение к строени­ям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памят­ники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное от­ношение к памятникам культуры.

Творческие работы( лепка и раскрашивание фигурки из глины), экскурсия в конный завод

Требования

к результатам обучения и освоению содержания курса

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 1 класса сформируются не полько предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

— положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

— ориентация на проявление доброго отношения к людям, в том числе сверстникам;

— умению выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

— навыкам безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

— пониманию важности бережного отношения к своему здоровью;

— бережному отношению к природе, культуре родного края.

У первоклассника могут быть сформированы:

— желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

— стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

— эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

— осознание важности сохранения своего здоровья.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и

др.);

— принимать (с помощью учителя) учебно-познавательную задачу;

— планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

— действовать согласно плану, составленному учителем;

— оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Первоклассник получит возможность научиться:

— оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);

— попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

— осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

— подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

— целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

— использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

— пользоваться простыми условными обозначениями.

Первоклассник получит возможность научиться:

— осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

— классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

— строить речевое высказывание в устной форме;

— кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

— адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

— проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Первоклассник получит возможность научиться:

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

— проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

— выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

— различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам;

— определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

— сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

— различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

— называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

— приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

— описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);

— сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

— различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

— называть части тела человека;

— характеризовать признаки времён года;

— объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

— находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

— оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

— участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

— вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Первоклассник получит возможность научиться:

— ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

— соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

— следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;

— соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

— выполнять режим дня;

— рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного села;

— объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

— классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

— объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

— моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

— анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

— интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;

— осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

— осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

— создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

— понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относится к ним;

— определять наиболее распространённые в своей местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;

— обеспечивать безопасность своей жизни;

— ухаживать за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными,

— проводить наблюдения объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

— выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; знать правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Методическое и техническое обеспечение курса

1.Литература для учителя:

1.Поглазова, О. Т. Методические рекомендации (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

2.Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

3.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2010

4.Болдырева Г.Е.. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой. – Волгоград: Учитель, 2010

5.Прохорова С.Ю., Бесшапкина Э.А.. Окружающий мир Тесты. 1 класс. М.:Издательство «Грамотей», 2009.

6.Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

7. Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

2.Литература для учащихся:

1.Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

2.Поглазова, О. Т. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 4-е издание, доработанное – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3.Информационно – методические средства

1.Таблицы (строение растения, организм человека и др.)

2.Журнал «Начальная школа»,

3. Газета «1 сентября».

Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).

4.Интернет ресурсы

Официальный сайт «Гармония»(http://www.umk-garmoniya.ru)

«Ассоциация ХХ Ι век» www.ass21vek. ru.

http:www.Nachalka.com.

5.Оборудование

1.Технические средства обучения

Персональный компьютер.

Принтер

Фотокамера цифровая

2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Микроскоп

2.Глобус

3.Лупа

4.Компас

3.Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера(по возможности)

4. Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов.

5.Предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров(народов родного края)

6.Муляжи грибов, фруктов, овощей.

7.Живые объекты (комнатные растения,)

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

1) (урок изучения и первичного закрепления знаний) – УИПЗЗ;

2) (урок закрепления новых знаний и выработки умений) – УЗНЗВУ;

3) (урок комплексного использования знаний) – УКИЗ;

4) (урок обобщения и систематизации знаний) – УОСЗ;

5) (урок проверки, оценки и контроля знаний) – УПОКЗ;

6) (комбинированный урок) – КУ.

7) (экскурсия) – Э

Календарно-тематическое планирование

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи

Универсальные учебные действия

Наглядные пособия

ТСО и ИКТ

Как человек познаёт окружающий мир (5ч)

1.

Как изучают природу

ОНЗ

Т. 0964-9

Регулятивные:

-способность ориентироваться в пространстве и во времени.

— умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

1.Общеучебные:

-использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина);

— выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

— постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

2. Логические:

— уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено

— составлять описание предметов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств.

-анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков;

-выбор критериев для сравнения и классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

— умение работать в парах и индивидуально.

— формирование собственного мнения и позиции человека к познанию мира.

-умение слушать и слышать, вступать в диалог;

-участие в коллективном обсуждении проблем;

-сотрудничество в группе сверстников; уважение к другой точке зрения;

-умение договариваться и находить общее решение;

-умение убеждать и уступать.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.

2.

Твои верные помощники

ОНЗ

Органы чувств презентация

ПК, ММ проектор

Органы чувств

3.

Признаки предметов

ОНЗ практикум

МТ-9(р/р)

4.

Что нас окружает

Закрепление изученного

Гербарий. Набор фруктов (муляж)

5.

ОБЖ. Наши верные друзья на улицах и дорогах

Обобщение знаний

МТ-5

Разнообразие и красота растений (15 ч)

6.

Многообразие растений

ОНЗ

1288-1 таблица презентация

ПК, ММ проектор

Познавательные:

— установление причинно-следственных связей;

— выбор оснований для сравнения объектов;

-овладеть умением наблюдать и сопоставлять.

-наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.

-характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

-описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.

-различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).

-сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков.

-различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения.

-группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).

-рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.

-наблюдать за развитием растения из семени

Регулятивные:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование навыков самоконтроля;

Коммуникативные:

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— умение излагать свою точку зрения.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; бережному отношению к природе, желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.

7.

Растения — живые существа

ОНЗ

М01 таблица

8.

В гости к деревьям

ОНЗ наблюдение

гербарий

9.

Листвы прощальная краса

Закрепление изученного Практикум

10.

Зимой и летом одним цветом

Закрепление изученного Практикум

11.

Кустарники и травы

ОНЗ

12.

Вторая жизнь дерева

ОНЗ Рассуждение

Разнообразие растений

13.

Ягодная полянка (урок-игра)

поиск

презентация

ПК, ММ проектор

14.

Зеленая аптека

дискуссия

презентация

ПК, ММ проектор

15.

Удивительные растения мира

ОНЗ

16.

Культурные растения

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

Разнообразие растений

Познавательные:

-различать, сравнивать, объединять растения в группы;

— установление причинно-следственных связей;

— выбор оснований для сравнения объектов;

-составлять рассказ по картинкам;

— готовить небольшое сообщение

выполнять тестовые задания.

-значение культурных растений в жизни человека;

-выявляют существенные признаки культурных растений;

-описывают плоды разных растений,

-работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них),

-работают с гербарием;

-обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему;

-знакомятся с разными профессиями людей,

-актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями;

— наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют;

-выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Регулятивные:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование навыков самоконтроля;

Коммуникативные:

-работать в паре.

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— умение излагать свою точку зрения.

— умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

17.

Во саду ли, в огороде…

ОНЗ

0709-3 таблица Презентация

ПК, ММ проектор

18.

Что выросло в поле

ОНЗ

гербарий

19.

Природы милое творенье…

ОНЗ

ОМ 11 -6 таблица

20.

Что мы узнали о растениях (обобщающий урок)

Обобщение и систематизация знаний. Викторина

МТ-18,23 Презентация

ПК, ММ проектор

Грибная полянка (4 ч)

21.

Многообразие грибов

ОНЗ

Муляжи грибов Презентация

ПК, ММ проектор

Познавательные:

1.Общеучебные:

Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

определять вид грибов по их признакам;

— извлекать информацию из рисунка-схемы;

-сравнивают растения и грибы;

-обсуждают правила сбора грибов;

-составляют памятки безопасности;

-обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека;

2.Логические:

— высказывать предположения и аргументировать их;

— сравнивать, классифицировать предметы;

— находить отличительные признаки;

Коммуникативные:

— работать, распределять работу в паре;

— учитывать разные мнения и интересы.

— умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Регулятивные

планировать в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно свои действия

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

— контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

— оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.

22.

В лес по грибы

ОНЗ Практикум

Муляжи грибов

Разнообразие грибов

23.

Удивительные грибы

24.

Проверь свои знания и умения по теме: «Грибная полянка»

Закрепление изученного

Мохнатая азбука (22 ч)

25.

Многообразие животных

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

Регулятивные:

— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;

— умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные:

-проводить простейшие наблюдения за животными ( во дворе дома, за домашними питомцами).

-характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

-описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).

сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

-выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб).

-группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).

-приводить примеры представителей разных групп животных.

-рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

-объяснять необходимость создания Красной книги.

обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым

— овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей;

— овладение базовыми предметными понятиями;

Коммуникативные:

— практическое овладение навыками устного монологического и диалогического высказывания;

— умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе, культуре родного края; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

26.

В гости к млекопитающим

ОНЗ Поиск

презентация

ПК, ММ проектор

Многообразие животных

27.

В семье друзей пернатых

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

28.

Забота о потомстве

Закрепление изученного

29.

Удивительные птицы

Творческий урок

МТ-19(Р/р)

30.

Наши маленькие соседи. ОБЖ. Где можно и нельзя играть

ОНЗ

0699-2 таблица Презентация

ПК, ММ проектор

31.

Общественные насекомые

ОНЗ Поиск

2269009 таблица

32.

Приглядись и удивись

Закрепление изученного

Коллекция жуков и бабочек

33.

В подводном мире

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

34.

ОБЖ. Правила поведения на воде

35.

На суше и в воде

ОНЗ Игра

презентация

ПК, ММ проектор

36.

Пресмыкающиеся

ОНЗ Поиск

презентация

ПК, ММ проектор

37.

Верные друзья и помощники

ЗИМ Практикум

Многообразие животных

38.

ОБЖ. Какие опасности подстерегают вас в природе

рассуждение

39.

Проверь свои знания и умения

Закрепление изученного

40.

Книга тревоги

ОНЗ рассуждение

Красная книга Презентация

ПК ММ проектор

41.

Проверь свои знания и умения по теме: «Мохнатая азбука»

Обобщение и систематизация знаний

42.

ОБЖ. Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения в природе

дискуссия

43.

Разнообразие животного и растительного мира (урок-экскурсия)

экскурсия

44.

Заповедники нашей страны (заочное путешествие)

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

45.

Экскурсия на территорию Хреновского конного завода.

экскурсия

46.

ОБЖ. Меры предосторожности с огнем. Детские шалости и их последствия

дискуссия

Творения людей вокруг тебя (2 ч)

47.

Красота изделий народных мастеров.

ОНЗ

презентация

ПК, ММ проектор

Регулятивные:

— самостоятельно адекватно оценивать правильность поведения во время экскурсии.

Познавательные:

1.Общеучебные:

-наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

-обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.

-рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

-знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

-рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. —наблюдают растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного села

-знакомиться с достопримечательностями родного села

— осуществлять поиск информации из иллюстрированного материала;

— работают с разными источниками информации;

— наблюдать, описывать свои наблюдения;

— составлять небольшой рассказ по своим наблюдениям в устной форме.

2.Логические:

— анализировать рисунки;

— находить отличительные признаки.

Коммуникативные:

— составлять вопросы по теме;

— формирование собственного мнения.

— умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Личностные:

— умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

— бережному отношению к природе, культуре родного края.

— желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

— стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

— эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

48.

Памятники культуры на ближайших улицах родного села, (экскурсия)

экскурсия

Итого: Контрольные работы-2

Экскурсии-4

Тест (проверочных работ) – 7

Самостоятельные работы – 4

Практические работы-8

Внеурочных занятий- 18 (36 %)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here