Урок окружающего мира в 1 классе (1-4).
Автор программы: А.А. Плешаков
Тема: Где зимуют птицы?
Цели: — расширить знания детей о птицах;
— закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах в родных краях;
— развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
— воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе;
ответственность.
Оборудование: — магнитофон, телевизор, DVD ;
— аудиозаписи: 1 фрагмент- зима, вьюга; 2 фрагмент- лето, голоса птиц; 3 фрагмент- голоса птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, петух.;
— репродукции картин: М.А. Врубель «Царевна Лебедь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Дворик. Зима.»;
— глобус;
— картинки птиц: петух, гусь, воробей; ворона, дятел, сорока, сова, галка, синица, поползень, голубь; ласточка, соловей, скворец, кукушка, журавли, грач, жаворонок, дрозд;
— маленькие кольца, которые одевают на лапки птицам;
-книги, справочники, энциклопедии;
— кормушка;
— плакат «В зимнем парке»;
— расписные деревянные изделия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Оздоровительная минутка «Ветер» С.Есенин (дети выполняют упражнения).
Осторожно ветер Пожурил за что-то
За калитку вышел, Воробьев знакомых.
Постучал в окошко, И, расправив гордо
Пробежал по крыше, Молодые крылья,
Покачал тихонько Полетел куда-то
Ветками черемух, Вперемешку с пылью.
II. Постановка темы, цели урока.
Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети слушают с закрытыми глазами):
1фрагмент — зима, зимний ветер, вьюга;
2фрагмент – лето, голоса птиц.
Беседа по прослушанному:
-Что услышали и представили по 1 фрагменту?
-А что прозвучало во 2 фрагменте?
— Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?
Ответы детей.
-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь?
III. Актуализация знаний.
а)Рассказ учителя.
С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают животным выжить в трудное для них зимнее время.
Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов.
Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные.
И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах.
Показ репродукций картин.
Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи.
Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных изделиях (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной.
Показ деревянных изделий.
б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)
1.В деревне есть часы такие, 2.Мальчишка в сером армячишке
Не мертвые, а живые По дворам шныряет,
Ходят без завода, Крохи подбирает.
Они птичьего рода. (Петух.) (Воробей.)
3.Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)
-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?
Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)
— Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
IV. Работа по теме урока.
Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах.
1 команда — «Соловьи».
2 команда — «Синицы».
1. Конкурс «Знатоки птиц».
Загадки- описания птиц 1 команды :
1.Криком «Карр!» нам докучает Из сухих опавших веток
Птица эта круглый год,- На березе вьет жилье,
И когда мороз крепчает, Что- как шапка…
И когда весна идет. Кто же это? (Звать вороною ее.)
2.Я весь день ловлю жучков 3. В лесу под щебет, звон и свист,
Уплетаю червячков. Стучит лесной телеграфист:
В теплый край я не летаю, «Здорово, дрозд- приятель!»
Здесь, под крышей обитаю. И ставит подпись…
Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…(Воробей.) (Дятел.)
4.Птица эта- пестровата: 5. И в лесу, заметьте, дети
За ворону бы сошла,- Есть ночные сторожа.
С тем отличием, ребята, Сторожей боятся этих
Что с боков она бела. Мыши, прячутся дрожа!
И трещит с самого утра: Очень уж суровы
«Пора! Пора!» А что- пора? Филины и … (Совы.)
Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.)
— Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
— Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете?
Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.)
Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску.
Вывод :
— Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.)
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!
— Как можно помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Учитель напоминает о правилах техники безопасности в зимнее время.
Обратить внимание детей на плакат и кормушку в классе.
— Очень наблюдательные ребята с родителями к нашему уроку сфотографировали оседлых птиц и сделали выставку и фильм.
Выставка фотографий «Птицы зимой.»
Просмотр фильма.
Физминутка.
Руки подняли и покачали- В стороны руки, плавно помашем-
Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят.
Руки согнули, кисти встряхнули- Как они сядут, тоже покажем-
Ветер сбивает росу. Крылья сложим назад.
V.Продолжение работы по теме урока:
— Конкурс знатоков птиц продолжается!
Загадки- описания птиц 2 команды :
1.Угадайте, что за птичка- 2.Кто без нот и без свирели
Темненькая невеличка Лучше всех выводит трели,
Беленькая с живота, Голосистее, нежней?
Хвост раздвинут в два хвоста. Кто же это?
(Ласточка.) (Соловей.)
3.Нам в хозяйстве помогает 4.Встали бра на ходули,
И охотно заселяет Ищут корма по пути.
Деревянный свой дворец На бегу ли, на ходу ли
Темно- розовый… Им с ходулей не сойти.
(Скворец.) (Журавли.)
5.Что за весенняя черная птица 6.Еще в низинах снег и лед,
Любит за плугом ходить и кормиться? Но небеса весенние,
Что за весенняя черная птица И он летает и поет,
Прямо на трактор чуть не садится? Блистая оперением.
(Грач.) Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянуться растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
— Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы!
-Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут!
Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску.
Вывод: — Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места?
Ответы детей.(Перелетные птицы.)
На глобусе показать перемещение птиц.
-Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы!
2.Конкурс «Почемучка».
Учитель:
1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края,
а дятлы остаются зимовать?
Ответы детей:
— Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.
— Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.
Учитель:
2 вопрос: Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица?
Ответы детей:
-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Учитель:
3 вопрос: -Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места?
Ответы детей:
— Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.
Учитель:
— Молодцы!
— Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым?
— Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!
Рассматривание колец.
Учитель:
— Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета вместе с родителями.
Выставка книг, справочников, энциклопедий про птиц.
VI. Закрепление.
1.Тест «Третий лишний»— карточки по вариантам.
а) ласточка б) скворец
зяблик поползень
дятел журавль
Самопроверка.
На доску вывешиваются карточки с ответами.
2. Викторина «Отгадай птицу по голосу».
Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби.
Ответы детей.
— Молодцы!
6. Итог урока.
Обобщение.
Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
1.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Учитель:
— Спасибо!
Заключительное слово:
— Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.
— Итак, где же зимуют птицы?
Ответы детей.
(Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.)
Учитель:
— Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы!
Поощрительные призы.