Урок окружающего мира в 1 классе (1-4).

Автор программы: А.А. Плешаков

Тема: Где зимуют птицы?

Цели: — расширить знания детей о птицах;

— закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах в родных краях;

— развивать наблюдательность, воображение, речь, память;

— воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе;

ответственность.

Оборудование: — магнитофон, телевизор, DVD ;

— аудиозаписи: 1 фрагмент- зима, вьюга; 2 фрагмент- лето, голоса птиц; 3 фрагмент- голоса птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, петух.;

— репродукции картин: М.А. Врубель «Царевна Лебедь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Дворик. Зима.»;

— глобус;

— картинки птиц: петух, гусь, воробей; ворона, дятел, сорока, сова, галка, синица, поползень, голубь; ласточка, соловей, скворец, кукушка, журавли, грач, жаворонок, дрозд;

— маленькие кольца, которые одевают на лапки птицам;

-книги, справочники, энциклопедии;

— кормушка;

— плакат «В зимнем парке»;

— расписные деревянные изделия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Оздоровительная минутка «Ветер» С.Есенин (дети выполняют упражнения).

Осторожно ветер Пожурил за что-то

За калитку вышел, Воробьев знакомых.

Постучал в окошко, И, расправив гордо

Пробежал по крыше, Молодые крылья,

Покачал тихонько Полетел куда-то

Ветками черемух, Вперемешку с пылью.

II. Постановка темы, цели урока.

Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети слушают с закрытыми глазами):

1фрагмент — зима, зимний ветер, вьюга;

2фрагмент – лето, голоса птиц.

Беседа по прослушанному:

-Что услышали и представили по 1 фрагменту?

-А что прозвучало во 2 фрагменте?

— Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?

Ответы детей.

-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь?

III. Актуализация знаний.

а)Рассказ учителя.

С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают животным выжить в трудное для них зимнее время.

Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов.

Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные.

И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах.

Показ репродукций картин.

Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи.

Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных изделиях (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной.

Показ деревянных изделий.

б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)

1.В деревне есть часы такие, 2.Мальчишка в сером армячишке

Не мертвые, а живые По дворам шныряет,

Ходят без завода, Крохи подбирает.

Они птичьего рода. (Петух.) (Воробей.)

3.Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь.)

-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?

Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)

— Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.

IV. Работа по теме урока.

Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах.

1 команда — «Соловьи».

2 команда — «Синицы».

1. Конкурс «Знатоки птиц».

Загадки- описания птиц 1 команды :

1.Криком «Карр!» нам докучает Из сухих опавших веток

Птица эта круглый год,- На березе вьет жилье,

И когда мороз крепчает, Что- как шапка…

И когда весна идет. Кто же это? (Звать вороною ее.)

2.Я весь день ловлю жучков 3. В лесу под щебет, звон и свист,

Уплетаю червячков. Стучит лесной телеграфист:

В теплый край я не летаю, «Здорово, дрозд- приятель!»

Здесь, под крышей обитаю. И ставит подпись…

Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…(Воробей.) (Дятел.)

4.Птица эта- пестровата: 5. И в лесу, заметьте, дети

За ворону бы сошла,- Есть ночные сторожа.

С тем отличием, ребята, Сторожей боятся этих

Что с боков она бела. Мыши, прячутся дрожа!

И трещит с самого утра: Очень уж суровы

«Пора! Пора!» А что- пора? Филины и … (Совы.)

Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.)

— Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?

Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

— Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете?

Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.)

Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску.

Вывод :

— Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.)

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!

— Как можно помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Учитель напоминает о правилах техники безопасности в зимнее время.

Обратить внимание детей на плакат и кормушку в классе.

— Очень наблюдательные ребята с родителями к нашему уроку сфотографировали оседлых птиц и сделали выставку и фильм.

Выставка фотографий «Птицы зимой.»

Просмотр фильма.

Физминутка.

Руки подняли и покачали- В стороны руки, плавно помашем-

Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят.

Руки согнули, кисти встряхнули- Как они сядут, тоже покажем-

Ветер сбивает росу. Крылья сложим назад.

V.Продолжение работы по теме урока:

— Конкурс знатоков птиц продолжается!

Загадки- описания птиц 2 команды :

1.Угадайте, что за птичка- 2.Кто без нот и без свирели

Темненькая невеличка Лучше всех выводит трели,

Беленькая с живота, Голосистее, нежней?

Хвост раздвинут в два хвоста. Кто же это?

(Ласточка.) (Соловей.)

3.Нам в хозяйстве помогает 4.Встали бра на ходули,

И охотно заселяет Ищут корма по пути.

Деревянный свой дворец На бегу ли, на ходу ли

Темно- розовый… Им с ходулей не сойти.

(Скворец.) (Журавли.)

5.Что за весенняя черная птица 6.Еще в низинах снег и лед,

Любит за плугом ходить и кормиться? Но небеса весенние,

Что за весенняя черная птица И он летает и поет,

Прямо на трактор чуть не садится? Блистая оперением.

(Грач.) Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянуться растения,

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

— Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы!

-Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут!

Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску.

Вывод: — Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места?

Ответы детей.(Перелетные птицы.)

На глобусе показать перемещение птиц.

-Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы!

2.Конкурс «Почемучка».

Учитель:

1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края,

а дятлы остаются зимовать?

Ответы детей:

— Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.

— Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.

Учитель:

2 вопрос: Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица?

Ответы детей:

-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Учитель:

3 вопрос: -Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места?

Ответы детей:

— Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.

Учитель:

— Молодцы!

— Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым?

— Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!

Рассматривание колец.

Учитель:

— Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета вместе с родителями.

Выставка книг, справочников, энциклопедий про птиц.

VI. Закрепление.

1.Тест «Третий лишний»— карточки по вариантам.

а) ласточка б) скворец

зяблик поползень

дятел журавль

Самопроверка.

На доску вывешиваются карточки с ответами.

2. Викторина «Отгадай птицу по голосу».

Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби.

Ответы детей.

— Молодцы!

6. Итог урока.

Обобщение.

Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима!

3.Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4.Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Учитель:

— Спасибо!

Заключительное слово:

— Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

— Итак, где же зимуют птицы?

Ответы детей.

(Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.)

Учитель:

— Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы!

Поощрительные призы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here