МБОУ «Новорогачинская СОШ»

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Бирюкова Лариса Ивановна ______________________________

Предмет окружающий мир Класс 3 «А»

Тема урока Четыре царства живой природы

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Бирюкова Л.И

Предметная область: окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: Окружающий мир 3 класс «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Тема урока: Четыре царства живой природы

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

— формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи

в природе.

Средства (оборудование):

1) учебник по окружающему миру (УМК «Планета знаний» Ивченкова);

2) карточки с заданиями;

3) слайдовая презентация

4) листы самооценки.

Основные понятия — «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»

Межпредметные связи — литературное чтение

Организация пространства — работа с классом фронтальная, в малых группах, индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Орг. момент

Цель: самоопределение к деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

II этап. Актуализация к учебной деятельности

Цели и задачи, которые хочет достичь учитель:

выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы

Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать.

— Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Учитель читает загадку, Слайд №1 « Природа»

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

— А что такое природа?

— Какая бывает природа?

— А живем мы с вами на планете?

Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное.

— А вы, хотите побывать в этих царствах?

— Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие?

— Какой будет тогда тема нашего урока?

Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы»

На доске открывается карточка с надписью

« Царства живой природы»

Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название

Приветствуют учителя, гостей.

Настраиваются на работу. ( коммун.УУД)

Вступают в диалог с учителем.

Аргументируют свои ответы:

Дети смотрят на слайд

Дети: Природа.

Природа – это все, что нас окружает.

Живая и неживая.

Земля.

Выдвигают предположения о теме урока.

Да

Узнать эти царства

  • Сколько царств в природе?

  • Кто населяет эти царства?

  • Как живется их обитателям!

III этап. Изучение нового материала

Цель: открытие нового знания,

организация

учебной деятельности.

Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы, уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение.

Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель:

исследовать царства живой природы, выделить основные понятия.

Задачи:

Умение аргументировать свои ответы;

развивать коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание;

устанавливать связь между представителями этих царств;

самостоятельно находить ответ на заданные вопросы, строить диалог;

формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога;

уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

Формы и методы изложения нового материала:

беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала;

самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала;

работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов;

Физминутка

Работа по учебнику

Цель: найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста.

Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе,

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

IV этап. Закрепление изученного материала

Учебная цель перед обучающимися:проверить усвоение темы

Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону

Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания. Слайд 3 Загадка

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!

Слад 4 «Лес»

— Какие растения леса вы знаете?

— На какие группы они делятся?

— Какую пользу они приносят?

— Какое название дадим этому царству? ( Растения)

Дополняем таблицу на доске царства «Растения»

Слайд № 5 Отличие растений от животных

Для кого в природе лес служит домом ?

На какие группы делятся животные?

— В чем их отличие? (по месту обитания)

— По способу питания?

— Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные)

Слайд. № 6 « Животные»

Дополняем таблицу на доске «Животные»

В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу?

Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много.

— А вы собирали грибы?

— Какие грибы есть в нашей местности?

Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему?

— Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?

Слайды № 7-8 — 9 «Грибы»

Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»

— А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.

( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

-Кто написал эту сказку и как она называется?

-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.

Слайд № «Бактерии»

Сообщения детей ( 2 ученика)

-Какое же название дадим этому царству? (Бактерии)

Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии»

— Сколько же царств, у нас получилось?

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.

Эти царства хранят много тайн и загадок.

Их изучением занимаются различные науки

Слайд № Царства природы

Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу

— Что означают стрелки между царствами?

Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества)

Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.

-Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?

Прочитайте последний абзац текста на с. 78

— Представители, какого царства готовы отвечать?

Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

— Чем различаются условия жизни в этих средах?

Работа в группах:

1. Какие правила охраны нужны для этого царства ?

Слайд № Игра «Четвертый лишний»

  1. Мухомор, лисичка, подберезовик, белый гриб.

  2. Волк, олень, лев, тигр.

  3. Кошка, леопард, собака, корова.

  4. Кит, слон, жираф, муравей.

Слайд № Проверка

  1. Мухомор (несъедобный гриб)

2. Олень (растительноядный)

3. Леопард (дикое животное)

4. Муравей (насекомое) Кит (водная среда обитания)

(Регул и личн. УУД)

Читают про себя загадку

Отгадка. Лес

Дуб, береза, рябина, цветы

Деревья, кустарники, травы.

Дают кислород, защищают от солнца

Растения

Лес — это дом для ….. ( животных)

Дикие и домашние

Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком

Хищные и растительноядные

Животные

Цветы, ягоды, грибы.

Маслята, шампиньоны, грузди,опята

Нет

Съедобные и несъедобные.

Ответы детей

Грибы

( К. Чуковский, « Мойдодыр»)

Сообщения детей о бактериях

  1. ученик Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой

Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

Бактерии

В природе существуют 4 царства.

Выполняют упражнения по команде учителя

Связь между собой

Читают текст в учебнике про себя

наземно- воздушную ( птицы)

водную (рыбы),

почвенную (черви),

Болезнетворные бактерии в других живых существах.

Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним.

Дети составляют правила охраны

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.

( познават. И регул. УУД )

V этап Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы

Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

VI этап Задание на дом.

Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору.

Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный материал, развивать творческие способности обучающихся.

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

— Какие задачи на урок мы ставили?

— Все ли мы исследовали в этих Царствах?

Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше.

Это и будет вашим творческим домашним заданием.

Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.

— Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.

Предлагает закончить предложения:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

Творческое

Подготовить сообщение о понравившимся царстве

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Узнать, какие царства природы есть

Нет

Дети выходят доске и определяют цветочек в понравившееся царство.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. ( регулятивные ууд

Карточки для записи предложений

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here