Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», программа «Школа России»
Тема |
Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| |||
Земля и человечество 10 часов | ||||||
1. | Мир глазами астронома. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
| Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
| Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; Извлекать из текста цифровые данные, выписывать их в рабочую тетрадь; Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
2. | Планеты Солнечной системы. | |||||
3. | Звездное небо – Великая книга Природы. | |||||
4. | Мир глазами географа | |||||
5. | Мир глазами историка. | |||||
6. | Когда и где? | |||||
7. | Мир глазами эколога. | |||||
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. | |||||
9. | Наши проекты. | |||||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Земля и человечество» | |||||
Природа России 11 часов | ||||||
11 | Равнины и горы России | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
| Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
| Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, знакомиться с картой природных зон, сравнивать её с физической картой России, высказывать предположения о причинах смены зон, осуществлять самопроверку; Характеризовать природу зон; Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном и растительном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
| |
12. | Моря, озера и реки России | |||||
13. | Природные зоны России | |||||
14. | Зона арктических пустынь. | |||||
15. | Тундра. | |||||
16. | Леса России. | |||||
17. | Лес и человек. | |||||
18. | Зона степей. | |||||
19. | Пустыни. | |||||
20. | У Черного моря. | |||||
21. | Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Природа России» | |||||
Родной край – часть большой страны 12 часов | ||||||
22. | Наш край | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
| Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, определять полезные ископаемые своего края, их свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах и степях родного края; Работать в паре: знакомиться с политико — административной картой России, находить на политико –административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать о ней по карте; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
23. | Поверхность нашего края. | |||||
24. | Водоемы нашего края. | |||||
25. | Наши подземные богатства. | |||||
26. | Земля-кормилица. | |||||
27. | Жизнь леса. | |||||
28. | Жизнь луга. | |||||
29 | Жизнь пресного водоема. | |||||
30. | Растениеводство в нашем крае. | |||||
31. | Животноводство в нашем крае. | |||||
32. | Наши проекты | |||||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Родной край – часть большой страны» | |||||
Страницы всемирной истории 6 часов | ||||||
34. | Начало истории человечества | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
| Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; Анализировать иллюстрации учебника; Рассказывать на основе экскурсий в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; Понимать роль археологии в изучении первобытного общества; Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
| |
35. | Мир древности: далекий и близкий | |||||
36. | Средние века: время рыцарей и замков | |||||
37. | Новое время: встреча Европы и Америки | |||||
38. | Новейшее время: история продолжается сегодня | |||||
39. | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» | |||||
Страницы истории отечества 21 час | ||||||
40. | Жизнь древних славян | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
| Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Анализировать карту расселения племён древних славян; Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; Моделировать древнеславянское жилище; Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь; Работать с терминологическим словариком; Рассказывать о поединках, битвах, об изменении политики в отношении Золотой Орды, о реформах Петра I, о Бородинском сражении; Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
| |
41. | Во времена Древней Руси | |||||
42. | Страна городов | |||||
43. | Из книжкиной сокровищницы Древней Руси | |||||
44. | Трудные времена на Русской земле | |||||
45. | Русь расправляет крылья | |||||
46. | Куликовская битва | |||||
47. | Иван III | |||||
48. | Мастера печатных дел | |||||
49. | Патриоты России | |||||
50. | Петр Великий | |||||
51. | Михаил Васильевич Ломоносов | |||||
52. | Екатерина Великая | |||||
53. | Отечественная война 1812 года | |||||
54. | Страницы истории XIX века | |||||
55 | Россия вступает в XX век | |||||
56. | Страницы истории 20–30-х годов | |||||
57. | Великая война и Великая Победа | |||||
58. | Страна, открывшая путь в космос | |||||
59.и проекты. | Наши проекты | |||||
60. | Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Страницы истории отечества» | |||||
Современная Россия 8 часов | ||||||
61. | Основной закон России и права человека | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
| Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения; Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; Работать с терминологическим словариком; Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
62. | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | |||||
63. | Мы- граждане России | |||||
64. | Славные символы России | |||||
65. | Такие разные праздники | |||||
66. | Путешествие по России | |||||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения .Обобщающий урок по теме «Современная Россия» | |||||
68. | Наши проекты. |