Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «­­­­­Перспективная начальная школа»

Шульц Елены Александровны

учителя начальных классов

БОУ «­Средняя общеобразовательная школа № 47

с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема: Субтропическая зона России

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Планируемые результаты:

  • сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

  • сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

  • сформируются начальные формы рефлексии;

  • сформируется базовый уровень умения характеризовать субтропическую зону России

Личностные (ЛР): формирование умения выстраивать речевые высказывания

Метапредметные (МПР):

Регулятивные

– формирование начальных форм рефлексии

Познавательные

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

— формирование умений отличать животных и растений субтропической зоны

Коммуникативные

— формирование умений работать в статичных группах и парах

Цель урока: Формирование образовательных компетенций(информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Субтропическая зона России».

Основные понятия: субтропики, парк «Дендрарий», Красная Книга России

Межпредметные связи: экология, история, география,

Место урока в разделе: заключительный урок по разделу «Природные зоны России»

Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, цветные квадратики для групп, карточки для работы в парах, карточки для самооценки.

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу.

Слушают заданные установки учителя

Коммуникативные, регулятивные

2. Актуализация знаний

Организует беседу с учащимися:

— Прощаться с пустыней не будем спешить-

О ней сейчас будем говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении послушаем рассказ.

Учатся понимать на слух.

Познавательные, коммуникативные

3. Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего задания

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Познавательные, коммуникатив

ные, личностные

4. Постановка цели урока

Организует работу всего класса в разгадывании кроссворда для определения темы урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

Слайд 3

— 1.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок? (лиственница)

2.У этого растения твердый каменистый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, листья похожи на вязальные спицы (саксаул)

3. Дерево из зоны лесов (дуб)

4.Короткое название ледяной зоны (Арктика)

5 Красивая грациозная антилопа из пустыни (Джейран)

6. Ягода из тундры (морошка)

7. Растения, живущие в толще воды ( планктон)

8. Лед кругом, а эти птицы не боятся простудиться(пингвин)

9. Редкая хищная птица, которая охотится на леммингов( кречет)

10. Жалит пчелка, к сожаленью. И ужилить змейка может, это строчное растенье, ты не тронь- ужалит тоже (крапива)

Работают группой, формулируют тему урока («Отгадай кроссворд») и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками;

Регулятивные, познавательные

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Организует беседу с учащимися:

— Что же друзья, пора в дорогу!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Слайд 4

— Обратимся к карте- помощнице(стр. 60-61 учебника). Что же она нам расскажет?

Слайд 5

— В субтропической зоне России кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером?

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Климат здесь умеренный. Солнце посылает сюда почти прямые лучи. Оно за лето нагревает море, а затем море отдает побережью тепло зимой. Посмотрите на карту. Какие горы находятся прямо у самого побережья?

— Да, это высокие молодые горы. Они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому в этой зоне умерено жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю много влаги, и она же задерживается горами.

— Что же означает слово «субтропики»?

(дети открывают «Толковый словарь» и находят ответ на поставленный вопрос)

Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта.

Учатся строить высказывания в устной форме.

Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной.

Учатся понимать на слух.

Регулятивные, познавательные

6. Физминутка

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Организует работу в статичных парах для определения темы урока.

Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся.

-Предлагаю поделиться на 3 группы по цвету квадратика, которые получили в начале урока. Зеленый цвет- это группа ботаников, желтый – это зоологи, а красный цвет – экологи. Присоединяйтесь, ребята! (Учащиеся рассаживаются по группам)

-Об удивительном многообразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются.

Предлагаю узнать о таком заповеднике, собрав пазлы. ( Вызываются 3 желающих с каждого ряда).

Слайд 6

-Давайте, заслушаем ботаников.

(Учащиеся рассказывают сообщения, заранее подготовленные о растениях, о «Дендрарие»)

-Спасибо, послушаем выступления зоологов.

— А сейчас заслушаем экологов.

— Очень стыдно за поведение людей, которые не задумываются о природе.

-Спасибо, за работу.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Подготовленные учащиеся читают сообщения, остальные слушают и задают вопросы.

Познавательные, коммуникатив-

ные, личностные

8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез

-Откройте ТПО на стр. 37, № 59. прочитайте задание.

— Какие растения Черноморского побережья рассматривали на уроке? Запишите их в таблицу.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

— Используя текст учебника на стр. 116-117, заполните графу «Животные»

Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами.

Ребята работают самостоятельно.

Познавательные,

личностные

Регулятивные, личностные

9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Подводит к оценке усвоения с материалом.

-Наше путешествие- исследования по природным зонам России подошло к концу. Давайте попробуем соотнести животных и растений, обитающих в различных зонах.

Слайд 7

— Спасибо за работу, справились.

Выполняют упражнение

Регулятивные,

10.Объяснение и понимание домашнего задания

Объясняет домашнее задание.

-Ребята, откройте дневники. Запишите задание на дом: стр. 177-181, чтение и ответы на вопросы. И еще одно творческое задание: придумать правила безопасности поведения на море, составить памятку для отдыхающих на море «Как правильно загорать»

Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

11. Рефлексия

Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению

— Какие трудности были сегодня на уроке?

— Остались ли вы довольны своей работе на уроке?

-Спасибо за работу на уроке …(перечислить активно работающих на уроке). Урок окончен!

Заполняют листы самооценки, продолжают фразы

Регулятивные

Использованные источники и литература:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011. 

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011. 

  3. http://www.mestagde.ru/article/a-15.html

  4. http://strangeworlds.at.ua/news/mnogovekovye_ldy_arktiki_polnostju_rasstajali/

  5. http://hvac.livejournal.com/476522.html

  6. http://www.tutopt.ru/ad27595.htm&tellafriend=1

  7. http://www.turclubplushiha.ru/old/index.php?option=com_

  8. http://www.zhivotnye-belarusi.ru/redkue_guvotnue_belorussii/ris/

  9. http://900igr.net/fotografii/biologija/ZHivotnyj-mir-Rossii/017-Lesnaja-zona.html

  10. http://www.nextonmarket.com/products/566702

  11. http://ru.depositphotos.com/search/arbusto-st100.html

  12. http://900igr.net/kartinki/geografija/Zona-stepej/056-Nazovi-zhivotnykh-stepi.html

  13. http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=1450

  14. http://www.akzia.ru/politics/30-03-2006/1479.html

  15. https://www.google.com/url?q=http://videouroki.net/look/superfizmin/ped-kopilka.

  16. http://anyamashka.ru/photo/animashki/spasibo/animacija_kartinka_spasibo

  17. http://smayli.ru/smile/detia-861.html

  18. http://smayli.ru/smile/transporta-914.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here