Урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу». 3 класс.
Цель урока: сформировать представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе.
Задачи:
Предметные
-
на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
-
Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
-
Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.
-
·
Метапредметные
Личностные
-
Формировать интерес к познанию окружающего мира
-
Познавательные
-
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.
Регулятивные
-
принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные
-
учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
-
развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
Оборудование:
-
иллюстрации картин природы,
-
картинки с животными,
-
карточки с заданиями,
-
карточка – художественное описание времён года.
I. Вступительная часть.
Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.
Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.
Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:
— уважать позицию товарища;
— не обижать и не обижаться;
— быть внимательным;
— соблюдать тишину;
— слушать и слышать друг друга;
— участвовать всем.
II. Презентация каждой группы.
Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.
По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года
III. Актуализация знаний.
С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.
Выберите правильный ответ, обсудив в группах.
-
Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
-
Наступление времён года зависит от деятельности человека.
Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.
Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.
На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.
Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?
Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.
IV. Художественный текст.
Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)
Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.
Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.
Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света — пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.
Физминутка.
Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем —
Крылья сложили назад.
V. Неживая природа.
Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.
VI. Живая природа.
Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.
Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.
А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.
лето — заяц | |
осень – лиса | зима — волк |
Как, в какие группы можно объединить этих животных?
VII. Птицы.
На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.
Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?
VIII. Блиц-турнир “Знайка”.
-
для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
-
для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
-
для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
-
для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?
IX. Экология.
Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)
Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).
X. Заключение.
Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,
делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.
Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.