Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»
Тема «Пернатые изобретатели»
Учитель начальных классов МБОУ ТСОШ
Петухова Алена Владимировна
2013г
Цель: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания на основе работы с разными источниками информации.
Задачи: формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные : — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные: — целеполагание, как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
— планирование (составление плана выполнения задания в группах);
— прогнозирование (выдвижение гипотез о приспособлениях птиц к полету);
— контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно);
— коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике);
— оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные:
1.Общеучебные универсальные действия:
— формулирование темы урока;
— поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения.
2.Универсальные логические действия:
— анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
— синтез как составление целого из частей;
— выбор оснований для сравнения;
— подведение под понятия, распознавание объектов;
— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
— выдвижение гипотез.
3. Постановка и решение проблемы:
— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные:
— умение слушать и вступать в диалог;
— участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, перья птиц, лупы.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
Мотивация | Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать!
На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами.
|
|
|
Актуализация знаний |
| Откладывают яйца
Летают
Тело покрыто перьями |
|
Проблема урока |
Все ли птицы летают?
– У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями – из картона и бумаги).
– Как вы думаете, какой из самолетов будет двигаться быстрее? Каким должен быть самолет, чтобы он хорошо летал? Проверим на практике правильность предположений.
Давайте разберемся, что означают слова: «изобретатели» и «пернатые» – Как птицам удается летать? – Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
| Птицы
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Практическая работа
Ответы учащихся
Учащиеся делятся на группы
|
|
Решаем проблему. Открываем новое знание | Раздает задание группам | Работа в группах, выполнение задания 1 группа «Спроси у взрослых»: Какую роль играют крылья в полете птицы? Почему у птиц не намокают перья, когда они плавают? (воспользуйтесь иллюстрациями в учебнике на с.105-106) 2 группа «Работа с текстом»: Из текста на с.104-105 выделить информацию о приспособлениях птиц для полета. 3 группа «Наблюдения в природе»: С помощью лупы рассмотрите строение птичьего пера. Определите, с какой части тела данные перья. Какую роль играют перья в жизни птицы? Используйте слова-помощники: пуховые, маховые, рулевые, покровные. |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
| Взаимообмен знаниями (отчет групп) |
|
Применение новых знаний | Подумайте! В чем достоинства полетов? Почему крупным животным летать труднее, чем мелким? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? |
|
|
Итог | Сегодняшний урок мы начали с самолетиков. На самом деле, если вернуться к истокам, то благодаря птице, человек изобрел самолет, наблюдая за её полетом.
По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час. Часто полёт проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз. Некоторые мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. А мы это расстояние на самолете преодолеваем за 4 часа. Неслучайно самолёт назвали железной птицей.
– Дайте оценку работы групп. Как работала ваша группа? Другие группы?
|
Рефлексия |
|