Окружающий мир
3 класс
Автор разработки:
учитель начальных классов: Синельщикова Л.И.
2012г.
Тема:
Как сохранить разнообразие растений на Земле.
Цели урока:
-
Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение.
-
Привлечь учащихся к экологическим проблемам. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.
-
Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
-
Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
-
Развивать исследовательские, оценочные, презентационные умения.
Оборудование:
-
компьютерная презентация к уроку «Что я знаю о растениях».
-
учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой. (УМК 21 век)
-
оценочные листы.
Оргмомент Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Дорогие друзья! Наш сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся каждый день, но многого о них не знаем, топчем их, а порой вытираем о них ноги. Вся наша жизнь связана с ними, зависит от них, но мы их не ценим и очень обижаем.
Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить!!! Кто же они???
Вы сможете дать правильный ответ, отгадав загадки. Слайд 2.
Это наши друзья – РАСТЕНИЯ. Слайд 3.
II. Актуализация опорных знаний о растениях.
1.Мозговой штурм. Верно ли, что…..
Лист – удивительный «повар».
У простого листа на одном черешке одна листовая пластинка, а у сложного — две.
Листья не способны испарять воду.
Растения для себя вырабатывают пищу сами и щедро делятся этой пищей с нами.
Растения дышат углекислым газом.
Растения прекрасные и совсем не опасные.
По стеблю передвигаются вода и питательные вещества от корня к листьям и от листьев к корням, к цветкам, плодам.
Стебель служит растению опорой и связывает все части растения.
Мир растений делится на 6 групп.
Мхи имеют стебель, лист и корень.
Хвойные растения – самая многочисленная на Земле группа растений.
Цветковые растения имеют красивые цветы и приятный аромат, чтобы радовать человека.
2. Заполнить схемы
Учитель: Молодцы. А теперь обобщим полученные знания о растениях. Работать будете в парах, ответы на заданные вопросы будете заносить в оценочные листы. После проверки оцениваете свои знания знаком «+» или «-«. Затем вы подсчитываете количество правильных ответов – оценка ваших знаний по изученной теме.
Презентация «Что я знаю о растениях» сопровождается сообщениями учащихся.
Слайд 4.
Давайте послушаем правильный ответ, который нам даст Всезнайка
Всезнайка: Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре- богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир
А теперь послушаем госпожу Флору, она расскажет вам о значении растений на Земле.
(выступление ученицы)
Как хорошо, что на Земле есть растения. Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища.
Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения лекарственные. Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей. Не могут люди обойтись и без древесины.
Вывод: Возможна ли жизнь на Земле без растений?
а) растение – источник пищи для человека и животного;
б) растения улучшают природную среду;
в) растения – материал для деятельности людей.
Слайд 5.
Ответ-обобщение: Цветковые растения — это те, которые цветут хотя бы раз в жизни. Из перечисленных растений это роза, липа, одуванчик, репейник. Липа – дерево, цветущее последним из всех деревьев.
Слайд 6.
Ответ- обобщение: От названия этого дерева происходит и современное слово «лауреат».
Слайд 7.
Ответ-обобщение: Самые мелкие из них — величиной с крупного шмеля. Не садясь на растение, птичка на лету высасывает нектар из цветка язычком.
Слайд 8.
Итог: теперь подсчитайте количество правильных ответов, это ваша отметка по изученной теме.
-
Физкультминутка.
Учитель называет различные растения из ранее пройденной темы (например: дуб, осина, ромашка, сирень, подорожник, боярышник, береза, шиповник, полынь, одуванчик, ель, крапива, черная и красная смородина, сосна). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед — кустарники, стоят в полный рост – дерево.
III. Постановка темы и задач урока..
Растения существуют на Земле с давних времен, они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует большое количество видов различных растений. Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается. Поэтому возникает вопрос о том, как сохранить все разнообразие растений на планете.
Исходя из темы урока, попробуем сформулировать его цель.
Цель: Выяснить в чем причины исчезновения и сокращения численности растений, познакомиться с мерами по их охране и редкими, охраняемыми растениями области. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе.
IV. Работа по теме урока. Стадия осмысления.
-
Беседа о влиянии хозяйственной деятельности человека на растения.
Учитель: В течение 2-3 последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Человечество никогда не перестанет нуждаться в жилье, мебели, топливе, пище. Другое дело, что, добывая все это из леса, нужно разумней относиться к его богатству. Надо жить, думая о будущем.
Хороший хозяин бережет свой дом, делает его уютнее и красивее, а Земля – наш общий дом. Давайте о ней заботиться все.
-
Влияние туристического отдыха на природу.
Учитель: Итак, мы поняли, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека. А сколько растений губят туристы?
(Сценка «Туристы на природе»)
Туристы на природе.
Ах, до чего ж за городом приятно и красиво!
От свежего воздуха кружиться голова.
В одной авоське колбаса, в другой авоське чипсы.
Вокруг растут березы и прочие дрова.
Васек, иди-ка дерево спили, да на поленья поруби.
Сейчас костерчик разведем, да картошки напечем.
Вруби-ка, Серый, громче маг, ты, Птаха, отступи на шаг
Соорудим здесь костерок. Все окей, все будет спок!
Забудьте все – то был мираж! Продолжается кураж!
И пошла у них работа: Там березу рубит кто-то,
Кто-то хворост собирает, да в костер его таскает.
Девочки цветы срывают, да букеты составляют.
Ну, а музыка орет – всех зверей испуг берет.
Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.
Это что за тарарам? На вас глядеть-то, стыд и срам!
Захламили всю елань, бардак кругом, ты только глянь.
Все- то вы здесь истоптали, растений сколько изломали.
Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы. А вам, друзья, они знакомы?
Учитель обобщает вместе с детьми плохие поступки туристов, работая над рисунком на стр.84 (окр. мир. 3 класс, Н.Ф. Виноградова), ведет беседу о неправильном поведении человека на природе .
Если мы не изменим своего отношения к окружающей нас среде, то вскоре они могут совсем исчезнуть. Поэтому необходимо еще раз вспомнить, как нужно вести себя в природе.
Слайд 10. Правила друзей природы.
-
Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
-
Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их можно. Часть растений обязательно оставим в природе.
-
В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
-
Важно оберегать земные насаждения в городах и поселках, больше деревьев, кустарников сажать возле домов и школы, в скверах и парках.
-
Основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе.
-
Беседа о растениях, занесенных в Красную книгу.
Ученица: Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.
И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя.
Я расскажу вам о редких растениях Волгоградской области.
Презентация «Редкие и охраняемые растения Волгоградской области»
-
Беседа о заповедниках, национальных парках…
Учитель: Важным шагом на пути спасения растений является выделение территорий, где охраняется их неприкосновенность. Это создание заповедников, национальных парков, ботанических садов. В них запрещена любая хозяйственная деятельность (рубка, сбор ягод, грибов), массовый отдых людей, туризм.
V. Закрепление знаний. Стадия рефлексии.
Учитель: Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе, но звезды далеко, а растения у наших ног . Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?
—Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.
Отметьте, пожалуйста, на обратной стороне своих листов достигли ли мы с вами целей урока.
(на обратной стороне оценочного листа)
Сегодня на уроке :
-
Было интересно работать в парах.
-
Мы поняли, что Земля – наш общий дом. Надо жить, думая о будущем.
-
Нам показалось важным знать правила друзей природы.
-
Мы осознали, что основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе.
-
Мы поняли, что без растений нет жизни на Земле, их надо охранять.
VI. Итог урока.
Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
Вот видите, как важно сохранить растения на Земле.
Ученик:
Чтоб могли леса цвести и сады, и реки.
Все живое береги ты на этом свете.
Ты природу полюби, каждую травинку.
С птицами давай дружи, береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй в лесу на полянке.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянке.
Выставка рисунков на тему «Берегите ЗЕМЛЮ».
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
На этой хорошей ноте мы заканчиваем свой урок. Сдайте, пожалуйста, свои оценочные листы.
VI. Домашнее задание.
Учебник: стр.84. Подготовить графическую информацию (нарисовать запрещающие знаки) о том, что нельзя делать, отдыхая на природе.
Фамилия, имя
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир растений | Группа цветковые | Что это за растение | Крошечная птичка | Дополните ответ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| 1. 2. 3. 4. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общее число правильных ответов: |