Урок: окружающий мир

Тема: «Облик Земли постоянно меняется»

Класс: 1

ФИО: Маметкулыева Елена Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы

Цель урока:

  • создание представлений о постоянно меняющемся обли­ке Земли;

  • ознакомление с географи­ческой картой полушарий.

Оборудование:

  • учебник и рабочая тетрадь для 1 класса (авт. Н.Я. Дмитрие­ва, А.Н. Казаков),

  • географическая карта полу­шарий,

  • отрывок из документально­го фильма компании «ВВС» «За­рождение Земли»,

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы

Учитель: Дети, как называется раздел, который мы изучаем?

Дети: «Из истории Земли».

Учитель: Земля — это … ?

Дети: Планета.

Учитель: А какие еще объекты Солнечной системы вы знаете?

Дети: Звезда Солнце, планеты Уран, Нептун…

  • Метеориты, кометы.

Учитель: Я предлагаю посмот­реть отрывок из документального фильма без звукового сопровожде­ния. Предположите, что вы увидите. (Ответы детей.)

На интерактивной доске демон­стрируется отрывок из фильма без звука.

Учитель: Как вы думаете, что вы увидели?

Дети: Солнце, Землю.

  • Землю.

  • Марс, Землю.

Учитель: Объясните, почему вы так решили?

Дети: Вначале мы видим кипя­щую лаву на всей поверхности, по­том кругом вода, дожди, ливни, за­тем микробы (учитель поправля­ет: «микроорганизмы»). Значит, перед нами было вначале Солнце, а потом Земля (аналогичноМарс и Земля).

  • Нет, перед нами была Земля. Просто сначала на ней все горело, потом пошли дожди, затем появи­лись первые мик… как это?

Учитель: Микроорганизмы. У нас несколько мнений, кто с каким со­гласен? Поднимите руки, кто согла­сен с Семеном, кто с Никитой, кто с Даниилом. (С тем, что это Зем­ля, согласен только сам Даниил.)

Учитель: Почему вы не согласны с Даниилом?

Дети: Земля не может вся го­реть, тогда бы на ней не было бы микроорганизмов и вообще живой природы. Земля в фильме совсем не похожа на нашу планету.

Учитель: Дети, посмотрите на следующий слайд. Здесь две фото­графии. Как вы думаете, это один и тот же человек?

На фотографиях учитель класса в возрасте 5 и 45 лет.

Дети: Это два разных человека.

  • Неужели это вы, Светлана Пав­ловна? Маленькая и взрослая?

Учитель: Да, на обеих фотогра­фиях — это я. Что изменилось во мне за сорок лет?

Дети: Лицо, внешность. Вы стали выше, вообще больше.

Учитель: Действительно, изме­нилась моя внешность или, как еще говорят, облик. Почему же у людей меняется облик?

Дети: Люди — это живая при­рода. Живая природа растет, ме­няется.

Учитель: А может ли менять­ся Земля?

Дети: Нет, Земля — неживая природа. Как она может менять­ся? (Ребята смущены.)

  • А в фильме ведь менялось все неживое.

Учитель: Конечно, помните, мы видели, как горы менялись. Например, были высокие и широ­кие, а потом стали разрушаться, стали низкие. Посмотрите на следующий слайд.

На слайде два изображения: Земля «в начале времен» (только твердь Земли, вулканы, огонь, лава) и в дан­ный период.

Учитель: Что вы видите?

Дети: Это Солнце и Земля.

  • Это, наверное, Земля раньше и сейчас.

Учитель: Вспомните мои фото­графии и сравните с этими. Как вы думаете, какой ответ правильный? Я вам подскажу: это один и тот же объект на обеих картинках.

Дети: Все же это Земля.

Учитель: Действительно, это Земля очень-очень давно — 4 мил­лиарда лет назад — и в наше время. Что изменилось?

Дети: Облик нашей планеты.

Учитель: Что же происходило с обликом планеты Земля во времени?

Дети: Облик Земли менялся.

Учитель: Тема урока так и зву­чит: «Облик Земли меняется».

  1. Открытие новых знаний

Учитель: Дети, интересно вам уз­нать, как развивалась наша планета?

Дети: Да.

Учитель: Давайте попробуем уз­нать это сами. Конечно, я вам помо­гу. Посмотрите на слайд. Перед ва­ми четыре фотографии. На столах карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Слай­ды тоже обозначены цифрами. Вы­ложите цифры в таком порядке, как, по вашему мнению, развивалась Земля. Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах. (Дети проговаривают.)

Порядок рисунков на интерактив­ной доске (слайд 3): 2. микроорганизмы; 4. вода, воздух; 3. безжизненная, камени­стая; 1. живая природа.

Учитель: Давайте посмотрим, как вы выложили цифры.

Пояснение: дети могут выложить сначала номера фотографий микро­организмов или живой природы. Здесь нужно спросить, каковы усло­вия для жизни и развития живой природы. Дети приходят к выводу, что без воды и воздуха жизнь на Зем­ле невозможна. Таким образом, в хо­де рассуждения появляется следую­щий порядок рисунков: 3, 4, 2, 1.

Учитель: Давайте еще раз по­смотрим этапы изменения облика Земли. Кто расскажет по слайдам?

Дети: Сначала наша планета бы­ла безжизненная, каменистая, было много вулканов, огня, извергалась лава, потом образовались вода и воздух, после этого могли по­явиться первые микроорганизмы (очень-очень маленькие живые су­щества), и только потом появились животные и растения.

Учитель: Что же происходило с обликом Земли?

Дети: Он менялся.

Учитель: Мне хотелось бы доба­вить еще одну фотографию, иллюст­рирующую развитие живой природы. Как вы думаете, что на этой фото­графии будет изображено?

Дети: Человек.

Учитель: Умницы! Молодцы!

  1. Применение новых знаний

Учитель: Откройте учебник на странице 38. Прочитайте тему урока. Об этом мы с вами сегодня говори­ли? Найдите в теме слово, которое мы не озвучивали, называя тему.

Дети: Постоянно.

Учитель: А разве сейчас облик Земли меняется?

Дети: Нет.

  • А мне мама рассказывала, что материки до сих пор двигаются.

Учитель: Твоя мама говорит вер­но. Прочтите об этом на странице 38 учебника. Что вы узнали? (Ответы детей.)

Учитель: Посмотрите в учебник на странице 38. Что вы видите под картинками?

Дети: Это большой материк.

Учитель: Прочтите, когда он су­ществовал, как назывался? (Очень- очень давно, много миллионов лет назад, назывался материк Пангея.) А что за рисунок рядом?

Дети: Пангея раскололась на ма­терики.

Учитель: Я предлагаю вам на следующем уроке выполнить зада­ние из рабочей тетради на странице 23. Как вы думаете, для чего?

Дети: Мы представим, как мате­рики двигались и какой вид имела планета много миллионов лет назад.

  1. Подведение итогов

Учитель: Какая тема урока была сегодня? Что вы узнали об облике Земли? Что вы знали до сегодняш­него урока? Что нового вы узнали? Когда вам было трудно работать, а когда легко? Что бы вы хотели еще узнать о нашей планете? Где это можно узнать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here