Конспект урока для 1 класса
«Заклички: обращение к Природе»
Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички.
Задачи урока:
— работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;
— развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;
— обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
— организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия: «заклички»;
— учить ориентироваться в учебнике;
— учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности
У: — Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения!
Итак, продолжим наше путешествие в Волшебный лес.
2. Актуализация знаний и мотивация. Постановка учебной задачи
У: — Вспомните, какая преграда нам встретилась на пути.
Д: — Огород Бабы Яги.
У: — С какими обитателями огорода вы уже знакомы?
Д: — С Репейником, Ромашкой и Одуванчиками.
У: — С какими литературными жанрами они вас познакомили?
Д: — Докучная сказка, считалка, загадка.
У: — Назовите законы докучной сказки.
Д: — Наличие повторов и хождение сюжета по кругу.
У: — Назовите признаки считалки.
Д: — Счет и концовка указывает на того, кто выходит.
У: — Назовите признаки загадки.
Д: — Две части, описание предмета.
У: — Сегодня к уроку я приготовила для вас тексты, но кто-то их перепутал. Предлагаю вам разделить тексты на группы. Перед вами цветные карточки с названиями жанров и карточки белого цвета с текстами. Работаете в парах. Читайте тексты друг другу по очереди.
— Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. Докучные сказки. Считалки. Загадки. Все ли тексты вы определили?
Считалка | Загадка | |
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д. | Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит — выйди вон!
| На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. |
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? | Плыл по морю чемодан. В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Кто не верит – выйди вон! | Его просят, его ждут, А как придет – Прятаться начнут.
|
— Как вы думаете, а к какому жанру относится этот текст?
Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!
Д: — Закличка.
У: — Как вы думаете, что такое заклички и для чего мы их будем изучать? Как надо читать заклички?
Д: — Закликать, значит звать кого-то, кликать.
У: — Давайте поставим перед собой цель на этот урок.
Д: — Узнаем, что такое заклички, научимся читать заклички. познакомимся с закличками.
4. «Открытие» детьми нового знания
У: — Мы продолжаем наше путешествие вместе с героями учебника. Откройте страницу 20. Какие герои сегодня нам будут помогать на уроке?
Д: — Кот Ученый и Самый Главный подсолнух из Огородов Бабы Яги.
У: — Прочитайте слова Кота (громко читает один ученик, остальные читают вместе с ним вполголоса).
У: — Так для чего нужны были заклички?
Д: — Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.
У: — Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?
Д: — Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.
У: — Посмотрите сколько закличек! Вам надо выразительно прочитать заклички, данные в учебнике на страницах 20-21. Работайте в парах: читайте заклички друг другу по очереди. Обратите внимание: в 4 закличке над словом ВЁДРЫШКО стоит звёздочка, внизу страницы вы прочтёте, что означает это устаревшее слово (ВЁДРО – хорошая погода).
5. Первичное закрепление
У: — Что же делали с помощью закличек?
Д: — Уговаривали, упрашивали природу сделать так, как надо человеку.
У: — Самый Главный Подсолнух спросил: — Кто догадался, когда какие заклички говорят?
1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят: … (солнышко и радугу)
2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят: … (дождик и радугу)
3. Чтобы узнать, какая завтра будет погода, просят: … (божью коровку)
У: — Кот уточнил задание: — Прочитайте все заклички к первому случаю. (№№ 4, 6)
— Прочитайте все заклички ко второму случаю. (№№ 2, 3, 5)
— Сколько закличек к третьему случаю? (№ 1)
— Какие заклички похожи между собой? Прочтите их выразительно, уговаривая природу!
Д: — Похожи между собой: №№ 2 и 3; №№ 5 и 6.
У: — Вернемся к тексту заклички на листе.
У: — Когда мы зовем кого-то, как человек узнает, что именно его зовут?
Д: — Мы к нему обращаемся.
У: — Найдите обращение в закличке, закрасьте его желтым цветом. А для чего мы можем звать?
Д: — Чтобы попросить о чем-то.
У: — Найдите в закличке просьбу, закрасьте голубым карандашом.
У: — Мальчики читают обращение хором, девочки – просьбу.
У: — Итак, назовите части заклички.
Д: — ОБРАЩЕНИЕ, ПРОСЬБА.
6. Динамическая пауза: «Солнце глянуло в кроватку»
Солнце глянуло в кроватку! Сжать и разжать кулаки обеих рук.
Раз, Кулаки сжаты. Разжать указательные пальцы обеих рук.
Два, Разжать средние пальцы обеих рук.
Три, Добавить большой палец.
Четыре, Разжать безымянный палец.
Пять — Разжать мизинец.
Дружно сделаем зарядку! Сжать и разжать кулаки.
Раз, Разжатые пальцы поочередно сжимать в кулак. Начать с больших пальцев.
Два, Затем — указательные.
Три, Затем — средние.
Четыре, Потом — безымянные.
Пять. И наконец — мизинцы.
У: — Можно ли назвать это стихотворение закличкой? Почему?
Д: — Нет, потому что нет обращения к природе, нет просьбы.
7. Самостоятельная работа. Применение знаний
У: — А сейчас наступило время для самостоятельной работы. Откройте тетради на странице 13-14 и выполните задания №№ 2, 3, 4.
— Догадайтесь, к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впишите его название в текст.
— Какое слово вписали в первую закличку (дождик), вторую (весна), третью (снег)?
8. Включение в систему знаний и повторение
У: — В задании №5 прочитайте стишок про божью коровку. Как вы думаете, что это: загадка или закличка? Подпишите название над стишком.
Д: — Закличка, так как есть обращение к божьей коровке.
У: — Можно ли догадаться, в какое время года обращались к божьей коровке? Обведите нужное слово: зимой, весной, летом, осенью. (летом)
У: — Учитель: Давайте разделимся на группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.
Д: — Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса.
У: — Самый Главный Подсолнух сказал:
— Все справились отлично! Теперь сочините свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, и к Весне, чтобы она скорее пришла. Не обязательно складную. Используйте подсказки:
Зимушка-зима, …
Весна-красна, … Удачи вам!
Д: — Зимушка-зима, отступи, отступи.
Весна-красная,
Весна-весняночка,
Приходи-наступи.
9. Рефлексия деятельности
У: — Что же нового вы узнали сегодня на уроке? (Закличка – это обращение к природе с просьбой).
А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал…
Мне было …
Больше всего мне понравилось…