Конспект урока для 1 класса

«Заклички: обращение к Природе»

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички.

Задачи урока:

— работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;

— развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;

— обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;

— организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия: «заклички»;

— учить ориентироваться в учебнике;

— учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности

У: — Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения!

Итак, продолжим наше путешествие в Волшебный лес.

2. Актуализация знаний и мотивация. Постановка учебной задачи

У: — Вспомните, какая преграда нам встретилась на пути.

Д: — Огород Бабы Яги.

У: — С какими обитателями огорода вы уже знакомы?

Д: — С Репейником, Ромашкой и Одуванчиками.

У: — С какими литературными жанрами они вас познакомили?

Д: — Докучная сказка, считалка, загадка.

У: — Назовите законы докучной сказки.

Д: — Наличие повторов и хождение сюжета по кругу.

У: — Назовите признаки считалки.

Д: — Счет и концовка указывает на того, кто выходит.

У: — Назовите признаки загадки.

Д: — Две части, описание предмета.

У: — Сегодня к уроку я приготовила для вас тексты, но кто-то их перепутал. Предлагаю вам разделить тексты на группы. Перед вами цветные карточки с названиями жанров и карточки белого цвета с текстами. Работаете в парах. Читайте тексты друг другу по очереди.

— Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. Докучные сказки. Считалки. Загадки. Все ли тексты вы определили?

Докучная сказка

Считалка

Загадка

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Кто не верит – выйди вон!

Его просят, его ждут,

А как придет –

Прятаться начнут.

— Как вы думаете, а к какому жанру относится этот текст?

Месяц-дружок,

Золотой рожок,

Выйди на дорожку,

Посвети немножко!

Д: — Закличка.

У: — Как вы думаете, что такое заклички и для чего мы их будем изучать? Как надо читать заклички?

Д: — Закликать, значит звать кого-то, кликать.

У: — Давайте поставим перед собой цель на этот урок.

Д: — Узнаем, что такое заклички, научимся читать заклички. познакомимся с закличками.

4. «Открытие» детьми нового знания

У: — Мы продолжаем наше путешествие вместе с героями учебника. Откройте страницу 20. Какие герои сегодня нам будут помогать на уроке?

Д: — Кот Ученый и Самый Главный подсолнух из Огородов Бабы Яги.

У: — Прочитайте слова Кота (громко читает один ученик, остальные читают вместе с ним вполголоса).

У: — Так для чего нужны были заклички?

Д: — Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.

У: — Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?

Д: — Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.

У: — Посмотрите сколько закличек! Вам надо выразительно прочитать заклички, данные в учебнике на страницах 20-21. Работайте в парах: читайте заклички друг другу по очереди. Обратите внимание: в 4 закличке над словом ВЁДРЫШКО стоит звёздочка, внизу страницы вы прочтёте, что означает это устаревшее слово (ВЁДРО – хорошая погода).

5. Первичное закрепление

У: — Что же делали с помощью закличек?

Д: — Уговаривали, упрашивали природу сделать так, как надо человеку.

У: — Самый Главный Подсолнух спросил: — Кто догадался, когда какие заклички говорят?

1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят: … (солнышко и радугу)

2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят: … (дождик и радугу)

3. Чтобы узнать, какая завтра будет погода, просят: … (божью коровку)

У: — Кот уточнил задание: — Прочитайте все заклички к первому случаю. (№№ 4, 6)

— Прочитайте все заклички ко второму случаю. (№№ 2, 3, 5)

— Сколько закличек к третьему случаю? (№ 1)

— Какие заклички похожи между собой? Прочтите их выразительно, уговаривая природу!

Д: — Похожи между собой: №№ 2 и 3; №№ 5 и 6.

У: — Вернемся к тексту заклички на листе.

У: — Когда мы зовем кого-то, как человек узнает, что именно его зовут?

Д: — Мы к нему обращаемся.

У: — Найдите обращение в закличке, закрасьте его желтым цветом. А для чего мы можем звать?

Д: — Чтобы попросить о чем-то.

У: — Найдите в закличке просьбу, закрасьте голубым карандашом.

У: — Мальчики читают обращение хором, девочки – просьбу.

У: — Итак, назовите части заклички.

Д: — ОБРАЩЕНИЕ, ПРОСЬБА.

6. Динамическая пауза: «Солнце глянуло в кроватку»

Солнце глянуло в кроватку! Сжать и разжать кулаки обеих рук.

Раз, Кулаки сжаты. Разжать указательные пальцы обеих рук.

Два, Разжать средние пальцы обеих рук.

Три, Добавить большой палец.

Четыре, Разжать безымянный палец.

Пять — Разжать мизинец.

Дружно сделаем зарядку! Сжать и разжать кулаки.

Раз, Разжатые пальцы поочередно сжимать в кулак. Начать с больших пальцев.

Два, Затем — указательные.

Три, Затем — средние.

Четыре, Потом — безымянные.

Пять. И наконец — мизинцы.

У: — Можно ли назвать это стихотворение закличкой? Почему?

Д: — Нет, потому что нет обращения к природе, нет просьбы.

7. Самостоятельная работа. Применение знаний

У: — А сейчас наступило время для самостоятельной работы. Откройте тетради на странице 13-14 и выполните задания №№ 2, 3, 4.

— Догадайтесь, к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впишите его название в текст.

— Какое слово вписали в первую закличку (дождик), вторую (весна), третью (снег)?

8. Включение в систему знаний и повторение

У: — В задании №5 прочитайте стишок про божью коровку. Как вы думаете, что это: загадка или закличка? Подпишите название над стишком.

Д: — Закличка, так как есть обращение к божьей коровке.

У: — Можно ли догадаться, в какое время года обращались к божьей коровке? Обведите нужное слово: зимой, весной, летом, осенью. (летом)

У: — Учитель: Давайте разделимся на группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.

Д: — Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса.

У: — Самый Главный Подсолнух сказал:

— Все справились отлично! Теперь сочините свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, и к Весне, чтобы она скорее пришла. Не обязательно складную. Используйте подсказки:

Зимушка-зима, …

Весна-красна, … Удачи вам!

Д: — Зимушка-зима, отступи, отступи.

Весна-красная,

Весна-весняночка,

Приходи-наступи.

9. Рефлексия деятельности

У: — Что же нового вы узнали сегодня на уроке? (Закличка – это обращение к природе с просьбой).

А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:

Я сегодня узнал…

Мне было …

Больше всего мне понравилось…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here