Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»
Конспект урока для 2 класса
«Бытовые приборы»
подготовила
воспитатель Перешитова
Елена Юрьевна
г. Набережные Челны
2014
Период раннего дошкольного возраста отличается живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Такая деятельность охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этим можно делать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.
Таким образом, ранний возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) считали возраст от двух до пяти лет особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека.
У детей с нарушением зрения необходимо развивать и поддерживать интерес к осязанию, радость познания окружающего мира, очень важно целенаправленно обогащать сенсорный опыт. Осязание играет важную роль в познании окружающего мира таким детям. Рука заменяет незрячему зрение, она дает знания и представления об окружающем мире, его предметах. Поэтому эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с разной степенью нарушения зрения, может быть обеспечена следующими условиями:
— занятия исследовательской деятельностью должны проводиться в свободной доброжелательной, непринужденной форме.
— необходимо помнить о принципе доступности и обеспечения, всеми необходимыми материалами каждого ребенка.
— использование элементов игровой деятельности в работе с детьми с ОВЗ, дает возможность уравновешивать психоэмоциональное состояние, устанавливать доверительный контакт с каждым ребенком, развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Таким образом, исследовательская деятельность дает возможность формировать у детей с ОВЗ такие черты характера как: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, целеустремленность.
Программа: «От рождения до школы».
Направление: Познавательно-исследовательская деятельность.
Основная образовательная область: Познание.
Интегративные образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд», «Познание».
Форма проведения: Подгруппа.
Цель: Формирование представлений о многообразии бытовой техники и ее назначении. Развитие у детей познавательных интересов, исследовательской деятельности. Пробуждение интереса к результатам труда взрослых.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию, активность организованность. Приобщать к выполнению правил поведения и общепринятых норм. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами. Понимать значение труда взрослых и бережно относиться к его результатам.
Развивающие задачи: Развивать умение мыслить. Учить дифференцировать бытовые приборы по их назначению. Формировать понятие «бытовые приборы» и меры безопасности при работе с ними.
Коррекционные задачи: Развитие и тренировка прослеживающих функций глаза. Развитие зрительных реакций в разных положениях предмета. Развитие зрительно-моторной координации. Фиксирование внимания. Развитие слуховой ориентировки и слуховых реакций. Формирование чувственного познавательного опыта на основе зрительно- слуховых, зрительно-тактильных и зрительно-двигательных связей. Формирование зрительно-пространственного анализа, связанного с движениями рук.
Планируемый результат: Эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия в игре (встреча Незнайки и беседа с ним). Участвуют в разговорах во время рассматривания бытовых приборов, проведения исследовательской деятельности. Имеют представления о мерах безопасности при работе с бытовыми приборами, различают и называют их.
Методы и приемы: Методы: игровые, практические, словесно-наглядные, поисково-исследовательские. Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: Модели утюга, пылесоса, стиральной машины.
Раздаточный материал: Платочки и игрушечные утюги по кол-ву детей, кусочки ткани от мешка для сбора пыли пылесоса по количеству детей.
Организация детей: 1. На стульчиках. 2. Свободная. 3. Вокруг стола.
Словарная работа: Обогащение: пылесос, шланг, мешок для пыли, выключатель.
Предварительная работа: Рассматривание картинок бытовой техники, сюжетных картин — кто пользуется бытовой техникой. Чтение стихотворения Е. Благининой «Утюг»
Структура:
1часть – организационный момент и появление героя (Незнайки) – 2 мин. 30 с.
2часть – знакомство с бытовой техникой:
а) загадка про пылесос и рассматривание его частей – 4 мин 30 с.
б) физкультминутка – 1 мин.
в) рассматривание и обследование стиральной машины –2 мин.
г) рассматривание утюга – 1 мин.
д) игра «Погладим платочки для Незнайки» – 2мин.
3 часть – обобщение, прощание с героем – 2 мин.
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитатель: Дети садитесь на стульчики поудобнее.
Стук в дверь. Незнайка пытается заехать на пылесосе, но у него ничего не получается.
Незнайка: Здравствуйте ребята. Я нашел странный предмет, у него длинный хобот, он рычит и съедает всю пыль на ходу, у него есть колеса и я подумал, что это машина, но она почему-то меня не везет.
Воспитатель: Здравствуй Незнайка, мы узнали тебя, ты совсем не любишь учиться, но очень любишь играть. Ребята, давайте расскажем Незнайке, что это за предмет. (Дети встают вокруг стола).
Это пылесос, он помогает людям бороться с пылью и мусором. Давайте все вместе посмотрим, как он устроен.
Он охотно пыль глотает
Не болеет, но чихает.
Как загудит его мотор
Глотает он и пыль и сор.
У пылесоса есть шланг, он гибкий, чтобы не ломаться, давайте его потрогаем (дети ощупывают шланг модели пылесоса, убеждаясь в его гибкости).
Посмотрите, вот здесь у него находится мешок для сбора пыли. Незнайка, а ты догадываешься для чего? Конечно, по шлангу с воздухом попадает пыль вот в этот мешочек и остается в нем, а воздух проходит через эту ткань и выходит из мешочка вот в это отверстие чистым.
Дети рассматривают кусочки ткани мешка, ощупывают их, смотрят сквозь ткань на свет. С детьми проводится исследование деталей пылесоса на действующей детской модели, прикладывание ладошки в месте выхода воздуха, А еще у пылесоса есть кнопка включения, она включает и выключает пылесос. Незнайка, теперь ты понял, для чего нужны колеса? Да, для того чтобы его не носить на руках. Это не машина, это бытовой прибор, который помогает людям делать уборку. И каждая часть пылесоса важна, без каждой из них он не будет работать.
Физкультминутка. Убираем, убираем (круговые движения руками)
Моем, моем (изображаем мытье)
Чистим, чистим (изображаем работу щеткой)
Собираем, собираем (наклоны в стороны)
Постираем, постираем («ручная стирка»)
Отожмем, отожмем («ручной отжим»)
А потом гулять пойдем (шаги на месте).
Дети подходят к столу, на котором стоит модель стиральной машины.
Воспитатель: Дети расскажите Незнайке, что это за предмет?
Дети: стиральная машина.
Воспитатель: Да, это стиральная машина, она нужна для того, чтобы стирать грязное белье.
Посмотрите, у неё есть дверка, её называют люк, в него загружают грязное бельё.
Ребята, давайте постираем!
-Дети, покажите, как машинка стирает и гудит.
Дети показывают круговые движения и имитируют звук у-у-у.
Воспитатель открывает (закрытый салфеткой) утюг. Незнайка, — а что это?
Незнайка не может правильно ответить.
-Дети, расскажем Незнайке.
Дети: Это утюг.
Да, правильно, это утюг, им гладят выстиранную в машине одежду.
Утюг плывёт по простыне
Как лодка по волне
И оставляет ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный, ровный след,
Ни складки, ни морщинки нет.
— У утюга есть подошва, она сильно нагревается, поэтому, утюгом нужно пользоваться только вместе со взрослыми.
Незнайка, а почему у тебя такой мятый платочек?
Игра «Погладим платочки». Давайте ребята погладим Незнайке платочек. Вот так: вперед, назад, влево, вправо. (Каждый ребенок гладит свой платок детским утюгом). А теперь спрячемся от Незнайки за платочек. (Гимнастика для глаз).
Дети, сегодня мы узнали что пылесос, утюг и стиральная машина – это бытовая техника.
Эта техника сделана людьми, для того, чтобы облегчить их труд. Давайте вспомним еще раз, что делает утюг, пылесос, стиральная машинка?
Но вся бытовая техника будет работать только тогда, когда ее включат в розетку. Ребята, как вы думаете, дети сами могут включать бытовые приборы в розетку?
Дети: Нет.
Конечно нет, потому что это опасно. Нужно попросить взрослых.
— Вот Незнайка, сколько всего нового и интересного узнали наши дети. Теперь ты тоже знаешь, для чего нужна людям бытовая техника. До свидания! Приходи к нам еще.
Список использованной литературы
-
«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева, М – Мозаика-Синтез, 2011.
-
Благинина Е. А. Стихи в подарок малышам. М. «Стрекоза Пресс», 2012.