Андреева Людмила Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ Солнцевская СОШ

Название : Урок окружающего мира по теме «Реки» 2 класс

Краткая аннотация:

Представленный урок поможет учащимся сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах, повысит интерес к родной природе. Проблемная ситуация создается в деятельности детей, где они сталкиваются с географическими объектами, название и особенности которых не знают. Затруднение порождает мотивацию к усвоению новой информации. Учащиеся на уроке самостоятельно открывают новые знания, делают выводы, учатся применять полученные знания на практике. На уроке используются фронтальная, индивидуальная работа, работа в группе.

При разработке урока были использованы материалы методических рекомендацией А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, а также творчество учителя и авторский материал.

Учебный предмет: Окружающий мир, 2 класс, «Школа 2100»

Учебник и его авторы: Учебник «Наша планета Земля» А.А.Вахрушев

Уровень обученности школьников: 96%

Форма учебной работы: классно-урочная

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах.

  2. Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности.

  3. Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.

  4. Воспитание любви к природе и своему краю.

Характеристика деятельности учащихся

-работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой)

-показывать на глобусе и карте и определять географические объекты

— работать с текстом и иллюстрациями учебника

-находить нужную информацию о реках

-извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения

— показывать на карте реки и озера

-обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации

Обучающийся научится:

-различать реки и озера;

-определять направление течения реки;

-находить на карте важнейшие реки и озера и правильно показывать

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика

Регулятивные УУД

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, уметь высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формирование умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно, относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Оборудование: карта полушарий, глобус, физическая карта России, макет из пластилина, плакат «Реки», « Озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

-Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Отгадайте загадку.

Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая прозрачная. Другой сказал, что шумная, пенистая, мутная, быстрая. То она широкая, то она узкая. О чем это?

— Как вы думаете, о чем сегодня будет разговор на уроке? Какие вопросы можно поставить?

Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река.

Мы будем говорить о реках.

Можно поставить такие вопросы:

-Почему реки разные?

— Почему река всегда течет?

— Откуда и куда течет река?

3.Совместное открытие знаний

— Ребята, а что нам поможет ответить на вопросы?

— Посмотрим на карту. Как обозначены реки. Много ли рек на Земле?

— Река – это постоянный водоток

— Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки? Можно ли выделить какие – либо части реки?

-Посмотрите название частей реки по учебнику на с. 104

— Как называется место сбора всех вод реки?

— Как определить правый и левый берега реки?

-Откуда собирается вода в реке?

— А что еще может пополнять запасы воды? Для этого нужно вспомнить круговорот воды.

Можете воспользоваться рисунком на с. 105.

— А может ли добавить воды в реке маленький дождик?

— Вспомните, ведь даже при маленьком дожде вся вода с крыши дома собирается в водосточную трубу и вытекает струей, как рекой. А сколько воды соберется с водосборного бассейна реки?

Представить себе это можно по иллюстрации с.106

— Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему река всегда течет?

— Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта.

Учитель показывает опыт с. 106

— А вот определить, куда течет река, вам поможет карта. Обратите внимание, может ли вы сами определить, где начало реки?

Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным, могучим?

Может ли обыкновенный журчащий, веселый ручеек менять земную поверхность?

— Тогда я советую вам прочитать необычную сказку о ручейке на с. 108.

Физминутка.

— А что такое озеро?

— Вы можете узнать об озерах на с.109.

Поработаем с опорой на плакат «Озера» (из комплекта наглядных пособий для 2 кл)

— Какой аквариум напоминает проточное озеро? Почему вы так думаете?

— Соленая или пресная вода в озере?

-Мы считаем, что карта, учебник, макет и опыты.

— Реки на карте, как тонкие синие ленточки. Обозначены только самые крупные реки, а более мелких на карте нет.

-Можно увидеть начало, конец реки. Только определить, какое из них начало, невозможно. Есть и маленькие ответвления. Однако к реке они текут или от реки, мы определить не можем.

Дети работают с учебником.

— Начало реки называется истоком, место впадения устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки.

— Водосборный бассейн реки включает в себя все мелкие речки и речушки, роднички.

У реки есть правый и левый берега. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будет левые притоки, а справа – правые.

-Это могут быть осадки.

Дети по рисунку рассказывают о круговороде воды в природе.

Дети высказывают свое мнение.

Работа с учебником.

— Вода в реку собирается со всего водосборного бассейна из множества ручейков, речек.

Добавляют воду в реку различные осадки, так как в природе всегда идет круговорот воды.

— Вода собирается и из подземных ручейков.

-Мы не знаем, как это определить. Но можно немного порассуждать. Многие реки соединяются с морем. Если бы реки брали начало в морях, то речная вода была бы соленой, а она пресная. Значит, реки впадают в моря. Но есть и реки, которые соединяются с озерами.

— Мы думаем, что этого он не может.

— Теперь мы знаем, что ручеек очень сильный. Он может образовать даже овраг.

Дети высказывают свои мнения.

— Мы узнали, что озеро – это природный водоем со стоячей водой. Мы тоже так считали. Бывают проточные и бессточные озера. Все ручейки стремятся в озеро. Озера очень важны для человека. Он использует воду для своих нужд.

-Это правый рисунок. На нем вода в озеро – аквариум и входит, и выходит. На левом рисунке вода только втекает в озеро. Оно бессточное.

-Мы нашли, что в умеренном поясе вода в озерах пресная, а в жарком климате – соленая.

4.Самостоятельное «открытие» знаний

( работа в группах)

Работа с макетом из пластилина.

Попробуйте налить немного воды на плоскую поверхность.

— Как закон природы подскажет нам, как показать течения реки? Что для этого нужно сделать на макете?

— Определите теперь по карте, где начало реки. Это исток?

— Думаю, вы теперь сможете ответить и на второй вопрос.

— Теперь вы сможете ответить и на третий вопрос.

-Вода собирается в лужицы или растекается в разные стороны.

— Это притяжение Земли. Надо, чтобы вода спускалась вниз. Нужно вылепить небольшие или высокие горы, оформить русло реки. Дети работают с макетом.

-Да, реки начинаются в горах или на возвышенностях.

— Да, шумные, быстрые, мутные – это горные, а медленные, спокойные реки текут по ровной поверхности.

— Реки текут с более высокой поверхности в более низкую и впадают в моря или озера.

4.Самостоятельное применение знаний

( работа в группах)

Выполнение задания на карточках по группам. Найди реки и озера на разных материках. ( задание 9 в рабочей тетради)

Дети работают по группам.

— Работа с картами (с. 130-135 учебника), показ рек и озер на карте полушарий у доски.

5.Рефлексия

-Что нового узнали?

— Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

-Как работал ты?

Самооценка.

Дети отвечают на вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here