Урок окружающего мира

в 1 классе

по теме: «Семья».

Разработан учителем

начальных классов

Лицей 1

Ивановой Н.А

Тема: СЕМЬЯ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о значении семьи в жизни человека, уточнения понимания родственных связей; развития связной монологической речи; воспитания любви, уважения, заботы и чуткого отношения к своим близким — членам своей семьи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность;

получат возможность научиться рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей, различать основные нравственно-этические понятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: контроль и оценка — контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

предметные — объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

Коммуникативные:взаимодействие — взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: нравственно-этическая ориентация — проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Оборудование: выставка детских рисунков с изображением членов семьи, семейных фотографий, солнышко с лучиками (на лучиках надписи любовь, честность, дружба, помогать старшим, поздравлять с праздником, вместе отдыхать, рассказывать новости), пословица у каждого на столе семья крепка ладом (слова разрезаны по отдельности), фото каждого ребенка, дерево.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Постановка цели урока.

Повернулись друг к другу. Подарите улыбку, прикоснитесь ладошками.

-Что вы почувствовали? (тепло)

-Сегодня на уроке наши отношения должны быть теплыми.

Учащиеся читают наизусть стихотворение.

Семья — защита от обид,

Для малышей она как щит,

Как прочная она броня .

От холода и от огня.

Но из чего же сделан щит? Любовью светлой он облит.

А что касается брони –

В ней глаз родительских огни. Случилась с малышом беда — Семья поймёт его всегда;

Порой за шалость побранит,

Но всё равно потом простит. Семья — любви волшебный край, Она как драгоценный рай,

В котором вера и мечта

Не иссякают никогда.

Всем детям на земле нужна

Семьи волшебная страна,

Чтобы любить их и жалеть,

Чтобы они могли взлететь.

  • Для чего всем детям на свете нужна семья?

  • Почему семья — это волшебная страна?

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото — правдивы. Хранится альбом в каждом доме, И снимки хранятся в альбоме…

-Мы с вами оформили выставку рисунков

и фото.

-Посмотрите внимательно на эту замечательную выставку.

-Как бы вы её назвали?

-Какое название подходит больше нашей выставке?

-О чём будем говорить на уроке?

-Что такое семья?

    1. Открытие «нового» знания.

1. Работа с учебником «Познакомимся с семьёй Миши» (с. 23).

  • Давайте познакомимся с семьёй Миши. Сколько человек в семье?

  • Назовите всех членов семьи.

  • Как вы считаете, кто самый старший в этой семье?

  • А самый младший?

  • Давайте придумаем каждому члену семьи имена, отчества.

  • Используя имена, которые мы с вами придумали героям, расскажите, кто каким делом занят. В какой профессии работают родители Миши? Как вы догадались?

  • Как вы думаете, какие взаимоотношения установлены в этой семье? Обоснуйте своё мнение.

  • Понравилась вам семья Миши? Что именно вам в ней понравилось?

2. И гра «Расскажи о своей семье».

Сейчас вы будете работать в паре. Представьте себе, что один из вас — корреспондент (тот, кто берёт интервью), а другой — респондент (тот, кто отвечает на вопросы). Вопросы, которые подскажут вам, как проводить интервьюирование:

-Назовите членов своей семьи, представив их по имени и отчеству.

  • Кем работают взрослые?

  • Есть ли в вашей семье какие-либо традиции, обычаи?

  • Какие взаимоотношения в вашей семье?

Учащиеся проводят ролевую игру.

  • А теперь подведём итог этой работы. Вы послушали рассказы своих одноклассников. Коротко расскажите, что больше всего заинтересовало вас, что вы бы хотели перенять.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

Мама  вприсядку, папа вприсядку, дети  вприсядку,

И снова — по порядку.

Побежим мы по дорожке Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки Раз, два, три!

И покрутим головами Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!   

3. Беседа о взаимоотношениях в семье,

— Как вы думаете, а что самое главное в каждой семье?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель прикрепляет лучики на солнышко.

  • Любовь, дружба, взаимопонимание, честность.

  • Помогать друг другу, помогать старшим.

  • Поздравлять с праздниками.

  • Помнить даты дней рождения своих родных и близких.

  • Вместе отдыхать.

  • Доверять друг другу. Рассказывать новости.

4. Игровые ситуации.

  • Послушайте следующие ситуации, проанализируйте их и расскажите, как вы поведёте себя, что скажете.

-Вы проснулись утром, вышли из своей комнаты. -Перед вами ваши родные… («Доброе утро», «Здравствуйте», «Как себя чувствуете?».)

Вы покушали, выходите из-за стола… («Спасибо», «Было очень вкусно».)

-Уходите в школу, прощаетесь с родными…

-Кто-либо из взрослых решил днём отдохнуть…

-Мама проводит генеральную уборку…

-Бабушка идёт из магазина с сумками…

    1. Закрепление пройденного

      1. Задание «Соображалки» (на столе лежат полоски со словами семья, ладом, крепка) собрать пословицу

  • Объясните смысл пословицы «Семья крепка ладом». Что же нужно делать, чтобы семья жила ладно?

    1. Итог урока.

  • Итак, какой же должна быть настоящая семья? Что необходимо, чтобы семья была дружной?

  • Вы согласны с тем, что семья — это самое главное в жизни любого человека? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья.

    1. Рефлексия.

— Много говорили на уроке о нашей домашней семье. А наш класс можно назвать «классной» семьей? Почему?

(лежат фото детей на столах) Кто считает себя членом нашей классной семьи, приклейте свой фото н

-За что вы можете сегодня похвалить себя?

-Что у вас на уроке получилось?

-Что не получилось?

-Чем интересен был урок?

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here