ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2014»

Г.МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3А КЛАСС, УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

ТЕМА УРОКА:

«КАК ЖИВОТНЫЕ ПИТАЮТСЯ»

БЕЛИМОВА

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ»)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 С.ПРИКУМСКОЕ

2013-2014 УЧ.Г.

Школа – МБОУ СОШ №20 г.Минеральные Воды

Класс – 3а

УМК «Планета знаний»

Дата проведения – 23.01.14.

Тема урока: Как животные питаются.

Цель: познакомить учащихся со способами питания живых организмов, выяснить как питаются разные животные.

Задачи: Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане: 13 урок по разделу “О царствах живой природы”, 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный.

Формы организации: фронтальная, групповая, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование:

— компьютер, мультимедийный проектор;

— схемы классификации;

— карточки с заданием;

— учебник, рабочая тетрадь;

— оценочные листы;

— таблицы для игры «Верите ли вы…»

Тема

Как животные питаются

Задачи

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.

Образовательные:

  • Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

— знать растительноядных, всеядных животных и хищников

— уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

— уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения действий; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Основные понятия

Животные, растительноядные, всеядные, хищные (плотоядные);

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» учебник для 3 кл. четырёхл. Нач. шк. : в 2 ч./Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013

Авторская презентация «Питание животных»

Формы организации

Групповая, индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока и задания

Действия учителя

УУД на этапах урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2-3 мин.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Михайловна. Сегодня на уроке я буду вашей учительницей. Также на уроке будут присутствовать гости.

(Звучит запись «Голоса птиц)

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.

— Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

(Жизнь без природы, без окружающего нас мира не имеет смысла.)

— Для чего нужно изучать окружающий мир?

(Для лучшего понимания мира, приспособления в нём. Познавая мир, мы наилучшим образом организуем свою жизнь.)

Аудиозапись

«Голоса птиц»

Читаю стихотворение

Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Происходит формирование

Личностных УУД

(Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, смыслообразование – какое значение, смысл имеет для ученика изучение окружающего мира)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

4 мин.

3 мин.

— Повторим, что вы изучали на прошлых уроках. Работаем с текстом. Прочитайте вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.

Тест по теме «Разнообразие животных».

1. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

1) моллюски

2) ракообразные+

3) иглокожие

2. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

1) ракообразные

2) паукообразные

3) насекомые+

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

1) рыбы+

2) земноводные

3) пресмыкающиеся

4. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

1) птицы

2) звери+

3) земноводные

5. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

1) рыбы

2) земноводные+

3) пресмыкающиеся

— У Вас на парте лежит оценочный лист. Если Вы уверены, что выполнили работу правильно, в графе «самооценка» закрасьте круг зелёным цветом. Если сомневаетесь- красным.

— Проведём взаимопроверку.

Поменяйтесь друг с другом работами. Проверьте правильность выполнения теста по слайду. Если тест выполнен без ошибок – закрасьте круг зелёным цветом, с ошибками – красным. Поменяйтесь работами и в графе «оценивает ученик» закрасьте круг таким цветом, которым вас оценил товарищ.

Поднимите руку у кого оба кружка зелёного цвета. Молодцы. А те ребята, у которых какой-нибудь вопрос вызвал затруднение, постарайтесь ещё раз разобрать его по учебнику. Где ещё можно найти информацию по возникающим у нас вопросам? (В интернете, энциклопедии и т.д.)

А теперь посмотрите на доску:

дышит, передвигается, растёт, развивается, размножается, умирает.

— Прочитайте эти слова.

— Про кого можно так сказать? (Про животного, про человека.)

(- А к растению можно отнести все эти признаки? (Нет, оно не передвигается.)

— Какие признаки живых организмов не названы? (Живые организмы питаются.)

У каждого ученика на парте «Оценочный лист», тест, карточки, таблица для игры.

Слайд 1

«Проверь себя»

Взаимопроверка:

Нет ошибок —

Есть ошибки —

Слайд 2

«Разнообразие животных»

Познавательные

(логические – мыслительные операции, классификация групп животных по их строению)

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона)

3. Построение проекта из затруднения.

Открытие «нового» знания

3 мин.

3 мин.

6 мин.

— Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Питание животных.)

— Что узнаем о питании животных? (Какую пищу едят животные, как добывают и как поедают её?)

Предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…». У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, вы ставите в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «- » ,если не согласны. На второй строке пока ничего не пишите.

1

2

3

4

Вопросы:

1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?

2. Верите ли вы, что божьих коровок называют хищниками?

3. Верите ли вы , что медведи – это всеядные животные?

4. Верите ли Вы, что тунец – хищная рыба.

Отложите карточки на край парты, мы к ним вернёмся позже.

— Посмотрите на животных, изображенных на слайде.

— На какие группы по питанию мы можем разделить их?

— Одни из них питаются растениями, другие – животными, а третьи- и растениями, и животными.

— Как назовём животных, которые питаются растениями? (Растительноядные.)

— Перечислите на слайде растительноядных животных.

— Как назовём животных, которые питаются другими животными? (Хищники или плотоядные.)

— Кто здесь хищники?

-Как назовём остальных животных? (Всеядными.)

— Почему их так назвали? (Питаются и растениями, и животными.)

Вывод: — Итак, на какие группы по способу питания можно разделить животных?

Животные

Растительноядные, хищники, всеядные

Работа в группах.

— Сейчас каждая группа получит карточку с названием животного. Ваша задача – узнать с помощью учебника, как питается животное, что помогает ему находить пищу, с помощью чего животное поедает пищу. Информацию о животном возьмёте из учебника на стр.116 – 118, из собственных наблюдений, из телепередач. Откройте рабочие тетради на с.50, №130. Прочтёте информацию, обсудите в группе и запишите в тетрадь.

Определитесь, кто будет выступать от вашей группы.

1 группа – «бабочка»

Питается цветочным нектаром. На конце всех шести ног есть свои органы вкуса, которые бабочки используют для нахождения пищи. Насекомое поедает пищу с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка.

— Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.

К какой группе по способу питания можно отнести бабочку?

(К растительноядным.)

— С помощью чего растительноядные поедают пищу? (У бабочки –сосущий хоботок, у других растительноядных хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они разгрызают пищу, а коренными зубами перетирают её. У этой группы животных сильные губы, язык, они хорошо бегают, прячутся.)

2 группа – «орёл»

Питается мелкими животными. Находить пищу помогают глаза. Орлы хорошо видят свою добычу. Животное, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части.

К какой группе относится орёл? (Хищник.)

— По каким признакам можно определить хищника?

(У них большие и острые клыки, чтобы удерживать добычу, сильные челюсти, мощные когти, хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они сильные, выносливые, у некоторых из них хорошо развита мускулатура)

— Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.

3 группа – «медведь»

Питается ягодами, кореньями, муравьями, гусеницами, мёдом. Может охотиться на лосей, кабанов. Любит лакомиться рыбой. Находить пищу ему помогает острый слух и обоняние. Животное поедает пищу с помощью зубов.

К какой группе относится медведь? (Всеядные.)

4 группа – «тунец»

Тунец – рыба. Голова тунца вытянута вперёд, рот широко раскрывается. Добычу тунец захватывает острыми зубами и заглатывает целиком.

— К какой группе относится тунец? (к хищникам)

Мы выяснили, что по внешнему виду животных можно определить, к какой группе они относятся. У хищных птиц острый крючковидный клюв, а пальцы вооружены острыми крючковатыми когтями.

У хищных рыб голова сильно вытянута вперёд, рот способен широко раскрываться, а челюсти усажены острыми зубами. Хищные млекопитающие обладают острыми клыками. У многих из них острые когти. Насекомоядные птицы имеют тонкий и острый клюв. У зерноядных птиц короткий, высокий и широкий клюв.

Все группы справились с заданием, поэтому закрасьте круг зелёным цветом в оценочном листе.

Познавательные

(общеучебные — формулирование познавательной цели;

логические –анализ предложения с целью выделения существенных признаков живых организмов)

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные

(постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Познавательные

(общеучебные-

знаково-символические)

Познавательные (самостоятельное решение проблем поискового характера)

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, смысловое чтение)

Познавательные-(общеучебные – умение осознанно строить речевое высказывание, )

Познавательные-(общеучебные-смысловое чтение, умение структуировать знания)

Рягулятивные (контроль, коррекция – вносят дополнения)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Слайд 3

«Признаки животных»

Дети обдумывают свои учебные действия, ставят цель, формулируют проблему и пытаются её решить.

Слайд 4,5

Слайд 6

«Деление животных на группы по способу питания»

Слайд 7

«Классификация животных по способу питания»

Раздаю карточки с названиями животных

4. Физминутка

2 мин.

Музыкальная физминутка «Танец маленьких утят»

Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения

5. Включение в систему знаний.

4 мин.

— Ребята, мы узнали много нового и интересного о питании животных. Но многие из них являются не только источником питания для других животных. Так из-за ценного меха и мяса многие из них погибают от рук человека. А кто знает, как называют людей, которые занимаются истреблением диких животных?(браконьерами)

— Браконьеры в большом количестве истребляют животных. К чему это может привести? (Совсем исчезнут виды животных, которых человек истребляет)

— Что может сделать человек для охраны редких животных? (Создать заповедники, где редкие животные будут находиться под его защитой.)

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, — это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

-Пусть последние строчки стихотворения для вас станут девизом. Я думаю, что все вы любите животных, природу в целом, и всегда будете беречь её.

Слайд 8

«Заповедники»

Вывести на экран

Познавательные (логические – мыслительные операции)

На данном этапе происходит выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Регулятивные УУД (прогнозирование, применение нового знания, доработка своих затруднений)

Личностные

(самоопределение,

нравственно-этическая ориентация)

6.Рефлексия деятельности

2 мин.

А сейчас вернёмся к игре «Верите ли вы…». Сейчас Вам предстоит заполнить вторую строку , отвечая на те же вопросы.

1

2

3

4

Вопросы:

1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?

2. Верите ли вы, что плотоядных божьих коровок называют хищниками?

3. Верите ли вы , что медведи – это всеядные животные?

4. Верите ли вы, что тунец –это хищная рыба?

Поднимите руку те ребята, которые нашли ошибки в своих первоначальных ответах. Молодцы! Если у Вас во второй строке выставлены все «+», закрасьте круг зелёным цветом. Если имеются « — » — красным.

-Над какой темой мы работали? На какие группы можно разделить животных по способу питания? А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось?

— Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Ребята, сегодня у

нас необычный урок, поэтому у нас не будет плохих оценок. Поднимите руку те ребята, у которых в оценочном листе все круги зелёного цвета. За урок вы получаете «5».Остальные получают за урок оценку «4». А я бы хотела поставить оценку «5» …….за активную работу на уроке, за подготовку интересных сообщений о животных. (Оценивание учащихся.)

Домашнее задание.

Прочитать на с.119 учебника «Как питаются другие животные», выполнить №132 в рабочей тетради.

Аутотренинг.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

(РЕЗЕРВ):

«Знаете ли вы…»

Ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами, яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.

Пингвины не пьют пресную воду — они умеют «опреснять» соленую. В их теле есть специальные железы, которые отделяют соль из воды, которая выводится через особые желобки на клюве.

Заяц разборчив в выборе пищи. Всякий знает, что зайцы любят морковку, капусту и репу. Но особое пристрастие зайцы питают к петрушке.

Сообщения о животных

Слайд 9

Слайд 10

Домашнее задание

Слайд 13

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.

Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here