Урок окружающего мира в 3-м классе на тему

«Здоровый образ жизни»

Цели:

1. Сформировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить знания правил сохранения и укрепления здоровья.

2. Воспитывать общую культуру здоровья и ответственное отношение к своему здоровью; стимулировать у детей желание заниматься спортом.

3. Развивать исследовательские качества и аналитические способности учащихся.

Оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к уроку (Приложение 1).

Мультфильм «Мойдодыр» на CD-диске.

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся (Приложение 2).

Листы с заданиями для учащихся (Приложение 3).

Ход урока.

1. Организационный момент

— Здравствуйте! Мы сейчас с вами поздоровались. А кто знает, что значит слово «здравствуйте»? (Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. В давние времена люди говорили не здоровье, а здравие. Отсюда и слово здравница, здравоохранение.)

— Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Девизом урока будут слова:

Слайд 2.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

(Урок сопровождается показом слайдов презентации.)

II. Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру — и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду — и опять слёг в постель.

-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?(Он незакалённый)

-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней.

(Индивидуальная работа по карточкам — приложение 2)

4 человека получат карточки, на которых задания различной сложности: розовые – посложнее, оранжевые – полегче.

-Пока учащиеся готовятся, ответьте на вопросы:

-Для чего нужно заниматься закаливанием? (Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод; почти не болеет простудными заболеваниями. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.)

-Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача? (Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя выходить из дома до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.)

Проверка работы по карточкам.

-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.

III. Сообщение темы и задач урока.

-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

Слайд 4.

-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.

-Тема урока: «Здоровый образ жизни».

Слайд 5.

В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

-Вы готовы к путешествию?

В путь дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь!

-Но не так просто попасть в страну Здоровячков — мы не знаем туда дороги.

Поэтому нам предстоит выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто они? Сейчас мы это узнаём.

Слайд 6.

IV. Первый знакомый — доктор Чистота.

Беседа.

У него есть для вас задание: просмотреть фрагмент сказки и ответить на вопросы.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «Мойдодыр» К.Чуковского).

-Что это за сказка и кто ее автор?

-Для чего животные купаются и чистят своё тело?

-А зачем моется человек? ( чтобы быть чистым).

-Почему плохо быть грязнулей?

(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши — человек плохо слышит. Грязная кожа — человек плохо дышит. Грязные руки — появляются кишечные заболевания.)

У доктора Чистоты есть помощники. Прочитайте загадки и отгадайте, кто они.

Слайд 7.

Вафельное и полосатое,

Гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою.

Что это такое? (Полотенце)

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска)

Слайд 8.

Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала —

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было… (Мыло)

-Как вы заботитесь о чистоте тела?( мыть руки, чистить зубы, принимать душ)

-Только ли свое тело и лицо нужно содержать в чистоте?( содержать в чистоте свое жилище и одежду: делать уборку в доме и во дворе, чистить одежду и обувь)

-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.

Слайд 9.

(Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)

-А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы. (Чтение хором)

V. Доктор Здоровая пища.

Слайд 10.

-Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.

-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание — условие здоровья, неправильное — приводит к болезням.

Слайд 11.

-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

Слайд 12.

-Какое питание можно считать здоровым?

5. Это интересно!

Детям надо съедать в день 500 — 600 г овощей и фруктов, т.к. в них содержатся витамины.

Слово «витамин» придумал американский учёный — биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

-А знаете ли вы как правильно питаться. Мы узнаем это, когда вы выполните следующее задание: у вас на листиках под №1 даны советы по правильному питанию. Все ли верно в них? Посмотрите и исправьте ошибки.( приложение 3 № 1.) Слайд 13.

Слайд 14.

-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ.. (Правильно питайся.)

Волшебные слова:

Прежде, чем за стол мне сесть,

Я подумаю, что съесть.

Слайд 15.

VI. Доктор Режим дня. А означает его имя?

-Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно соблюдать режим дня, чередуя труд с отдыхом.

-Какие виды отдыха полезны для здоровья? ( игры на свежем воздухе, прогулки, чтение книг и, конечно же, сон.)

-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться? (телевизор, видео, компьютерные игры).

И во время такого отдыха, нужно обязательно делать зарядку для глаз.

Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Слайд 16.

На ваших листочках дано задание под № 2. ( приложение 3)

Красным цветом раскрасьте номера тех видов отдыха, которые вредят здоровью, а зеленым – полезные для здоровья.

Обменяйтесь листочками и проверим ответы.Слайд 17.

Слайд 18.

3-е правило? (Правильно сочетай труд и отдых.)

Волшебные слова:

Помни твёрдо, что режим

Людям всем необходим.

Слайд 19.

VII. Доктор Движение.

— Послушайте рассказ А.Дорохова «Молодые старички».

Волочил – тащил, тянул по земле.

Хилый – слабый, болезненный.

Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.

А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят.

Почему же он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники — убирать школьный двор или сажать деревья,- а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают — недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

-Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. Что же нужно сделать, чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на листиках под № 3.

(приложение 3). Выберите правильный ответ и обведите его номер.Слайд 20.

И мы сейчас сделаем зарядку.

(Физминутка «Хома»)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 хомка сильным хочет стать.

Слайд 21.

— Назовите 4-е правило. (Больше двигайся!)

Волшебные слова:

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения.

VIII. Мы приближаемся к стране Здоровячков.

Слайд 22.

— Но на нашем пути препятствие — вредные привычки.

Какими бывают вредные привычки?

-Я сейчас буду называть привычки, а вы, если услышите вредную привычку, хлопните в ладоши.

Разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебники, тетради, одежду; постоянно жевать жвачку; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания, грызть ручку или карандаш.

-Но эти привычки не так опасны как те, о которых пойдёт речь.

Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Слайд 23.

Анализ ситуации.

— Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей?

-Ребята, самое лучшее даже не пробовать, если вам предлагают сигарету, спиртное или наркотик, т.к. вещества, входящие в их состав очень вредны для здоровья и вызывают быстрое привыкание. Пусть над вами пару раз посмеются, посчитают маленькими, зато потом будут уважать за силу воли, твёрдость характера.

Какое 5 правило?

Слайд 24.

5-е правило. (Не заводи вредных привычек.)

Волшебные слова:

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет.

IX. Итог урока.

Слайд 25.

1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.

-Что значит вести здоровый образ жизни? (постоянно соблюдать правила здорового образа жизни).

А какого человека можно назвать здоровым?

Задание № 4 ( приложение 3) Слайд 26.

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

Слайд 27.

Запомните волшебные слова:

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

-Повернитесь друг к другу и скажите по 3 добрых слова.

Задание №5. Закончи предложения.

Я узнал…

Я сумел…

Я удивился…

Мне хотелось бы…

-Назовите главные правила ЗОЖ.

1. Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.

2. Правильно питайся.

3. Правильно сочетай труд и отдых.

4. Больше двигайся!

5. Не заводи вредных привычек.

Слайд 28.

-Зная эти правила, мы разгадаем кроссворд .

Утро начинай с : Слайд 29.

Принимай прохладный : Слайд 30.

Мойся с мылом и : Слайд 31.

Причеши волосы : Слайд 32.

Занимайся : Слайд 33.

Ешь больше фруктов и : Слайд 34.

Не сиди больше 30 минут за : Слайд 35.

Включай в свой распорядок дня : Слайд 36.

-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)

Слайд 37.

-Я вам желаю здоровья, а чтобы вы не забыли правила ЗОЖ, я вам на память дарю буклеты, которые вы сможете раскрасить в свои любимые цвета.

Приложение 2

Карточка 1.

Выбери правильные ответы .

Закаливание проводится с помощью:

(а) воздуха (б) ветра

(в) воды (г) солнца

Карточка 2.

Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?

Выбери правильные ответы .

  1. Как можно быстрее.

  2. Постепенно.

  3. Постоянно, настойчиво.

  4. От случая к случаю.

Карточка 3.

Выбери правильные ответы.

Болезни, которые возникают при заражении человека бактериями или вирусами, называ­ются:

а) детские болезни;

б) инфекционные болезни;

в) хронические болезни.

Особая чувствительность человека к некото­рым веществам называется:

а) болезненность;

б) усталость;

в) аллергия.

Карточка 4.

Что полезно для закаливания?

Выбери правильные ответы.

(А) Целый день лежать на солнце

(Б) Долго купаться в холодной воде

(В) Стоять под дождём

(Г) Перед сном мыть ноги прохладной водой

Ф.И.__________________________

Тема урока. ______________________________________________

1. Все ли верно в этих советах? Исправь ошибки.

Старайся питаться однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если имеешь склон­ность к полноте. Гораздо вреднее овощи и фрукты. Утром, перед школой, никогда не завтракай. Ужи­най за две минуты до сна, лучше всего прямо в по­стели.

2. Что вредит здоровью?

(1.) Утренняя зарядка.

(2.) Игры на свежем воздухе.

(3.) Долгое просиживание у телевизора.

(4.) Занятия физкультурой.

3. Что нужно делать, чтобы стать сильнее?

(1.) Кататься на лыжах.

(2.) Есть сдобные булочки.

(3.) Плавать в бассейне.

(4.) Играть в компьютерные игры.

(5.) Заниматься спортом.

(6.) Играть на свежем воздухе.

(7.) Лежать на диване.

(8.) Делать утреннюю зарядку.

4. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

1. Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.

2. Горбатый, бледный, хилый, низкий.

3. Стройный, сильный, ловкий, статный.

5. Закончи предложения.

1. Я узнал… ______________________________________________________

2. Я сумел… ______________________________________________________

3. Я удивился… ____________________________________________________

4. Мне хотелось бы… _______________________________________________

Анализ урока

  1. Урок является обобщающим в разделе «Мы и наше здоровье». Содержание материала отобрано в соответствии с темой занятия.

  2. На занятии реализовывалась триединая цель: познавательная – развивающая – воспитательная.

  3. Материал отвечал целям и задачам урока.

  4. Учтена взаимосвязь компонентов урока: логика построения, каждый этап носит завершенный характер, имеет целенаправленное действие на достижение конечного результата, а в целом воспитательного воздействия на ребенка. На этапе актуализации ранее изученного использовала фронтальный опрос и индивидуальные разноуровневые задания. Подбирала задания тестового характера. Надпредметное понятие человек (превосходная должность быть на земле человеком) прослеживалась в течение всего урока: формирование зож как у себя, так и у окружающих(вредные привычки)

  5. Учтено разнообразие форм и методических приемов: анализ, обобщение, частично-поисковый,

  6. Использовались различные виды деятельности, включение детей в совместную работу.

  7. Привлекался жизненный опыт и знания детей по данной теме, на основании чего ими были сделаны обобщения и выводы.

  8. Занятие проведено с использованием занимательного материала, презентации и в игровой форме.

  9. Для себя отмечаю, что для проведения урока в незнакомой обстановке (незнакомые дети) в своей деятельности обратить внимание на проведение некоторых уроков экспромтом ( в своей школе, но других классах), что надеюсь повысит мою профессиональную подготовку.

По сравнению с планом в ходе урока изменений не было, но не хватило времени на этапы контроля за усвоением знаний и для организации домашней работы, т.к. был затянут этап закрепления знаний.

13. Общая самооценка урока.

решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

избежать перегрузки и переутомления учащихся;

сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

На будущее более чётко продумывать использование времени на этапах урока и физминутку проводить в первой половине урока.

  1. Планируя урок, продумывая цели и задачи, я опиралась, прежде всего, на осознанность у учащихся изучаемого материала, с учетом их знаний по данному вопросу.

Урок вызвал у детей эмоциональный подъем. Все ребята включались в работу и активно работали на протяжении всего урока.

На уроке применялись различные методы обучения. По месту в структуре деятельности: фронтальная и индивидуальная, работа по карточкам.

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные методы, с использованием наглядности; частично-поисковые с опорой на ранее полученные знания. По источнику знаний: словесные, практические, игровые.

Итоги урока позволяют сделать вывод, что урок достиг своей цели. На уроке удалось реализовать принцип доступности и наглядности. Я считаю, что использование компьютерной презентации на данном уроке было оправдано, так как повысило его результативность, качество знаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here