Урок окружающего мира в 3-м классе на тему
«Здоровый образ жизни»
Цели:
1. Сформировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить знания правил сохранения и укрепления здоровья.
2. Воспитывать общую культуру здоровья и ответственное отношение к своему здоровью; стимулировать у детей желание заниматься спортом.
3. Развивать исследовательские качества и аналитические способности учащихся.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация к уроку (Приложение 1).
Мультфильм «Мойдодыр» на CD-диске.
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся (Приложение 2).
Листы с заданиями для учащихся (Приложение 3).
Ход урока.
1. Организационный момент
— Здравствуйте! Мы сейчас с вами поздоровались. А кто знает, что значит слово «здравствуйте»? (Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. В давние времена люди говорили не здоровье, а здравие. Отсюда и слово здравница, здравоохранение.)
— Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Девизом урока будут слова:
Слайд 2.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
(Урок сопровождается показом слайдов презентации.)
II. Проверка домашнего задания.
Слайд 3.
-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру — и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду — и опять слёг в постель.
-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?(Он незакалённый)
-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней.
(Индивидуальная работа по карточкам — приложение 2)
4 человека получат карточки, на которых задания различной сложности: розовые – посложнее, оранжевые – полегче.
-Пока учащиеся готовятся, ответьте на вопросы:
-Для чего нужно заниматься закаливанием? (Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод; почти не болеет простудными заболеваниями. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.)
-Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача? (Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя выходить из дома до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.)
Проверка работы по карточкам.
-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.
III. Сообщение темы и задач урока.
-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
Слайд 4.
-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.
-Тема урока: «Здоровый образ жизни».
Слайд 5.
В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).
-Вы готовы к путешествию?
В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!
-Но не так просто попасть в страну Здоровячков — мы не знаем туда дороги.
Поэтому нам предстоит выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.
Кто они? Сейчас мы это узнаём.
Слайд 6.
IV. Первый знакомый — доктор Чистота.
Беседа.
У него есть для вас задание: просмотреть фрагмент сказки и ответить на вопросы.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Мойдодыр» К.Чуковского).
-Что это за сказка и кто ее автор?
-Для чего животные купаются и чистят своё тело?
-А зачем моется человек? ( чтобы быть чистым).
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши — человек плохо слышит. Грязная кожа — человек плохо дышит. Грязные руки — появляются кишечные заболевания.)
У доктора Чистоты есть помощники. Прочитайте загадки и отгадайте, кто они.
Слайд 7.
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
Слайд 8.
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала —
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было… (Мыло)
-Как вы заботитесь о чистоте тела?( мыть руки, чистить зубы, принимать душ)
-Только ли свое тело и лицо нужно содержать в чистоте?( содержать в чистоте свое жилище и одежду: делать уборку в доме и во дворе, чистить одежду и обувь)
-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.
Слайд 9.
(Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)
-А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы. (Чтение хором)
V. Доктор Здоровая пища.
Слайд 10.
-Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.
-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание — условие здоровья, неправильное — приводит к болезням.
Слайд 11.
-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Слайд 12.
-Какое питание можно считать здоровым?
5. Это интересно!
Детям надо съедать в день 500 — 600 г овощей и фруктов, т.к. в них содержатся витамины.
Слово «витамин» придумал американский учёный — биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
-А знаете ли вы как правильно питаться. Мы узнаем это, когда вы выполните следующее задание: у вас на листиках под №1 даны советы по правильному питанию. Все ли верно в них? Посмотрите и исправьте ошибки.( приложение 3 № 1.) Слайд 13.
Слайд 14.
-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ.. (Правильно питайся.)
Волшебные слова:
Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
Слайд 15.
VI. Доктор Режим дня. А означает его имя?
-Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно соблюдать режим дня, чередуя труд с отдыхом.
-Какие виды отдыха полезны для здоровья? ( игры на свежем воздухе, прогулки, чтение книг и, конечно же, сон.)
-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться? (телевизор, видео, компьютерные игры).
И во время такого отдыха, нужно обязательно делать зарядку для глаз.
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Слайд 16.
На ваших листочках дано задание под № 2. ( приложение 3)
Красным цветом раскрасьте номера тех видов отдыха, которые вредят здоровью, а зеленым – полезные для здоровья.
Обменяйтесь листочками и проверим ответы.Слайд 17.
Слайд 18.
3-е правило? (Правильно сочетай труд и отдых.)
Волшебные слова:
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим.
Слайд 19.
VII. Доктор Движение.
— Послушайте рассказ А.Дорохова «Молодые старички».
Волочил – тащил, тянул по земле.
Хилый – слабый, болезненный.
Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.
А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят.
Почему же он вырос таким хилым?
Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники — убирать школьный двор или сажать деревья,- а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают — недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.
-Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. Что же нужно сделать, чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему?
-Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на листиках под № 3.
(приложение 3). Выберите правильный ответ и обведите его номер.Слайд 20.
И мы сейчас сделаем зарядку.
(Физминутка «Хома»)
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Ушки моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 хомка сильным хочет стать.
Слайд 21.
— Назовите 4-е правило. (Больше двигайся!)
Волшебные слова:
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
VIII. Мы приближаемся к стране Здоровячков.
Слайд 22.
— Но на нашем пути препятствие — вредные привычки.
Какими бывают вредные привычки?
-Я сейчас буду называть привычки, а вы, если услышите вредную привычку, хлопните в ладоши.
Разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебники, тетради, одежду; постоянно жевать жвачку; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания, грызть ручку или карандаш.
-Но эти привычки не так опасны как те, о которых пойдёт речь.
Какие вредные привычки разрушают здоровье?
Слайд 23.
Анализ ситуации.
— Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?
-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей?
-Ребята, самое лучшее даже не пробовать, если вам предлагают сигарету, спиртное или наркотик, т.к. вещества, входящие в их состав очень вредны для здоровья и вызывают быстрое привыкание. Пусть над вами пару раз посмеются, посчитают маленькими, зато потом будут уважать за силу воли, твёрдость характера.
Какое 5 правило?
Слайд 24.
5-е правило. (Не заводи вредных привычек.)
Волшебные слова:
Дым вокруг от сигарет,
Мне в том доме места нет.
IX. Итог урока.
Слайд 25.
1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.
-Что значит вести здоровый образ жизни? (постоянно соблюдать правила здорового образа жизни).
А какого человека можно назвать здоровым?
Задание № 4 ( приложение 3) Слайд 26.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Слайд 27.
Запомните волшебные слова:
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
-Повернитесь друг к другу и скажите по 3 добрых слова.
Задание №5. Закончи предложения.
Я узнал…
Я сумел…
Я удивился…
Мне хотелось бы…
-Назовите главные правила ЗОЖ.
1. Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.
2. Правильно питайся.
3. Правильно сочетай труд и отдых.
4. Больше двигайся!
5. Не заводи вредных привычек.
Слайд 28.
-Зная эти правила, мы разгадаем кроссворд .
Утро начинай с : Слайд 29.
Принимай прохладный : Слайд 30.
Мойся с мылом и : Слайд 31.
Причеши волосы : Слайд 32.
Занимайся : Слайд 33.
Ешь больше фруктов и : Слайд 34.
Не сиди больше 30 минут за : Слайд 35.
Включай в свой распорядок дня : Слайд 36.
-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)
Слайд 37.
-Я вам желаю здоровья, а чтобы вы не забыли правила ЗОЖ, я вам на память дарю буклеты, которые вы сможете раскрасить в свои любимые цвета.
Приложение 2
Карточка 1.
Выбери правильные ответы .
Закаливание проводится с помощью:
(а) воздуха (б) ветра
(в) воды (г) солнца
Карточка 2.
Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?
Выбери правильные ответы .
-
Как можно быстрее.
-
Постепенно.
-
Постоянно, настойчиво.
-
От случая к случаю.
Карточка 3.
Выбери правильные ответы.
Болезни, которые возникают при заражении человека бактериями или вирусами, называются:
а) детские болезни;
б) инфекционные болезни;
в) хронические болезни.
Особая чувствительность человека к некоторым веществам называется:
а) болезненность;
б) усталость;
в) аллергия.
Карточка 4.
Что полезно для закаливания?
Выбери правильные ответы.
(А) Целый день лежать на солнце
(Б) Долго купаться в холодной воде
(В) Стоять под дождём
(Г) Перед сном мыть ноги прохладной водой
Ф.И.__________________________
Тема урока. ______________________________________________
№ 1. Все ли верно в этих советах? Исправь ошибки.
Старайся питаться однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если имеешь склонность к полноте. Гораздо вреднее овощи и фрукты. Утром, перед школой, никогда не завтракай. Ужинай за две минуты до сна, лучше всего прямо в постели.
№ 2. Что вредит здоровью?
(1.) Утренняя зарядка.
(2.) Игры на свежем воздухе.
(3.) Долгое просиживание у телевизора.
(4.) Занятия физкультурой.
№ 3. Что нужно делать, чтобы стать сильнее?
(1.) Кататься на лыжах.
(2.) Есть сдобные булочки.
(3.) Плавать в бассейне.
(4.) Играть в компьютерные игры.
(5.) Заниматься спортом.
(6.) Играть на свежем воздухе.
(7.) Лежать на диване.
(8.) Делать утреннюю зарядку.
№ 4. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
1. Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.
2. Горбатый, бледный, хилый, низкий.
3. Стройный, сильный, ловкий, статный.
№ 5. Закончи предложения.
1. Я узнал… ______________________________________________________
2. Я сумел… ______________________________________________________
3. Я удивился… ____________________________________________________
4. Мне хотелось бы… _______________________________________________
Анализ урока
-
Урок является обобщающим в разделе «Мы и наше здоровье». Содержание материала отобрано в соответствии с темой занятия.
-
На занятии реализовывалась триединая цель: познавательная – развивающая – воспитательная.
-
Материал отвечал целям и задачам урока.
-
Учтена взаимосвязь компонентов урока: логика построения, каждый этап носит завершенный характер, имеет целенаправленное действие на достижение конечного результата, а в целом воспитательного воздействия на ребенка. На этапе актуализации ранее изученного использовала фронтальный опрос и индивидуальные разноуровневые задания. Подбирала задания тестового характера. Надпредметное понятие человек (превосходная должность быть на земле человеком) прослеживалась в течение всего урока: формирование зож как у себя, так и у окружающих(вредные привычки)
-
Учтено разнообразие форм и методических приемов: анализ, обобщение, частично-поисковый,
-
Использовались различные виды деятельности, включение детей в совместную работу.
-
Привлекался жизненный опыт и знания детей по данной теме, на основании чего ими были сделаны обобщения и выводы.
-
Занятие проведено с использованием занимательного материала, презентации и в игровой форме.
-
Для себя отмечаю, что для проведения урока в незнакомой обстановке (незнакомые дети) в своей деятельности обратить внимание на проведение некоторых уроков экспромтом ( в своей школе, но других классах), что надеюсь повысит мою профессиональную подготовку.
По сравнению с планом в ходе урока изменений не было, но не хватило времени на этапы контроля за усвоением знаний и для организации домашней работы, т.к. был затянут этап закрепления знаний.
13. Общая самооценка урока.
• решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.
На будущее более чётко продумывать использование времени на этапах урока и физминутку проводить в первой половине урока.
-
Планируя урок, продумывая цели и задачи, я опиралась, прежде всего, на осознанность у учащихся изучаемого материала, с учетом их знаний по данному вопросу.
Урок вызвал у детей эмоциональный подъем. Все ребята включались в работу и активно работали на протяжении всего урока.
На уроке применялись различные методы обучения. По месту в структуре деятельности: фронтальная и индивидуальная, работа по карточкам.
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные методы, с использованием наглядности; частично-поисковые с опорой на ранее полученные знания. По источнику знаний: словесные, практические, игровые.
Итоги урока позволяют сделать вывод, что урок достиг своей цели. На уроке удалось реализовать принцип доступности и наглядности. Я считаю, что использование компьютерной презентации на данном уроке было оправдано, так как повысило его результативность, качество знаний.