Тема: Полезные ископаемые Казахстана.
Цель: формирование знаний учащихся о месторождениях полезных ископаемых на территории Казахстана.
Задачи:1)содействовать формированию и углублению знаний учащихся об ископаемых богатствах нашей страны; научить определять месторождения полезных ископаемых;
2)содействовать развитию кругозора учащихся ;умений работать с картой полезных ископаемых; связной речи учащихся ; мышления;
3)содействовать воспитанию интереса к предмету; бережного отношения к ископаемым богатствам нашей страны; к природе;
Тип урока: объяснение нового материала
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, групповой, проблемный
Оборудование: карта полезных ископаемых, карта Казахстана
Технологии: элементы критического мышления
Ход урока:
I Организационное начало урока:
II Психологический настрой:
Есть мать –одна
По имени –природа
У ней для всех
Хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты.
III Проверка домашнего задания:
А) Все извлеченное из глубин или поверхности земли называют……
Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных для разработки количествах называют…..
Горючие полезные ископаемые обладают……
Рудные полезные ископаемые- это горные породы……
Нерудные полезные ископаемые- не содержат…
Самые красивые нерудные полезные ископаемые….
Это полезное ископаемое люди используют для приготовления пищи….
Это полезное ископаемое бывает красного и белого цвета, используется для изготовления посуды…
В нашем портфеле есть предметы, сделанные из нефти
( мозговой штурм )
Б) Составление кластера…..( работа в группах )
Полезные ископаемые
Рудные Нерудные Горючие
(бурый уголь, аметист, торф, изумруд, нефть, мрамор, алюминий, серебро, малахит)
IV Постановка темы и целей урока: (работа с условными знаками, игра «Угадай полезные ископаемые»)
Каменный уголь
Нефть
Железные руды
Фосфориты
Медные руды
Полиметаллические руды
Золото
Поваренная соль
V Формирование знаний и умений учащихся:
А) Подготовительная работа:
— Вот молоток и клещи, чайник и утюг, газовая плита.
— Они сделаны…..Откуда берется металл?
— По дороге едут автомобили, летят самолеты, они не могут обойтись без…..Из чего делают горючие масла?
— Туалетная вода, духи, одеколон имеют причастность к …..
— Дом, в котором собирается вся семья, построен из полезных ископаемых….
Б) Работа по учебнику ( чтение текста стр.26-27 методом пометок ).
. знаю
+ новое
— не понял
? затрудняюсь
! удивило
В) Работа по содержанию: — Назовите месторождения каменного угля?
— Назовите месторождение цветных металлов?
— Назовите месторождения полиметаллических руд?
Г) Дополнительный материал ( прикрепляем условные знаки )
1-ый ученик: Более 90 % видов, почти все известные на земле, полезных ископаемых сосредоточены на территории нашей страны.
2-ый ученик: Крупнейшее в мире газовое месторождение находится в Карачаганаке.
3-ый ученик: Атырау богат нефтью и газом.
4-ый ученик: Жезказган известен добычей железной руды, развитой цветной металлургией.
5-ый ученик: Крупнейший в мире угольный разрез « Богатырь « находится в Павлодаре.
6-ый ученик: А наша область специализирована на добыче хрома, никеля и нефти.
Д) Первичное закрепление ( работа в группах )Работа с картой полезных ископаемых.
1- ая группа- перечислите месторождения угля на территории РК
2-ая группа – перечислите месторождения нефти
3-ая группа – перечислите месторождения природного газа
4-ая группа- перечислите месторождения поваренной соли
5-ая группа- перечислите месторождения медной руды
VI Пятиминутное эссе» Полезные ископаемые Казахстана»
VII Подведение итогов: — Что нового узнал я для себя?
— Что еще я хочу знать о полезных ископаемых?
— Что мы можем сделать , чтобы сохранить полезные ископаемые?
VIII Постановка домашнего задания: стр.26-27 пересказ, подготовить рефераты по теме.